G-8 в Санкт-Петербурге
Чем ближе саммит в Санкт-Петербурге, тем отчетливее видно,
что не стоит ожидать от него прорывных решений и судьбоносных
поворотов. Политическое положение большинства лидеров
в своих странах, взаимоотношения между странами-участниками,
тупики мировой политики - не оставляют место для иллюзий.
В значительной мере именно поэтому большая часть обсуждений
проблемы и в России, и на Западе сводится к отвлекающему
вопросу о том, достойна ли наша страна занятого ею в восьмерке
места, соответствует ли она стандартам Клуба, в котором
решением трехгодичной давности ей определено председательствовать,
должны ли лидеры семи «старых» демократий приезжать в
гости к президенту Путину, нужно ли, и если да – то насколько
остро, в ходе саммита ставить вопросы о внутренней политике
России, следует ли российским деятелям, думающим о себе
как об оппозиции, использовать саммит для того, чтобы
«сказать всю правду» о ситуации в стране приезжим иностранцам.
Лидеры стран, прибывающие Санкт-Петербург, относятся
к этой дискуссии с внутренним хорошо скрываемым удовлетворением
– гораздо проще не отвечать на эти вопросы, чем отвечать
на вопросы о решениях, которые мир ждет от лидеров ведущих
держав, и которых у них нет. Тем более, они прекрасно
знают, что не являются моральными эталонами, правды, демократии
и свободы - слишком много собственных грехов, среди которых,
кстати, и часть ответственности за ситуацию, сложившуюся
сегодня в России. Да, собственно, им, наверное, и в голову
не приходит пытаться стать Верховным Судом по Вопросам
Демократии.
Что касается «всей правды», то происходящее в нашей стране,
очевидно всем, даже тем, кто мало интересуется Россией
и ее политикой. Уже невозможно не замечать: Россия все
дальше уходит от демократии, в стране установлена авторитарная
система. Нет независимого парламента, свободы слова, независимой
юстиции, профанируются выборы, бизнес подчинен власти.
Власти не уважают права и свободы граждан. Законы применяются
избирательно и политически мотивировано. Это прямо сказывается
и на внешнеполитической линии, которая весьма мало напоминает
курс на стратегическое партнерство с Западом. Но, в отличие
то советских времен, Россия - открытая страна. Здесь никто
ничего не скрывает. В Москве работают все ведущие телеканалы,
информационные агентства и газеты мира и тысячи высокопрофессиональных
журналистов, которые пишут все, что считают нужным. В
стране десятки иностранных аналитических центров и фондов,
зарубежных представительств, которые прекрасно понимают
что происходит. Как правило, их оценки достаточно точны
и объективны. Есть и российский политический и околополитический
Интернет, и пускай малотиражные, но весьма оппозиционные
газеты и другие СМИ. В политическом смысле – для российских
граждан - свободы слова в России нет, но для экспертов
никаких проблем с информацией нет абсолютно, если только
есть желание ее иметь. Поэтому все лидеры, прибывающие
на саммит, все, что они хотят знать про Россию – знают
сполна.
Участие России в саммитах лидеров ведущих стран – это
не медаль «за либеральные заслуги» и не похвальная грамота
«за демократизацию». Если во времена биполярного мира
и в начале 90-х, когда только начиналось сотрудничество
России и «группы семи», ее еще можно было воспринимать
как клуб развитых демократических стран, то с тех пор,
особенно после 11 сентября, и мир, и роль Восьмерки серьезно
изменились. Смысл встреч «восьмерки» сейчас не имеет отношения
к совместной борьбе за утверждение принципов демократии.
И, как бы того ни хотел кто-то в нынешнем российском руководстве,
саммит в Петербурге не имеет никакого отношения к признанию
успехов страны в построении современной демократии.
В сегодняшнем мире Восьмерка – это, прежде всего, фактор
стабильности, личная встреча лидеров государств, от которых
напрямую зависит глобальная безопасность. Россия к таким
государствам во всех смыслах относится. Все сегодняшние
«лица, принимающие решения» знают, многократно убедились,
что обойти Россию при решении глобальных тактических вопросов
либо попросту невозможно, либо такие попытки создадут
лично им большие проблемы в их повседневной деятельности.
