До
летнего перерыва в работе городского парламента осталось
всего два заседания. Вероятно, на одном из них депутаты
попытаются заполнить свободное место судьи Уставного суда:
как известно, профессор Наталья Шевелева в апреле сложила
свои полномочия «по собственному желанию». Впрочем, это
официальная версия. Неофициальная – бессмысленность работы
независимого юриста в нынешнем составе суда, лояльного исполнительной
власти и не усматривающего ровным счетом никакой крамолы
в любых ее решениях.
На место Шевелевой уже предложены три кандидатуры –
соответствующие документы разосланы депутатам ЗакСа. Все
кандидаты, как и положено по новому закону об Уставном
суде, уже согласованы Валентиной Матвиенко. Те, против
кого выступает губернатор, теперь не могут быть включены
даже в бюллетень для тайного голосования. Первоначально
высказывавшиеся предположения о том, что в числе претендентов
будут бывший судья, а ныне представитель губернатора в
УС Алексей Ливеровский и бывший член Демократической фракции,
а ныне единоросс Андрей Черных, не оправдались. Во всяком
случае, пока: среди представленной тройки их нет.
А кто есть? Председатель судейского состава федерального
арбитражного суда Северо-Западного округа Антонина Шевченко,
начальник сектора юридического управления ЗакСа Александр
Уланов и сотрудник государственного экспертного института
регионального законодательства при губернаторе Ленинградской
области Игорь Миколасюк.
Все трое в юридическом сообществе, скажем так, не очень
известны, тем более – как глубокие знатоки и признанные
авторитеты в области государственного и конституционного
права. При этом Миколасюк работал под началом нынешнего
председателя УС Сергея Сергевнина, который в последние
годы возглавлял указанный институт, а Уланов работал в
Комитете по законодательству городского парламента (в
это время комитет возглавлял Алексей Ливеровский), а в
прошлом году представлял спикера ЗакСа Вадима Тюльпанова
на суде против питерской оппозиции.
Впрочем, в кулуарах ЗакСа и не наблюдается никакого бурного
обсуждения указанных кандидатур. Во-первых, потому, что
результат голосования зависит не столько от профессиональных
качеств кандидатов, сколько от того, какую команду получит
«Единая Россия». Ну а во-вторых – потому, что интерес
к самому Уставному суду нынче упал почти до критической
отметки.
По сведениям председателя комиссии по социальным вопросам
Наталии Евдокимовой из Демократической фракции, сейчас
в суде нет ни одного (!) обращения по оспариванию каких-либо
законов или правовых актов администрации города. Единственное
зависшее еще с прошлого года дело – по ликвидации торговых
павильонов на остановках – рассматривается в вялотекущем
режиме, и никто при этом не сомневается, что суд в итоге
признает действия Смольного абсолютно законными. В сложившейся
ситуации оппозиции бесполезно обжаловать в суде решения,
которые она считает незаконными, а представители власти
в этом не нуждаются, поскольку полностью контролируют
принятие решений…
Между тем, по имеющейся информации, в ближайшее время
может возникнуть «инициатива снизу» (Питеру отведена здесь
немаловажная роль) о ликвидации всей системы уставных
судов в регионах.
Прецедент, имевший место в Петербурге в прошлом году,
когда УС под руководством Николая Кропачева вдруг «взбунтовался»
и пошел против исполнительной власти, крайне не понравился
в Кремле, где якобы решено отказаться от этого института,
передав рассмотрение соответствующих дел судам общей юрисдикции.
Эти суды, в отличие от уставных, встроены в «вертикаль»,
их председатели (да и все судьи) назначаются, как известно,
президентом, вышестоящий суд всегда может «поправить»
нижестоящий, а механизм изгнания неугодных судей давно
отработан на хорошо известных примерах – начиная от Сергея
Пашина и заканчивая Ольгой Кудешкиной.
В то же время уставные суды – «белая юридическая ворона»
они как-то выбиваются из общего вертикального строя. И
хотя – опять же на питерском примере – способ борьбы с
ними также отработан на практике, надежнее, с административной
точки зрения, вообще убрать этот не вполне управляемый
орган. Чем меньше у граждан и у оппозиции будет возможностей
оспорить «единственно верные» решения исполнительной власти
– тем лучше для нее. Во всяком случае, спокойнее.