[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Ведущий Сергей Бунтман. Гости: Сергей Митрохин, Евгений Герасимов
Сколько стоит потребительская корзина?
"Эхо Москвы", 27 мая 2006 года   
Сергей Бунтман: И это программа «Город». 16 часов 9 минут. Мы занимаемся сегодня потребительской корзиной. И у нас в гостях депутаты Мосгордумы. Евгений Герасимов – председатель комиссии Мосгордумы по культуре и член комиссии по социальной политике и трудовым отношениям. Добрый день.

Евгений Герасимов: Добрый день.

Сергей Бунтман: И Сергей Митрохин – председатель московского отделения партии «Яблоко», депутат Мосгордумы. Добрый день.

Сергей Митрохин: Здравствуйте.

Сергей Бунтман: Сейчас два технических сообщения. Пока нам не удается восстановить пейджер и SMS, вы уж простите, ради бога. Телефоны будут работать 783-90-25 и 783-90-26. Это телефоны прямого эфира, можете задавать вопросы, делиться своими соображениями. Вы можете уже начинать звонить сейчас. Через несколько минут мы будем принимать ваши звонки. Если Сергей Митрохин тоже наденет наушники, вот тогда все будет слышно. Но перед этим я хотел бы попросить Евгения Герасимова и Сергея Митрохина рассказать, что собой представляет потребительская корзина, прожиточный минимум в городе Москве, с чего он рассчитывается. Потому что конечно я понимаю граждан наших и сограждан удрученность и возмущение очень часто, но я не понимаю одного, что можно сказать, рассчитано с потолка, вы ничего не понимаете, ничего не знаете. Давайте не будем там говорить сначала. Давайте, как это делается, а потом задавайте конкретные вопросы. Пожалуйста, Евгений, Сергей, расскажите, как она была рассчитана, почему по сравнению с той, которая истекла в конце прошлого года (срок действия этого потребительского минимума), что там из изменилось.

Евгений Герасимов: Я начну?

Сергей Бунтман: Да, пожалуйста, Евгений.

Евгений Герасимов: На самом деле, вы правильно сказали, это тот самый минимум, который позволяет человеку выжить.

Сергей Бунтман: То есть строгий минимум?

Евгений Герасимов: Строгий минимум, позволяющий человеку выжить, который позволяет сохранить здоровье человека и обеспечить его жизнедеятельность. Да, срок прекратился, и поэтому на федеральном уровне была принята другая корзина. То есть корзина приравнивается к прожиточному минимуму, так, чтобы было понятно для наших жителей. Но нельзя сказать, нас здесь трое в студии, конечно, каждый из нас понимает, что это очень мало, это практически выживание.

Сергей Митрохин: Минимальный набор продуктов питания и предметов потребления.

Евгений Герасимов: Но сюда, естественно, питание входит, сюда входит одежда, обувь и оплата коммунальных услуг. В том случае, это очень важно, чтобы наши москвичи понимали, потому что все-таки в Москве работа с получением субсидий тогда, когда доход меньше прожиточного минимума, вот меньше этой потребительской корзины, они получают субсидии. И вот как пример сразу приведу. Не так давно я помогал одному инвалиду второй группы, он из числа репрессированных, в дальнейшем реабилитированных, с уплатой жилищных услуг. Так вот, на сегодняшний день (естественно нужно разъяснение иногда и помощь депутата в том числе) он платит 40 рублей. Вы понимаете, что это очень недорого за однокомнатную квартиру, за все, что он там получает. На сегодняшний день, зная что у нас будет передача эта, я два дня строго живу по вот этой самой минимальной корзине.

Сергей Бунтман: Выглядите устало.

Евгений Герасимов: Работаю много.

Сергей Бунтман: То есть много затрачиваете еще энергии?