Кроме тактики, есть серьезная стратегическая составляющая
идеи саммитов, которая, впрочем, тоже не имеет прямого
отношения к теме демократии и глубокого партнерства России
и Запада. Без руководства России невозможно обсуждать
такие конкретные ключевые проблемы современности, как
мировая энергетика и нераспространение ядерного оружия.
Без этих вопросов в повестке дня встреча вообще теряет
всякий смысл. Если нет решения этих проблем, а их, похоже,
даже в проектах нет, то, безусловно, их надо хотя бы обсуждать
на высшем уровне. Для этого теперь и существует «восьмерка».
Рядовые граждане, независимые общественные деятели и
политики имеют ко всему этому крайне малое отношение,
которое подчас выражается в маргинальных и пародийных
формах.
Отсутствие политической дискуссии в нашей стране, серость
и примитивность ее политической жизни не позволили использовать
подготовку к петербургскому саммиту как редкую историческую
возможность провести широкую серьезную плюралистическую
общественную дискуссию о месте России в мире, о ее будущем.
G-7 в интерьере мировой политики
Почему заранее очевидно, что не следует ожидать от петербургского
саммита серьезных и крупных решений? Почему так сильно
и опасно падает авторитет лидеров ведущих стран? Почему
нет ответов на ключевые вопросы, а тупики мировой политики
становятся все более очевидными?
Кризис мировой политики охватывает все международные
институты, он очевиден и в ООН, и в когда-то влиятельном
Совете Европы. Вызывает немалые трудности в Евроатлантических
отношениях и конституционном европейском процессе. Отчетливо
проявляется в стратегических геополитических проблемах
, таких как тупиковая ситуация в Ираке, бесперспективная
оккупация Афганистана, отсутствие даже приблизительного
плана действий на Ближнем Востоке, в отношении Ирана,
Северной Кореи. Проблемы распространения ОМУ, терроризма,
ксенофобии и национализма в сочетании с нарастающей незаконной
миграцией, несмотря на все большую их остроту, по-прежнему
не имеют удовлетворительного ответа.
Предметом обсуждения стали очень важные, но весьма локальные,
по сути, вопросы - Гуантанамо, Абу-Грейб, незаконные секретные
тюрьмы ЦРУ в Европе и так далее и тому подобное.
На фоне того, что происходит в Ираке, и баснословных
инвестиций в Китай, стало не принято обсуждать с «серьезными
людьми» императивную взаимосвязь развития страны с демократией
и верховенством права в ней.
Такие темы как новое политическое мышление, диалог о
судьбе мира и направлении его развития, демократия и права
человека и в дискуссии с Россией и в международной политике
в целом оттеснены на второй план «реальной политикой»,
основанной на сиюминутных выгодах, политическом торге,
двойных стандартах.
Да и прогнозы роста мировой экономики не слишком оптимистичны.
Особенно если их сопоставлять с нарастающими глобальными
потребностями.
Причины этого серьезного и, похоже, затяжного кризиса,
очевидно, многообразны. Хочу обратить внимание на две,
на мой взгляд, ключевые.
Фундаментом современного демократического мироустройства
является ценностная концепция прав и свобод человека,
осознанная после (и во многом вследствие) Второй мировой
войны в качестве системообразующей. Будучи принятой в
Европе и Северной Америке в качестве абсолютного императива
послевоенного государственного, гражданского и экономического
строительства, концепция прав человека стала альфой и
омегой языка политического общения, основой взаимопонимания
и единой системой ценностей. Именно на этой общей ценностно-понятийной
базе стали возможными и реально сформировались современные
мировые финансовые и экономические рынки, международные
банковские структуры и институты, международное право
и национальные правовые системы, Европейский Союз, НАТО,
- короче говоря, все то, что сейчас называют современной
демократической цивилизацией и образом жизни.
К 80-м годам прошлого века эта социально–экономическая
система достигла высочайшего развития и включила в свою
орбиту многие страны европейского континента, Америки,
Австралию и даже часть Юго-Восточной Азии. Пример принципиально
иного качества жизни, который стал доступен советским
людям для обозрения в период Горбачева, привел к мирному
распаду советской системы и окончанию холодной войны.
