На предстоящих выборах Госдумы и президента могут восстановить
досрочное голосование: это предложение содержится в недавно
внесенных в парламент (и имеющих большие шансы быть принятыми)
поправках к избирательному законодательству. Тем, кто
сошлется на командировку, отпуск или состояние здоровья,
в течение пяти дней до выборов дадут проголосовать досрочно.
Официальная причина — необходимость повышения явки избирателей,
которая очевидно снизится после запланированной отмены
в избирательных бюллетенях графы «против всех».
Но куда важнее, как представляется, неофициальная причина:
досрочное голосование является одним из самых эффективных
способов обеспечить на выборах нужный для властей результат.
В 1994 году возможность досрочного голосования ввели
с благими намерениями: чтобы те, кто в день выборов будет
отсутствовать по уважительным причинам, могли в порядке
исключения заранее проголосовать за выбранных ими кандидатов.
Но очень быстро исключение начало становиться правилом:
не стесняющиеся в средствах кандидаты смекнули, что открываются
неограниченные возможности для покупки голосов.
И уже в 1995 году на думских выборах в Петербурге в одном
из округов наблюдалась специфическая картина: к избирательным
участкам подъезжали автобусы, из которых заботливо выводили
граждан (как правило, пенсионного возраста), дружно желавших
досрочно проголосовать за «чисто конкретного» кандидата
в депутаты. После голосования их так же организованно
увозили — для получения денег или мешка с продуктами.
В последующие шесть лет эта технология применялась по
всей стране — и было немало случаев, когда именно «досрочники»
решали исход выборов. К тому же в период досрочного голосования,
в отличие от «планового» дня выборов, не запрещена предвыборная
агитация — никто не мешает давать «ценные указания» прямо
перед дверями избирательного участка…
В 2001 году Госдума все-таки приняла поправку к закону,
запрещающую «досрочный подкуп» на всех выборах, кроме
муниципальных: этот вопрос был оставлен на усмотрение
региональных властей. И там, где «досрочку» сохранили,
— например в Петербурге, — нарушения даже усугубились.
Ведь на муниципальных выборах явка, как правило, мала
— и роль «досрочников» нередко становилась решающей. Чем
и воспользовались власти Северной столицы, сделав досрочное
голосование одним из главных приемов административного
ресурса.
Обычно это выглядело так: за неделю-две до выборов в
избирательных комиссиях начиналось массовое паломничество
граждан, как правило — пожилого возраста, просто-таки
рвущихся выполнить свой гражданский долг раньше срока.
При этом все они, как под копирку, писали одинаковые заявления
о причинах, заставляющих их голосовать досрочно: мол,
«уезжаю на дачу» (хотя такая причина в качестве уважительной
законом вообще не предусмотрена) или в «отпуск» (что особенно
убедительно выглядело у 80-летних заявителей). И тут же,
рядом, тем, кто проголосовал, по спискам совета ветеранов
выдавались продуктовые наборы. На участках стояли очереди,
вдоль которых сновали проворные граждане, объясняющие,
какие кандидаты организовали для стариков такие «подарки»,
и заботливо снабжавшие их соответствующими «памятками»…
Вряд ли надо объяснять, к какой партии принадлежали кандидаты-«благотворители»
и почему на этот «избирательный процесс» безучастно взирали
избирательные комиссии и милиция: все они, по сути, представляли
собой единую команду, работавшую на общее дело. Кое-где
таким специфическим путем удавалось привести на участки
до 30% от общего числа избирателей (а 15—20% были почти
что нормой).
Потом, когда подсчитывали голоса, выяснялось, что 85-90%
«досрочников» дружно проголосовали за «правильных» кандидатов
(зачастую вообще неизвестных в данном избирательном округе),
а «неправильные» получали лишь крохи. Правда, в день голосования
картина оказывалась противоположной: «правильные» кандидаты
набирали ничтожно малое количество голосов, а выигрывали
совсем другие. Но поскольку «досрочников» было больше
— результат выборов предопределяли именно они.
Ну а для большей надежности применялось простейшее средство
— «вброс». Досрочное голосование проходит на протяжении
двух недель — и все это время сохранность конвертов, куда
положено вкладывать бюллетени «досрочников», ничем не
гарантирована. Помещения, где по ночам хранятся бюллетени,
находятся в полном распоряжении избирательных комиссий,
и если перед ними поставлена соответствующая задача —
никто не мешает или «вбросить» нужное количество бюллетеней,
или заменить поданные бюллетени на другие. И то, и другое
не раз наблюдалось на муниципальных выборах в Питере —
однажды прокуратура даже возбудила уголовное дело. Но
затем все было спущено на тормозах…
Масштаб фальсификаций достиг такого уровня, что начиная
с 2006 года на муниципальных выборах в Питере досрочное
голосование отменили. Но «недолго музыка играла» — полезный
питерский опыт хотят перенять в российских масштабах.
И не потому, что он позволяет повысить явку, а потому,
что он дает просто-таки фантастические возможности для
фальсификаций.
Собственно, можно даже не раздавать продукты: выяснить,
кто из избирателей давно уже не ходит на выборы (эти данные,
будьте уверены, в избиркомах собраны), и «вбросить» соответствующие
бюллетени от их имени. В крайнем случае, если кто-то из
них придет голосовать — всегда можно заявить о «технической
ошибке». Примеры опять же были.
Надо ли объяснять, что таким путем процент «Единой России»
на парламентских выборах или «единственно верного» кандидата
в президенты можно сделать практически любым?