Евгений Герасимов: Несмотря на выходные дни. А сегодня еще и тренировался активно в первой половине дня. Так вот, что такое дневная норма потребительской корзины? Можно выбирать (вчера и сегодня выбирал) между яйцом, творогом, бутерброд с сыром и чай с сахаром. Обед: картофельный суп со сметаной, 150 – 200 грамм можно на выбор мяса или рыбы также 150 – 200 с гарниром на выбор, это может быть картошка или что-то. И, конечно, тоже мало, но половина либо яблока совсем маленькая, либо апельсин. Я приблизительные вещи говорю, потому что там, конечно, можно менять: каши или еще что-то такое. Вот на вечер полтора стакана кефира и, допустим, какие-то блинчики, сделанные из муки. Я ориентировочно говорю о том, что такое. Конечно, это минимум. Конечно, минимум – подсчитана одежда. Да, Сережа? В четыре года это приблизительно порядка восьми вариантов верхней одежды. За два года, я просто смотрел, что в год получается, можно два костюма, ну тоже разного вида. В три года ориентировочно шесть пар туфель. Мы опять-таки говорим, что конечно это минимум. Но по большому счету по минимуму у нас реально живут мало, по крайней мере в Москве. За это я отвечаю. Я сегодня, кстати, и завтра поеду в социальный центр, потому что завтра, вы знаете, большая акция в Москве. Те, у кого в доме есть детские вещи и многие другие, будут отдавать их в детские дома, тем, кто нуждается. У нас много дополнительных субсидий. Причем тогда, когда за жилищными субсидиями обращаются люди в социальные центры, вот в моих районах они еще и получают дополнительно наборы продуктов.

Сергей Бунтман: Понятно. Да, пожалуйста, Сергей, ваши дополнения.

Сергей Митрохин: Я дополню.

Сергей Бунтман: Здесь я читал в материалах насчет энергетической ценности вот именно.

Сергей Митрохин: Да. Но все по порядку. Во-первых, что такое потребительская корзина – это действительно минимальный набор продуктов питания, предметов потребления и услуг, которые человек… минимально уровень его выживания. Но очень важно знать, что от потребительской корзины рассчитываются практически все социальные выплаты, пособия. Отсчет потребительской корзины – это такая единица, которая называется потребительский минимум. И вот к этой величине (прожиточный минимум) привязана практически вся социальная политика и в России, и в Москве.

Сергей Бунтман: Так вот скажем, если он объявляется достаточно низким, то меньше людей получают.

Сергей Митрохин: Да, конечно.

Сергей Бунтман: Меньше расходов на компенсацию.

Сергей Митрохин: Мало того, сейчас по новому законодательству, по жилищному кодексу, к этой величине привязывается и право получения бесплатного жилья. То есть это узловой закон всей жилищной политики – закон о потребительской корзине.

Сергей Бунтман: То есть это не просто умозрительные расчеты, а это важнейшая вещь.

Евгений Герасимов: Работают серьезные институты. Они работали и в 50-е годы, и в советское время.

Сергей Митрохин: Поговорим еще насчет институтов. Я просто хотел закончить. Вот это очень важно. Когда спор переходит в плоскость того, может выжить на это человек или не выжить – это не совсем правильно. Если государство заботится о социальном благополучии своих граждан, оно должно в первую очередь думать о том, чтобы они жили нормально, более или менее не просто на физиологическом минимуме, а были нормальными членами общества. И в этом смысле такое государство было бы заинтересовано в показателях минимальной потребительской корзины. У нас же, к сожалению, все наоборот. У нас государство, да на всех уровнях, и не только на уровне федерации, и вот сейчас на московском уровне пытается сэкономить на этом. Поэтому когда у нас выступал представитель правительства Москвы, он все время говорил, что вот этим можно обойтись. Вот конкретный пример, касается не продуктов питания, а коммунальных услуг. В потребительскую корзину заложено значение потребления воды в размере 285 литров в сутки, в то время, как расчет тарифов за воду осуществляется по тарифу 384 литра в сутки. То есть платить надо по одному тарифу, более высокому, а вот отсчитывать социальные пособия, надбавки к пенсиям и все прочее – на меньшем. Когда я задал вопрос представителю правительства, как же так получается, он сказал, а пусть моются меньше, зачем так много воды тратить при мытье. Извините, это вот двойные стандарты, на примере которых видно, что на людях хотят сэкономить. Не на потреблении воды в данном случае, а на тех суммах вот этих социальных параметров, которые рассчитываются, отталкиваясь от минимальной потребительской корзины.

