Качество
отечественного образования – миф, потому что крупные российские
компании вынуждены создавать корпоративные университеты,
в которых переучивают вчерашних выпускников вузов. О том,
почему это происходит, а также о том, каких предметов не
хватает нашим школьникам и сможет ли «Яблоко» объединиться
с СПС, «Новым Известиям» рассказал депутат Мосгордумы и
учитель математики Евгений
БУНИМОВИЧ.
– Вы как-то говорили, что не приемлете рассуждение
«если ты такой умный, то почему ты такой бедный». В чем
тогда проявляется ум, если не в умении заработать деньги?
– Если цель – заработать деньги, тогда ум – некоторое
приложение к этой цели. Но я полагаю, что это не единственная
и не главная цель жизни. Есть вещи и поважнее – внутреннее
спокойствие, достоинство, желание и возможность делать
то, что ты хочешь. В жизни я встречал разных людей, в
том числе и тех, кто заработал много денег. У меня не
создалось ощущения, что они счастливы. Деньги и счастье
– это разное.
– То есть человек может быть умным и при этом не способным
себя обеспечить, чтобы иметь большую квартиру, ездить
на хорошей машине, отдыхать на престижном курорте?
– Почему вы думаете, что умный человек обязательно должен
сосредоточить свои усилия на том, чтобы у него была шикарная
машина? Вот у меня, дурака, автомобиля нет и вообще никогда
не было. Я родился и живу в центре Москвы и люблю ходить
по городу пешком. Не думаю, что, когда вокруг твоего лимузина
три машины охраны, а твой сын по этой причине отрезан
от своих сверстников, – это самая радостная и счастливая
жизнь. Но вот своей семье, детям надо обеспечить нормальный
уровень жизни...
– ... который учителя своим семьям не могут обеспечить?
– Это совершенно другой вопрос. Я ведь третье поколение
учителей в семье. Поверьте, никогда в России учителя хорошо
не жили. Да и нигде в мире учителя не жируют. Но то, что
учителей довели до нищеты в 90-е годы, – позорно. Когда
политики первого сентября говорят, что нужно в ноги поклониться
учителям, потому что они занимаются таким благородным
трудом, я говорю коллегам: раз в ноги кланяются – зарплату
не повысят.
– Наши эмигранты говорят, что если в России ребенок
по математике был на среднем уровне, то по приезде в Америку
сразу становится отличником. У нас лучше учат?
– Мне, как учителю математики и автору школьных учебников,
конечно, это слышать лестно. Но все не так просто. Я был
на уроках в американской школе и могу сказать, что математику
они действительно знают хуже. А потом выходил на улицу,
где все функционирует вполне нормально. Но ведь это сделали
выпускники тех же школ! И если поговорить с американским
школьником не о математике, а о конституции, обязанностях
и правах гражданина, он знает больше, чем наш. Там в школах
больше экономики, психологии, музыки, спорта. Это другая
парадигма образования. Что касается эмигрантов, то большинство
из них оказались не в самых лучших районах. Здесь их дети
часто учились в лучших школах, а там они должны отдавать
их в учебные заведения по месту жительства – иначе платно.
А поскольку район бедный, то и школа плохая.
– Почему у нас с математикой хорошо, а машины делаем
плохие?
– С математикой у нас не хорошо, а, скорее, неплохо.
Хотя наше образование, в отличие, скажем, от здравоохранения,
пока еще конкурентоспособно. Больница в развитых странах
– это другой век. С нашими больницами их сравнивать невозможно.
А когда приходишь в школу в Европе, США, видишь – что-то
хуже, что-то лучше, но это сравнимо. И это наш шанс. Экономисты
подсчитали, что сейчас, в XXI веке, самое выгодное вложение
– именно в образование. Увы, наша идеология – надо подкинуть
зарплату учителям не потому, что они заняты важным и к
тому же конкурентоспособным делом, а просто чтобы учитель
ноги не протянул.
– Так почему наши машины и больницы все-таки хуже,
если образование конкурентоспособно?
– Это вопрос, который я сам задаю, когда бываю на телевидении,
и кто-то говорит, что наше образование было и есть лучшее
в мире. Я сразу же спрашиваю, а почему эта камера, которая
снимает нас, сделана не в России? Почему эти светильники
сделаны не в России? Почему штаны у ведущего пошиты не
здесь? Какое же это лучшее в мире образование, если все
мы везем из-за границы? Значит, образование оказалось
неадекватным запросам времени. Наши, подчеркиваю, наши
крупные корпорации создают сейчас корпоративные университеты.
Уже создано два десятка. В них переучивают тех, кто только
что закончил наши же высшие учебные заведения. Это же
абсурд!
– Нацпроект «Образование» ситуацию изменит?
– Это не национальный проект. Там есть позитивные моменты
– компьютеры в школах, по тысяче рублей классным руководителям.
Но я как председатель Комиссии по образованию Мосгордумы
могу сказать, что все это в Москве уже сделано. Во всех
школах есть компьютеры, и они подсоединены к Интернету.
