1 июня в Мосгорсуде состоялось кассационное рассмотрение дел, связанных с фальсификациями в районах Зябликово и Бирюлево-Восточное. Напомним: мы оспаривали итоги голосования в пяти участковых комиссиях района Зябликово и одной участковой комиссии Восточного Бирюлева. Копии протоколов этих участковых комиссий, выданные наблюдателям существенно отличались от официальных итогов голосования. В Зябликово расхождения составляли от 18 до 90 голосов, а в Бирюлево-Восточное - аж 200 голосов. Читатель, наверное, догадывается, какой партии эти голоса были приписаны. Копии протоколов были подписаны председателями участковых комиссий и заверены их печатями. Также важно, что эти протоколы удовлетворяли контрольным соотношениям, что свидетельствует о том, что изменения, внесенные в протоколы позднее, не были вызваны оплошностями участковых комиссий. (В действительности, наблюдение «Яблока» и СПС на этих выборах показало, что в территориальных комиссиях было исправлено 20% протоколов(!), однако подавляющее большинство изменений связано с неквалифицированной работой участковых комиссий).
Итак, суть дела заключалась в том, что копии протоколов значительно отличались от неизвестно откуда взявшихся «официальных» протоколов, на основании которых подводились итоги голосования. Основными доводами наших оппонентов были:
- Копии протоколов неправильно заверены, так как на них нет надписи «Верно», а также даты и времени выдачи;
- Поэтому копии протоколов не являются допустимыми доказательствами, и вообще, неизвестно откуда они взялись;
- Интересы «Яблока» указанными различиями не затрагиваются, поскольку они не влияют на распределение мандатов.
Известный эксперт по выборам Леонид Кириченко давно предупреждал: «Если итоги голосования отличаются от волеизъявления, то правильными по определению являются итоги голосования». То есть все избирательные комиссии, суды и прокуроры убежденно повторяют: «Вот протокол, а у вас всего лишь копия. Оригинал убедительнее копии!». И никакие доводы о том, что можно было бы проверить что правильнее, заново пересчитав бюллетени, что можно было бы получить объяснения от председателей участковых комиссий, в общем, - хотя бы выяснить причину расхождений, на эту сплоченную команду не действуют.
Кстати, о сплоченности. Замечательный факт: первый час мы выясняли в экспедиции, затем в канцелярии Мосгорсуда в каком же зале у нас заседание суда (в повестке стоял номер зала, который к нам не имел никакого отношения). Нам в конце концов помог Д.Реут - представитель Мосгоризбиркома в суде! Ему, в отличие от судебной канцелярии точно был известен номер зала. Прямо от председателя суда, что-ли?
Наши с Андреем Суворовым доводы опять безответно ушли в мягкое тело Мосгорсуда. Он отклонил наши кассационные жалобы. Загадка возникновения копий протоколов осталась неразрешенной до следующей перестройки.
Впереди еще суд по Люблино (29 голосов) и, возможно, по Пресненском району (218 голосов), в котором наши документы куда-то затерялись.