Сергей Бунтман: Вот такое замечание.

Сергей Митрохин: Да, это первое. И второе очень важное. Теперь к институтам перейдем. Да, на все вот эти показатели потребительской корзины есть заключения институтов, связанных с Российской академией медицинских наук, и они положительные. Но когда мы смотрим собственные исследования этих институтов, когда они не вынуждены давать заключения на запросы начальства, мы видим, что цифры у них совершенно другие, чем те, которые закладываются в потребительскую корзину. Я могу привести пример. Вот есть НИИ питания Российской академии медицинских наук постановляет научно как научная организация, что, например, мяса и мясопродуктов потребление должно быть на уровне 83-х килограмм в год на душу населения для работоспособности, в то время, как в принятой потребительской корзине в Москве заложен всего 51 килограмм.

Сергей Бунтман: Может, это учитывается нетрудоспособные?

Евгений Герасимов: Сергей путает.

Сергей Митрохин: Это единое.

Евгений Герасимов: Сейчас Сергей путает. Во-первых, он должен был сказать, что этим же институтам и теми же учеными в России заложено 37 %.

Сергей Митрохин: Это не институтами – федеральным законом.

Евгений Герасимов: Это же было подсчитано. Хотя на обсуждении, кстати, в Государственной думе, я смотрел документы, были выступления, которые говорили, что должно быть порядка 50-ти килограмм. Мы говорим, конечно, это мало. Но норма соблюдена. Причем я ведь не случайно назвал сегодняшний рацион. Я в школе очень неплохо учился и килокалории очень хорошо помню – то, что необходимо реально человеку для жизнедеятельности для того, чтобы он мог…

Сергей Митрохин: Да, я опять-таки говорю, эту сторону, что необходимо, надо рассматривать со стороны, что от этого рассчитывается социальная политика.

Евгений Герасимов: Социальная политика – конечно. Но мы же с тобой конечно хотим, чтобы и в стране, и в Москве, и везде каждый человек жил лучше и больше ел, и больше…

Сергей Митрохин: И в Москве он может жить лучше.

Евгений Герасимов: Но в данной ситуации мы рассчитываем от того минимума… Я уверен, что в ближайшее время, потому что, конечно, это очень мало, его нужно увеличивать, но сегодняшняя экономика, и в том числе в Москве, она и социальная, она сбалансирована. Понимаешь, говорить о том, что да, давайте больше. Давайте больше! Сегодняшняя корзина московская даже по тому, что я сказал и назвал, я думаю, ты не будешь возражать, она сбалансированная.

Сергей Митрохин: Вот я как раз немножко возражу. Слово «сбалансированная» достаточно абстрактное.

Евгений Герасимов: Кстати, я по воде возражу. Тебе не хватает воды, той нормы?

Сергей Митрохин: Да дело не в том, что мне. Я не пенсионер, и я не инвалид. Сейчас речь не обо мне идет. Это когда закладывают на 100 литров…

Евгений Герасимов: Просто ты рядом сидишь, я знаю, что инвалидам хватает.

Сергей Митрохин: Я-то вообще сторонник установки счетчиков. Но в данном случае речь идет совершенно о другом – о двойных стандартах. Когда заботимся о пенсионерах – один стандарт, а когда платим тарифы – другой, более высокий.

Евгений Герасимов: Ты же знаешь, у нас много воды и просто уходит, к сожалению, это так.

Сергей Митрохин: Это другой вопрос.

Евгений Герасимов: Но вся связано!

Сергей Митрохин: Сейчас вода для нас – абстрактная величина. Не надо сейчас анализировать, кто сколько воды тратит.

Сергей Бунтман: Нет, я бы попросил, потому что у наших слушателей наверняка есть много конкретных вопросов, которые они хотят задать…

Сергей Митрохин: Одно замечание Евгению, что сбалансировано. В Москве, я считаю, гораздо больше можно выделить и нормальную сделать потребительскую корзину и больше выделять средств…

Евгений Герасимов: Потребительская корзина...