Затем в в западных странах к власти пришло новое поколение
политиков. Это оказались люди и партии в значительно меньшей
степени ориентированные на соблюдение принципов и ценностную
политику, чем их предшественники, добившиеся при жизни
одного поколения колоссальных результатов. В мировой политике
быстро возобладала прагматика, так называемая «реальная
политика», беспринципность, двойные стандарты. Политические
лидеры в значительно большей степени стали интересоваться
личными успехами и собственно своими выборами, чем реальными
проблемамиизбирателей. Нарушение принципов и размывание
ценностей в политике стали основным направлением. Нарастал
разлад в евроатлантических отношениях, началось механическое
расширение военных блоков и, наоборот, сдерживание цивилизационного
расширения европейского сообщества на восток. Бюрократизация
и возросший цинизм в политике открыли дорогу национализму
и разного рода экстремизму. Аморальность и безнравственность
постепенно стали политической нормой. Отказ продумывать
все последствия принимаемых решений во время балканского
кризиса 1999 г. показал, как в такой ситуации один провинциальный
преступный авантюрист может поставить всю Европу и даже
мир на грань очень крупного политического и даже военного
конфликта.
После подлейшего, не имеющего оправданий, террористического
нападения на США, приведшего к многочисленным жертвам,
накопившиеся проблемы вышли наружу в виде недальновидной
политической линии «неоконсервативного фундаментализма»
и как следствие - принятия ошибочных, эмоциональных по
мотивам, неправовых по форме и крайне опасных по своим
последствиям решений на глобальном уровне.
Другой существенной причиной разрастания кризиса стало
неосознанное и потому особенно опасное противоречие между
военными, экономическими и политическими возможностями
США как единственной по критериям ушедшей эпохи сверхдержавы,
с одной стороны, и принципиально новыми глобальными реалиями
и вызовами, возникшими в ХХ1 веке, с другой.
Не будучи готовой ответить на сложные вопросы современности,
западная политика, ее качество и персонификация, продолжают
деградировать. И пока это остается так, не следует ожидать
по-настоящему успешных саммитов, где бы и в каком бы составе
они ни проводились.
Для России такое развитие событий оказалось чрезвычайно
вредным. В силу отсутствия каких бы то ни было эффективных
современных государственных институтов, демократических
традиций и даже современного общества как такового, а
также в силу того, какое огромное значение для коренных
изменений в СССР имел позитивный пример успешного послевоенного
развития западных стран, который с середины 90-х утратил
свою былую привлекательность, все негативные и кризисные
явления, проявившиеся в мировой политике как тенденции,
приняли в России характер главного направления всей вначале
внутренней, а затем и внешней политики. Более того, они
стали доминирующими во всей философии жизни, новой постсоветской
политической, общественной, деловой культуры. Россия,
не имея необходимого мировоззренческого иммунитета, восприняла
прежде всего все наносное, временное, неглубокое, аморальное
и циничное, что проявилось в мировой политике.
Все то, что в западном мире развивается как «мейнстрим»,
в России превратилось в «экстрим»: «реальная политика»
приняла экстремальные формы политики выгод, «чисто-конкретных»
интересов и практически полного отказа от политики идеалов,
принципов и ценностей.
«Новый» облик мировой политики, наряду с внутрироссийскими
событиями и процессами 90-х, предопределил формирование
скептического (если не сказать хуже) отношения россиян
к демократии и демократическим ценностям.
В странах Запада, в последние 60 лет была создана мощная
демократическая политическая система и достаточно эффективная
государственная машина. Это позволит им, пусть и с серьезными
потерями, но преодолеть нынешние кризисные явления в глобальной
политике. Однако в России текущие, временные, во многом
связанные с персональными особенностями лидеров проблемы
Запада умышленно трактуются как органически присущие самой
демократической системе. Администрация Путина воспользовавшись
очевидными провалами в западной политике, ошибками и слабостью
ее лидеров, использовала все это для пропаганды отказа
от создания демократических институтов, модернизации страны
и общества, отхода от европейского пути развития России.
От такого манипулирования наше общество оказалась абсолютно
не защищенным.
(Продолжение следует)