Завершился
прием заявок на финансирование крупных проектов за счет
средств инвестиционного фонда с общим лимитом в 70 млрд.
рублей. Предполагается, что вложение этих средств будет
осуществлено в инфраструктурные проекты, способные стать
"локомотивами" для развития несырьевых отраслей
экономики. Первоначально в Минэкономразвития полагали, что
на конкурс будет подано не более 15 заявок. Их оказалось
46, а общий объем финансирования, на который претендуют
конкурсанты, составляет 453 млрд. рублей - в 6,5 раз больше
"лимита".
Положение об Инвестфонде утверждено правительством 23
ноября 2005 года. Оно предусматривает господдержку "инвестиционных
проектов, имеющих общегосударственное значение и осуществляемых
на условиях государственно-частного партнерства".
Отбор проектов предписывалось осуществлять на принципах
безубыточности, разделения рисков государства с частным
капиталом и наличия положительных социальных эффектов.
Минимальная стоимость заявляемого проекта - 5 млрд. рублей.
Поддержка оказывается в трех формах: прямое финансирование,
предоставление госгарантий по кредитам (на срок не более
5 лет) и взнос в уставный капитал. Эксперты сходятся в
том, что шансы получить деньги имеют лишь 5-6 проектов.
И скорее всего, что запрошенных сумм не получит никто:
все аппетиты "урежут". Самые большие запросы
у ОАО "РЖД": компания подготовила 4 проекта
на общую сумму в 94,4 млрд. рублей, предусматривающие,
в частности, прокладку новых путей к месторождениям Сибири
и строительство скоростной трассы Петербург - Хельсинки.
Аналитики относят эти проекты к фаворитам не в последнюю
очередь потому, что глава ОАО "РЖД" Владимир
Якунин считается весьма близким к Владимиру Путину человеком.
Возможно, не случайно президент недавно интересовался
у Якунина планами по улучшению доступа к месторождениям
Урала, Сибири и Дальнего Востока.
К фаворитам относят и проект "Корпорации развития
Красноярского края" на 34,2 млрд. рублей, связанный
с масштабным замыслом "Русского алюминия" по
строительству Богучанской ГЭС, которая должна в полтора
раза превзойти по мощности достраиваемую Бурейскую. Средства
Инвестфонда планируется потратить на строительство системы
передачи электроэнергии от Богучанской ГЭС, 44-километровую
железнодорожную ветку, мост через Ангару и реконструкцию
участков автомобильной дороги. Этот проект уже одобрили
и МЭРТ, и Минпромэнерго, и вряд ли он не пройдет правительственный
конкурс.
Среди безусловных фаворитов также оба питерских проекта:
город на Неве просит 28 млрд. рублей на строительство
Западного скоростного диаметра и еще 8,8 млрд. - на строительство
Орловского тоннеля. По словам губернатора Валентины Матвиенко,
"у города есть все шансы победить в этом конкурсе,
так как город представил наиболее полный пакет документов,
включая заключения иностранных экспертов". Обе заявки
получили положительное заключение Минтранса.
Наиболее затратным является проект строительства ЗСД,
который должен обогнуть город с запада, связав между собой
трассу "Скандинавия", Киевское и Московское
направления. Скоростная трасса должна разгрузить центр
города от грузовых автомобилей. Ее общая стоимость - 57
млрд. рублей, из которых примерно половину просят из Инвестфонда,
а оставшуюся хотят получить от частных инвесторов и взять
из городского бюджета.
Впрочем, данный проект является, пожалуй, и наиболее
спорным. Ведь даже при введении платы за проезд по ЗСД
в размере, скажем, 30 рублей и проезде по нему 50 тысяч
автомашин в сутки указанные 28 млрд. окупятся лишь за
полстолетия, и то если ни копейки не придется тратить
на эксплуатационные расходы по содержанию дороги. Между
тем одно из важнейших условий отбора проектов для финансирования
из Инвестфонда - их безубыточность.
Но еще серьезнее тот факт, что строительство центрального
участка ЗСД вдоль западной оконечности Васильевского острова
может привести к тяжелейшим экологическим последствиям.
Дорога частично пройдет по трехкилометровому тоннелю,
и в местах входа и выхода из тоннеля концентрация вредных
веществ превысит все допустимые нормы. Между тем вдоль
западного берега Васильевского выстроены престижные жилые
кварталы. Спасти ситуацию могло бы проведение трассы ЗСД
по эстакаде, отнесенной на 400-500 метров от берега, но
этому мешает другой амбициозный проект питерской администрации:
строительство морского пассажирского терминала и новых
жилых районов на "намываемых" землях общей площадью
около 500 гектаров:
Не меньше вопросов и к километровому Орловскому тоннелю,
который должен соединить район Смольного и Охту. В необходимости
организации еще одной транспортной переправы через Неву
никто не сомневается: город задыхается от пробок. К тому
же после строительства тоннеля можно будет увеличить время
разводки мостов на один час, что увеличит поток судов
на четверть. Однако сами разработчики признают, что если
даже проезд через тоннель сделать платным, он окупится
лишь через четверть века после начала строительства. Специалисты
говорят, что втрое дешевле оказался бы еще один мост через
Неву.
Ждать вердикта, впрочем, осталось недолго: 14 июня на
Петербургском экономическом форуме будут торжественно
объявлены первые победители