Сергей Митрохин: Можно я закончу? Потребительскую корзину можно сделать больше, чтобы повысить все социальные выплаты и надбавки. Почему? Потому что в Москве уровень бюджета…

Сергей Бунтман: А нужно делать специально?

Сергей Митрохин: Да, специально нужно делать, чтобы больше лучше жили наши пенсионеры, потому что бюджет Москвы…

Евгений Герасимов: Сергей знает, что…

Сергей Бунтман: Сейчас, секунду.

Евгений Герасимов: Потребительская корзина, она…

Сергей Митрохин: Ну дай закончить! Ну дай закончить-то. Перебиваешь! Ну дай закончить-то!

Евгений Герасимов: Но ты же людей вводишь в заблуждение!

Сергей Митрохин: Я не ввожу в заблуждение.

Сергей Бунтман: Друзья мои, давайте фразу закончите, потом будут замечания.

Сергей Митрохин: Показатель бюджетной обеспеченности Москвы в три раза больше, чем в среднем по стране. В Москве огромный бюджет. Так при таком огромном бюджете, я считаю, что непропорционально мало этой величине бюджета средств идет на социальную политику. В Москве есть такие возможности, и есть такие резервы, чтобы дать нормальную потребительскую корзину, отсчитывать от нее реальный прожиточный минимум и от него нормальные социальные выплаты, пенсии, все московские надбавки. Это работа над бюджетом. Это изыскание дополнительных расходов бюджета, которые есть в московском бюджете. И это сокращение нерациональных расходов и т.д., за счет этого увеличение средств, которые идут на социальную политику.

Сергей Бунтман: Понятно. Хорошо.

Евгений Герасимов: Я хочу сказать, что Сергей очень часто, я никогда его не называл популистом, но говорить все время о том, что много денег, и их давайте на социальную программу. В Москве, я считаю (я с этого начал), конечно, корзина потребительская должна быть больше, но то, что в Москве на социальную программу тратится большое количество средств, и взять их откуда-то из другого…

Сергей Митрохин: Но гораздо меньше тратится.

Евгений Герасимов: Между прочим, есть институционная политика, которая тоже привносит денег. Вот что главное, я считаю, нужно думать о том, как увеличивать бюджет, да, и тратить больше на социальную политику.

Сергей Бунтман: Хорошо.

Сергей Митрохин: Две цифры привести очень коротко. С 99-го года, когда была принята прежняя корзина, прожиточный минимум по ней вырастает всего на 10 %, в то время как бюджет Москвы увеличился в 6 раз.

Сергей Бунтман: Ясно. Хорошо.

Евгений Герасимов: И кстати, потребительская корзина города Москвы и других регионов тесно связана с потребительской корзиной в целом, принятой в стране.

Сергей Митрохин: Не совсем так.

Евгений Герасимов: Это не «не совсем» – это так!

Сергей Митрохин: Каждый субъект федерации имеет право устанавливать свою…

(ГОВОРЯТ ВСЕ ВМЕСТЕ)

Евгений Герасимов: Поэтому в Москве существуют свои доплаты, ты это знаешь, и поэтому субсидий в Москве больше.

Сергей Митрохин: Это я знаю.

Сергей Бунтман: Хорошо. Евгений Герасимов, Сергей Митрохин и наши слушатели по телефонам 783-90-95 – Москва, вокруг Москвы – 783-90-26. Мы вас внимательно слушаем. У меня потом будет вопрос, кстати говоря: вот этот 99-й – 2006-й, там, может быть, стоит, к концу передачи мы об этом поговорим – о перспективах расчета потребительской корзины и прожиточного минимум и динамике этих расчетов. Сейчас конкретные вопросы от наших слушателей. Алло. Добрый день. Алло! Алло!

СЛУШАТЕЛЬ – Алло!

Сергей Бунтман: Да, добрые день. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

Сергей Бунтман: Здравствуйте. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. С кем разговариваете-то? Со мной?

