Выступая
недавно на Петербургском экономическом форуме, министр экономического
развития и торговли Герман Греф не исключил возврата к прогрессивной
шкале подоходного налога. "В будущем система налогообложения
личных доходов должна приобрести черты более справедливого
перераспределения национального богатства в обществе, -
заявил министр. - Оно будет проходить за счет подоходного
налога и за счет налога на недвижимость. Только так можно
бороться с высоким уровнем бедности в России". О том
же, правда, с оговоркой, что "сейчас такая модель в
России будет плохо работать", на форуме заявил и министр
финансов Алексей Кудрин. А когда мысль подхватили председатель
Счетной палаты Сергей Степашин, заявив, что дифференцированный
подоходный налог "может быть введен уже в ближайшие
годы", и спикер Совета Федерации Сергей Миронов, стало
ясно: идея овладела умами руководящих масс. А значит, вероятность
возврата к "прогрессивке" можно оценить как немалую.
Назад, к "прогрессивке"?
Нынешняя шкала обложения доходов граждан так называемым
налогом на доходы физических лиц - плоская. Взимаемый
налоговиками в казну процент не зависит от величины облагаемого
дохода: и с тысячи рублей, и с миллиарда берется по 13%.
Плоская шкала появилась в Российском налоговом законодательстве
лишь 1 января 2001 года. До этого (включая советский период,
начиная с 1943 года, когда подоходный налог был введен
указом Президиума Верховного Совета) шкала была прогрессивной:
выше доход - выше процент.
Прыжки по ступенькам шкалы закончились в августе 2000
года - в Налоговый кодекс внесли радикальные изменения,
установив плоскую шкалу в 13%.
Формально соответствующие поправки были внесены по инициативе
правительства, но аналогичные предложения звучали в предыдущие
годы не раз. За плоскую шкалу в Госдуме второго созыва
выступало "Яблоко" (предлагавшее единую 10-процентную
ставку), ряд депутатов (включая нынешнего вице-премьера
Александра Жукова) предлагали оставить шкалу прогрессивной,
но сделать более плоской. Из этого тогда ничего не вышло:
и правительство, и левые фракции неизменно выступали за
"прогрессивку". В Госдуме третьего созыва ситуация
изменилась: и левые уже не имели большинства, и правительство
Михаила Касьянова решило поддержать плоскую шкалу. Что
и провели в жизнь, разрекламировав как одно из серьезных
либеральных достижений Кабинета.
Аргументы в пользу такого шага были, в общем, очевидны.
Все, кто может, прячут высокие доходы от "прогрессивного"
налогообложения. Если ввести плоскую шкалу - прятать станет
почти бессмысленно, немалая часть экономики должна будет
выйти из тени, и общее снижение налоговых ставок приведет
не к уменьшению, а к увеличению поступлений. Это - во-первых.
А во-вторых, при плоской шкале нет необходимости подавать
декларации о доходах всем, кто имеет несколько источников
доходов (при "прогрессивке" надо было сложить
все доходы декларанта и обложить налогом общую сумму).
Что значительно облегчало жизнь не только гражданам, но
и самим налоговикам, поскольку расчеты существенно упрощались.
Впрочем, у противников введения плоской шкалы были еще
тогда свои аргументы. Простейший из них заключался в том,
что переход к "плоскому" налогообложению невыгоден
для людей с низкими доходами, коих в нашей стране большинство:
раньше они платили 12%, а теперь - 13%, как и все. В свою
очередь получатели сверхдоходов при новой системе экономили
огромные суммы. Кроме того, отмечали оппоненты, прогрессивная
шкала - один из наиболее эффективных инструментов не только
перераспределения национального богатства, но и снижения
социального расслоения в обществе: "выписывать"
себе гигантские суммы становится невыгодно.
Никто не спешит из "тени"
Сегодня, когда старый спор возобновляется на новой основе,
скорее всего, будут звучать те же аргументы. Но есть одно
отличие: экономическая теория уже оказалась проверена
налоговой практикой. А именно: в вопросе о выводе экономики
из "тени" и росте поступлений в бюджет. Так,
в 2000 году (при прогрессивной шкале) общий объем поступлений
от подоходного налога в бюджеты всех уровней составил
около 172 млрд. рублей. В 2001 году, когда ввели плоскую
шкалу, поступления составили 190 млрд. рублей, то есть
выросли на 10%. Однако инфляция за 2001 год составила
около 19%, то есть рост поступлений почти вдвое отстал
от инфляционного коэффициента. Доходы федерального бюджета,
заметим, за 2001 год возросли на те же 19%. Иными словами,
платить стали не больше, а меньше!
В последующие годы абсолютные цифры поступлений от подоходного
налога росли (начиная с 2002 года он полностью остается
в региональных бюджетах), но медленнее, чем абсолютные
цифры доходов соответствующих бюджетов. Таким образом,
никто не поспешил (и до сих пор не спешит) выходить из
"тени":
Чем сейчас закончится нынешний спор - предсказать трудно.
Правда, это не первый за последние годы (уже после введения
плоской шкалы) спор о системе обложения доходов граждан.
Так, два года назад, когда стал выявляться дефицит бюджета
Пенсионного фонда России, Герман Греф предложил компенсировать
его за счет 4-процентного роста ставки подоходного налога.
Дефицит, заметим, появился именно потому, что снизили
единый социальный налог - и тоже под разговоры о неминуемом
выводе экономики из "тени" и отказе от "серых"
зарплатных схем. Результат: бюджет ПФР с тех пор испытывает
трудности. Правда, предложение Грефа тогда так и не прошло.
Еще через год, в феврале 2005-го, Госдума по предложению
Геннадия Селезнева рассматривала законопроект о возвращении
"прогрессивки" (с минимальной ставкой в 6% и
максимальной в 30%). Но проект тогда и близко не набрал
нужного числа голосов.
Между тем, как показывают исследования ВЦИОМ, около 90%
россиян выступают за перераспределение доходов и прогрессивную
шкалу подоходного налога.
Досье МН
Единая прогрессивная шкала появилась в России с 1
января 1992 года. Она была семиступенчатой. Доходы ниже
минимального размера оплаты труда (тогда - 342 рубля)
налогом не облагались, доходы до 42 тысяч рублей в год
облагались по 12-процентной ставке, от 42 до 84 тысяч
- по 15-процентной, и так далее. Максимальная ставка в
60% применялась к доходам более 420 тысяч рублей в год.
В последующие 8 лет (за это время произошло две гиперинфляции
и один дефолт) менялись только "ступеньки",
за которыми начинали действовать те или иные налоговые
ставки, а так же количество этих "ступенек".
Отметим лишь, что уже летом 1992 года шкала стала 4-ступенчатой,
минимальная ставка - 12%, максимальная ставка - 40%. Весной
1993 года осталось три "ступеньки": 12, 20 и
30%. Летом 1996 года система стала 5-ступенчатой, с минимумом
в 12% и максимумом в 35%, с января 1998 года - 6-ступенчатой,
с теми же границами. Летом 1999 года максимальная ставка
поднялась до 45%, а с января 2000 года "прогрессивка"
изменилась в последний раз. Ступенек снова, как и до лета
1996 года, стало три: 12, 20 и 30%.