А классным руководителям уже давно платили дополнительно
в среднем по 1250 рублей. Только мы не думали, что эти
очень небольшие дела нужно подавать как национальный проект.
Это даже не шаг, а полшага, четверть шага, хотя и в верном
направлении.
– Сколько надо платить, чтобы профессия учителя стала
престижной?
– В Москве в хороших школах учителя получают до тысячи
долларов. Это нормально. Не безумные зарплаты, если сравнить
с уровнем воровства и коррупции. Профессия учителя станет
престижной, когда те, кто лучше учился, и жить будут лучше.
А сегодня хорошо живут совсем другие люди. Зачем тогда
учитель?
– Происходящее в политике можно просчитать при помощи
математических формул?
– То, что у нас называется политикой, просчитывается
на уровне таблицы умножения. Это примитив, личные корыстные
интересы довлеют, и это даже не особенно скрывают. Коллеги
меня спрашивали, когда я пошел в Думу: когда ты скурвишься?
Но неужели это так неизбежно? Ведь если сам перестаешь
себя уважать, зачем все остальное?
– А «Яблоко» и СПС почему не могут посчитать, что
поодиночке не пройдут в Думу?
– В политике два плюс два далеко не всегда четыре. Тебе
твердят, что дважды два – десять. Ты говоришь – четыре.
Тебе говорят – ну хорошо, семь с половиной. Ты говоришь
– нет, все равно четыре. Тогда тебе говорят: почему вы
не идете на компромисс? Теперь про белого бычка, то бишь,
про СПС плюс «Яблоко». В Москве на выборах у нас получилось.
Но мы очень долго объясняли людям, которые голосуют за
«Яблоко», почему мы идем одним списком с СПС. И далеко
не все это восприняли. Мы не только приобрели, но и потеряли
сторонников. Да, за «Яблоко» сейчас голосуют меньше, чем
раньше. Но это люди, которые прошли с нами непростые времена.
И если мы их потеряем, «Яблоко» перестанет существовать.
Компромиссы нужны. Но я не вижу сейчас СПС как единую
партию с одной идеологией. Разные лидеры СПС имеют совершенно
разные мнения даже по ключевым вопросам, например, по
отношению к президенту. Они в оппозиции или рядом с ним?
Или все еще СПС – в Думу, Путина – в президенты?
– Как относитесь к утверждению, что наш народ напоминает
школьников, которые сядут на шею доброму учителю-демократу,
а справиться с ними может только тиран с палкой?
– Это главная идея партии власти и президента: народ
неразумен. Зачем выбирать губернаторов, если выбирают
ворюг? Лучше назначать. Но вот Совет Федерации назначают
– и стыд на весь мир, когда одного за другим сенатора
отзывают за коррупцию и взятки. Теперь закон принимают,
что в университетах профессора тоже неразумные, им мозгов
не хватает выбрать себе ректора. Разрушаются традиции
университетской автономии, которые утверждались веками.
Надеюсь, что не дойдет до того, чтобы назначать жениха
невесте. Я к людям отношусь иначе. Мы прошли очень тяжелую
ломку с двумя путчами и Чечней, но избежали большой крови
по всей России, как в гражданскую. Это заслуга не правителей,
а людей, обычных людей, которых не раз науськивали друг
на друга. Ведь когда против парламента стояли пушки и
танки, это был прямой призыв к гражданской войне.
– Но когда «Яблоко» протестовало против отмены губернаторских
выборов, кроме ваших активистов, на митинги никто не приходил.
– Конечно. Во французской школе я видел, как они обучают
серьезному отношению к демократии, к системе выборов,
к гражданскому обществу. А у нас ни семья, ни школа этого
не воспитывают. Вы считаете, что ребенок только родился
и уже законченный демократ? Мы говорили про математику.
Никому же не приходит в голову, что ребенок приходит в
школу и уже знает квадратные уравнения. Так почему думаете,
что все остальное он знает и понимает? Надо учить, объяснять
и повторять. Если на уроке рассказал что-то и сразу дать
контрольную работу, большинство получит двойки. Вот и
получаем. Много раз еще придется лоб в кровь разбивать.
И дай Бог, чтобы только лоб.
– Сколько еще контрольных провалим?
– Думаю, много. Ведь учителя – кто? Думаете, бывшие секретари
парткомов и комсомольские активисты – лучшие учителя демократии?
Я видел не раз, как даже неплохие хозяйственники проводят
вроде бы демократические вещи абсолютно тоталитарным путем.
Не умеет они по-другому. Их так учили.
СПРАВКА
Евгений БУНИМОВИЧ родился в 1954 году. В 1975-м окончил
механико-математический факультет МГУ. С 1976 года по
настоящее время – учитель математики в московской экспериментальной
гимназии Российской академии образования. Заслуженный
учитель России, кандидат педагогических наук, автор школьных
учебников, книг стихов, статей и публицистики. Зампредседателя
Московской организации «Яблока». С 1997 года трижды избирался
депутатом Московской городской думы. С 2001 года по настоящее
время – председатель Комиссии Мосгордумы по образованию
и науке.