Сергей Бунтман: Да, конечно. Естественно.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Вот я хочу сказать, что…

Сергей Бунтман: Как вас зовут, сначала скажите.

СЛУШАТЕЛЬ – … что этот Герасимов у вас в студии находится. И как все остальные члены московской…

Сергей Бунтман: Так. Спасибо. Как все остальные мне не надо, мне, пожалуйста, конкретные. Давайте так сейчас договоримся. Вот в Интернете я все это прочел: «хотелось бы посмотреть в глаза тем…», «о чем с ним можно разговаривать…», «господа, скажите, кто конкретно как считает». Это мы сказали, вот был конкретный вопрос, кто конкретно как считает и почему. Вопросы у вас есть, помимо риторики? Я сейчас такой риторики, хоть в стихах вам наговорю и без вас это можно сделать. У вас есть конкретные соображения по этому поводу, пожалуйста, их выдавайте. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

Сергей Бунтман: Да, Здравствуйте. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Елена. Королев.

Сергей Бунтман: Да, пожалуйста.

СЛУШАТЕЛЬ – Скажите, пожалуйста, как инвалиду детства жить на 201 рубль? Это раз. Нужно заплатить за телефон из этих денег. В этом году уменьшилась субсидия. Была субсидия, доплачивали 90 рублей, сколько-то, а здесь больше – по 300 рублей. Субсидия обманным путем… в газете написали, лучше-лучше будет, а на самом деле…

Сергей Бунтман: Понятно.

СЛУШАТЕЛЬ – Только за электричество 50 %.

Сергей Бунтман: А это где, в Королеве?

СЛУШАТЕЛЬ – В Королеве, да.

Сергей Бунтман: Не отключайтесь, пожалуйста. Сейчас ответят наши гости. Пожалуйста, Сергей, Евгений.

Сергей Митрохин: Я сейчас критиковал правительство Москвы, что не достаточно средств выделяется на социальную политику. Но, конечно, что касается Московской области, там ситуация еще хуже, и она, скорее всего, держится федерального стандарта. Как мы говорили в Москве мяса – 51 килограмм, федеральный стандарт – 37. Но федеральный стандарт, я считаю, это издевательство. Просто при таких объемах доходов государственного бюджета Российской Федерации выделять столь мало средств на социальную политику, я считаю, что это преступление против граждан России.

Евгений Герасимов: Здесь я согласен с Сергеем. Вот мы говорим о стабилизационном фонде. Конечно, если бы в целом Россия подняла прожиточный минимум и потребительскую корзину, я думаю, это было бы справедливо. Но ко мне часто обращаются и жители и Подмосковья и иногда даже и других регионов за разъяснением. Поэтому не сочтите за труд, свяжитесь, напишите депутату Московской городской думы, потому что та сумма, которую вы сказали, я думаю, вас просто еще и в заблуждение вводят. Напишите в Московскую городскую думу Герасимову, я помогу вам разобраться с этим вопросом.

Сергей Бунтман: Понятно. спасибо. Через минуту сейчас у нас будут новости. Телефоны не забудьте: 783-90-25, 783-90-26. Вопросы относительно прожиточного минимума. Понимаете, вот конкретно, что вас интересует, какой там заложен процент, какие заложены нормы, что это означает. Важно это сейчас выяснить. Я понимаю, как важно поделиться своими умозаключениями о жизни вообще и своей жизни в частности, но сейчас у нас есть такая возможность поговорить конкретно о расчете прожиточного минимума для города Москвы и посмотреть, как это соотносится в других регионах с прожиточным минимум. Мы продолжим меньше, чем через 5 минут.

НОВОСТИ

Сергей Бунтман: Мы продолжаем наш разговор. Евгений Герасимов и Сергей Митрохин – депутаты Московской городской думы. Мы говорим о прожиточном минимуме, о новом расчете и принимаем ваши звонки. 783-90-25 – это Москва, 783-90-26 – это не Москва. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте.

Сергей Бунтман: Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Лилия Михайловна.

