Правительство России внесло в Госдуму поправки к Закону
о конкуренции, которые могут заметно изменить ситуацию
на рынке. Как именно? - об этом в интервью "МН"
рассказывает руководитель Федеральной антимонопольной
службы Игорь АРТЕМЬЕВ.
- Игорь Юрьевич, Закон о защите конкуренции год назад
был принят в первом чтении, но с тех пор процесс как-то
затормозился. Почему?
- Недавно правительство наконец внесло в Госдуму поправки
к этому закону. Комитет Госдумы по экономической политике
уже одобрил таблицу согласованных и отклоненных поправок,
и осталось только два спорных вопроса. Надеюсь, что до
конца июня закон будет принят во втором чтении. Что касается
третьего чтения - может быть, мы успеем провести его еще
до летнего перерыва и направить закон в Совет Федерации.
- А что за "спорные вопросы"?
- Некоторые депутаты, как мы в общем-то и предполагали,
проявляют трогательную заботу о естественных монополиях.
И чтобы ни в коей мере не были затронуты нашим контролем
интересы таких компаний, как "Газпром", "Связьинвест"
и некоторых других. Еще когда мы разрабатывали закон,
нам очень многие "советовали" начать его с фразы:
"настоящий закон не распространяется на естественные
монополии". Если бы мы согласились, то, скорее всего,
закон уже давно вступил бы в силу. Но это во многом лишило
бы его смысла. От имени правительства мы настаиваем на
своем: естественные монополии должны быть в сфере действия
этого закона, они должны быть под контролем ФАС, в них
должны выполняться все антимонопольные требования и все
требования к "прозрачности" процедур их работы.
- Есть ли шанс, что после принятия закона изменится
к лучшему ситуация с ценами монополистов, главным образом
на бензин?
- Наш пакет законодательных инициатив включает три закона,
два из которых мы надеемся принять на этой сессии. Во-первых,
это сам Закон о защите конкуренции - он устанавливает
новые правовые основы антимонопольной политики в стране.
По сути, этот закон очень близок к европейским нормам,
но он еще и основан на наилучшей российской практике.
Во-вторых, изменения к Кодексу об административных правонарушениях,
которыми вводится повышение примерно в 10 тысяч раз штрафных
санкций в отношении монополистов. Те санкции, которые
применялись раньше, были совершенно неэффективны и абсолютно
несопоставимы с тем ущербом, который наносили экономике
страны злоупотребления монопольным положением. Поправки
в КоАП, как я надеюсь, будут в конце июня внесены в Госдуму
от имени правительства. Нам необходимо, чтобы все это
вступило в силу в пределах 2006 года. Третий закон, который
мы внесем в конце года, - изменения в Уголовный кодекс,
которые введут суровые наказания, например, за картельный
сговор. Но это будет обсуждаться, наверное, уже в 2007
году.
- Что делает ФАС для пресечения монополизма на строительном
рынке? Проблемы очевидны - и с распределением земельных
участков, и с монополизированным рынком строительных материалов.
Следствие - рост цен на жилье, делающий его недоступным
для большинства граждан...
- Если посмотреть на всю типологию нарушений, которые
совершаются в этой сфере, то следует констатировать неприятную
для государства вещь: подавляющее большинство нарушений
совершают не строительные компании и не компании, производящие
строительные материалы, а госчиновники. Причем относящиеся
к высшей категории чиновников... По нашей статистике,
в строительной сфере порядка 60 процентов нарушений совершаются
федеральными структурами, региональными и местными властями.
Если взять историю с выделением земельных участков без
аукциона (а Земельный кодекс это запретил), то по результатам
сплошной проверки, проведенной по стране, мы выявили множество
грубейших нарушений. Более 5 тысяч земельных участков
- лучших, инженерно подготовленных - еще до 1 октября
2005 года, когда вступил в силу упомянутый запрет, были
"сброшены" своим дочерним фирмам-однодневкам,
которые и так уже имели земельные участки. То есть, по
сути, записаны чиновниками в резерв для продолжения системы
кормления вокруг этих земельных участков. Это означает,
что под угрозу поставлен национальный проект "Доступное
жилье", потому что у нас в России не так уж много
инженерно подготовленных территорий, где есть вода, электроэнергия,
тепло, где прямо сегодня можно строить жилье.
- Кто-то был за это наказан?