Сергей Бунтман: Лилия Михайловна, пожалуйста, скажите нам, у вас есть вопросы, задайте его депутатам.

СЛУШАТЕЛЬ – Пожалуйста. Я из Нижнего Новгорода звоню. Я слушаю сейчас передачу. Вот я попаду в эфир или нет?

Сергей Бунтман: Вы уже в эфире.

СЛУШАТЕЛЬ – Я уже в эфире. Значит вот, я считаю, что вот расчет этой потребительской корзины – это от лукавого.

Сергей Бунтман: Почему?

СЛУШАТЕЛЬ – Почему? Я объясню. Я заработала пенсию в Советском Союзе 120 рублей. Вот в течение 15-лет после 91-го года моя пенсия в пересчете на советские рубли (цены я помню отлично) равняется 35 – 45 рублей. И как прожить на них? На них прожить невозможно.

Сергей Бунтман: А почему корзину нельзя рассчитывать?

СЛУШАТЕЛЬ – А потому что корзину надо рассчитывать честно справедливо. Вот люди, которые рассчитывают эту корзину, очевидно не знают, как можно жить на эту стоимость. Я вот слушала Митрофанова, как он прожил эти дни.

Сергей Бунтман: Какого Митрофанова? Герасимова вы имеете в виду?

СЛУШАТЕЛЬ – Герасимова, да? Извините. Я послушала, как он прожил эти дни. Вот я, например, не инвалид, но у меня куча болезней. Мне 70 лет. Мне не платят деньги на лекарства. Я трачу каждый месяц 600 рублей.

Сергей Бунтман: А почему вам не платят деньги на лекарства?

СЛУШАТЕЛЬ – А потому что я не инвалид. Мне не положено. А я 600 рублей плачу только на лекарства. У меня куча хронических болезней. Так? Так! Теперь, пенсия моя равняется 2450 рублей, да, плюс за квартиру сколько я плачу. Можно прожить? И какая тут потребительская корзина?

Сергей Бунтман: Понятно. спасибо. Так, вот проблема.

Сергей Митрохин: Совершенно справедливое возмущение. Это то, о чем мы уже говорили. В данном случае речь идет о Нижнем Новгороде, который тоже скорее всего придерживается во всем этих федеральных стандартов и не повышает расходов по отношению с ними на социальные нужды.

Сергей Бунтман: А как учитывается в потребительской корзине медицинское обслуживание?

Сергей Митрохин: Не учитывается. Проходит по отдельной категории.

Евгений Герасимов: Вы знаете, видимо, проходит по отдельной категории. И конечно, знаете, в Москве опять-таки ситуация значительно отличается от других. И кстати, когда принимался 122-й, Москва-то воевала за то, чтобы не соглашались получать деньги взамен на те медицинские услуги и медицинские лекарства, даже тот минимум, который, в общем, я знаю, и по сей день очень многие пользуются, и он их удовлетворяет. Хотя я выступал много раз и на федеральный уровень выходил, о том, что перечень этих самых лекарств, медицинских услуг должен быть больше. Конечно, он должен быть больше, но сейчас вот те, кто согласился и пошел за Зурабовым на получение средств вместо системы, которая была в Москве, они теряют, потому что деньги с учетом инфляции тоже теряют возможность получения тех лекарств…

Сергей Бунтман: Это основной смысл.

Евгений Герасимов: Но ситуация в том, что я уверен, что там не дорабатывают и реально местные депутаты, потому что женщина тоже введена в заблуждение, и она недополучает то, что и на федеральном уровне она должна получать.

Сергей Бунтман: То есть то, что она не инвалид?

Евгений Герасимов: Конечно. Она все равно должна получать средства на лекарства.