- Правительство дало соответствующее поручение нам и
Генеральной прокуратуре: возбуждено более 20 уголовных
дел и более 100 дел возбуждены нами в рамках антимонопольного
законодательства. Соответственно мы ведем только по результатам
проверки в четвертом квартале 2005 года и в первом квартале
2006 года суды против чиновников по всей России. Что касается
нарушений самих компаний, то наиболее грандиозное дело
- против компании "Евроцемент Групп", которая
в прошлом году нарушила антимонопольное законодательство
и повысила цены на цемент почти в два раза. Впервые были
выставлены за нарушение антимонопольного законодательства
такие крупные штрафы - более 70 млн. долларов. Но самое
неприятное в этой истории заключается в том, что, в то
время как мы вели судебный процесс, ряд высокопоставленных
персон встали на сторону компании "Евроцемент"
и заявили, что ФАС в этом деле не права. Их официальные
письма цитировались в суде, а сами они публично выступали
в поддержку цементной отрасли. Это свидетельствует о том,
что наша государственная система больна. В любой стране
мира, которую можно назвать правовым государством, такие
выступления чиновников за спиной у антимонопольной службы,
ведущей процесс в интересах защиты граждан (а завышение
цен на цемент нарушает именно их интересы), повлекли бы
моментальную отставку, немедленное удаление из государственного
аппарата! К сожалению, у нас этого не произошло. Как известно,
мы выиграли у компании "Евроцемент Групп" первый
суд в Москве, но проиграли второй, апелляционный. То,
что написано в решении суда, вызывает глубокое сожаление.
Оно говорит не столько о деятельности "Евроцемента",
сколько о состоянии нашей судебной системы.
- Судя по всему, у вас много влиятельных недоброжелателей:
А как вообще региональные власти реагируют на работу территориальных
управлений ФАС?
- Иногда антимонопольные органы в разных странах называют
"экономической прокуратурой". Ведь именно им
предоставлены полномочия, которых нет у других исполнительных
органов власти, а есть только у прокуратуры. Только мы
имеем право оспаривать в судах решения властей и выдавать
даже губернаторам предписания об устранении нарушений.
А нам самим такие предписания может выдать только прокуратура
или Счетная палата. И потому наши органы в регионах должны
являться совершенно независимыми от местных властей. Представить
себе, чтобы губернатор, который чувствует себя на своей
территории абсолютным хозяином, смирился с существованием
органа, приходящего с проверками его решений и отменяющего
их - в нынешней российской действительности не так-то
просто...
У нас 74 управления, которые действуют на территориях,
и ситуация "делится" на три части. Первая -
там, где губернаторы остро конфликтуют с нашими территориальными
органами, постоянно требуют освободить от должности начальников
территориальных управлений ФАС, организуют с помощью милиции
и прокуратуры непрерывные проверки их работы, где в СМИ
идет кампания по дискредитации наших руководителей. Есть
другая группа регионов - где губернаторы (как правило,
те, кто работает давно) осознали, что от антимонопольного
органа может быть даже очень большая польза. И вместо
того чтобы самим бороться с монополистами, они привлекают
нас. Впрочем, это не означает, что нарушения со стороны
самой администрации мы оставляем без внимания. А есть
регионы, где губернаторы просто не замечают наши территориальные
управления. Это связано с тем, что наши органы еще недостаточно
"боеготовы". Но эти упущения мы исправляем...
Досье МН
Игорь АРТЕМЬЕВ родился в Ленинграде в 1961 году. По
первому образованию биолог, по второму - юрист. Кандидат
биологических наук, доцент.
- В 1990-1993 годах - депутат Ленсовета, председатель
Комиссии по экологии, член президиума горсовета. В 1992
году - один из учредителей Региональной партии Центра
(затем - петербургское отделение "Яблока").
- В 1994-1998 годах - депутат Законодательного собрания
Санкт-Петербурга.
- В 1996-1999 годах - первый вице-губернатор Санкт-Петербурга,
председатель комитета финансов. В январе 1999 года подал
в отставку из-за несогласия с политикой губернатора Владимира
Яковлева.
- С декабря 1999 года - депутат Госдумы от "Яблока",
заместитель председателя Комитета по кредитным организациям
и финансовым рынкам, заместитель руководителя фракции.
- В 1996 и 2000 годах баллотировался на пост губернатора
Петербурга.
- В марте 2004 года назначен руководителем Федеральной
антимонопольной службы.