Сергей Митрохин: Тут еще очень большое значение вообще для всех городов и всех регионов России, обстоятельство очень печальное – это искусственная дороговизна лекарств, которая возникает благодаря тому, что рынок лекарств криминализован и монополизирован, и в нем огромное количество посредников. Вот почему бы не пойти на простую меру – дать возможность больницам и аптекам закупать лекарства на открытых торгах у их непосредственных производителей, тогда вся эта цепочка паразитов, которые накручивают цены на лекарства, обрушится. Лекарства станут значительно дешевле. Это не отменяет, конечно, необходимости списков лекарств для инвалидов и пенсионеров, конечно, это нужно. Но это могло бы быть гораздо дешевле, если бы были дешевле сами лекарства. Но вот эта система полукриминальной экономики, в которой вращается весь лекарственный бизнес, она продолжает существовать, несмотря на все восклицания во всех кабинетах власти.

Евгений Герасимов: Я здесь тоже согласен, что схема монополизации в целом по стране очень серьезная. И засилье в этом смысле и зарубежных лекарств, потому что они выдавливают нашего отечественного производителя, во многом не хуже зарубежных.

Сергей Бунтман: Кстати, о рынке лекарств надо будет поговорить, надо будет отдельную сделать программу о рынке лекарств.

Сергей Митрохин: Главное, есть выход их этого. Почему не пойти по этому пути, не понятно.

Сергей Бунтман: Скажите (сейчас мы еще примем один – два звонка), вот у меня вопрос как раз о расчетах. Вот все-таки может быть рассчитывать минимум более динамично, более гибко? Может быть его вообще каждый год рассчитывать?

Евгений Герасимов: Вы знаете, наверное, может быть это и нужно было делать, но…

Сергей Бунтман: И исходя из этого годовой бюджет считать.

Евгений Герасимов: …но вы видите, мы считаем, и я считаю, что нужно принципиально поднять этот нижний уровень. Ведь вот Москва приняла решение, что ниже прожиточного уровня у нас не должно быть доходов населения. И Москва поднимает. Причем реально и в соц. центрах, и в районах, и в округах поднимает значительно больше. Хотя у нас потребительская корзина 4500 рублей в сравнении с федеральной, где 2600, но на самом деле у нас люди получают за счет льгот значительно больше.

Сергей Бунтман: 5700…

Евгений Герасимов: Я среднюю назвал.

Сергей Митрохин: Еще бы две меры сделал. Во-первых, этот прожиточный минимум нужно привязать к доходам бюджета. И в случаях прироста дохода обязательно пересматривать в лучшую сторону. А во-вторых, я бы еще на одну меру пошел. Я бы к этому прожиточному минимуму привязал бы зарплаты чиновников.

Евгений Герасимов: А она и привязана, между прочим.

Сергей Митрохин: Она не совсем привязана.

Сергей Бунтман: 10 миллионов прожиточных минимумов?

Сергей Митрохин: Нет, такой связи, что столько-то прожиточных минимумов – нет. У нас зарплата депутатов, например, на федеральном уровне приравнена к зарплате министра, а не к прожиточному минимуму обыкновенного человека. А зарплата министру начисляется, сами знаем как. Как недавно в 10 раз почему-то повысились (два года назад) зарплаты низших чиновников, почему-то с прожиточным минимумом этого не произошло. Так что большие сомнения, что они серьезно как-то привязаны к прожиточному минимуму.

Евгений Герасимов: Но вы же помните, там были серьезные обвинения.

Сергей Митрохин: В вот если будет эта четкая связь, тогда конечно у нас не будет таких выступлений в Мосгордуме.

Евгений Герасимов: Объяснения в Государственной думе были такого порядка, что чиновник для того, чтобы он не занимался дополнительными работами, бизнесом или чем, он должен получать нормальную зарплату.

Сергей Митрохин: Так все-таки он должен не отрываться от народа.

Евгений Герасимов: От того, как живут люди, я согласен. Средняя, может быть вы просто не знаете, в Москве зарплата… другое дело, что разрыв большой между теми, кто совсем мало получает, и кто получает много порядка 17 тысяч рублей. Просто для наших слушателей.

Сергей Митрохин: Я на эту тему можно еще одну цифру? Все-таки опять Москва. В Москве разрыв между 10 % самых богатых и 10 % самых бедных достигает 40. По стране он в среднем 15. То есть Москва при всем благополучии относительно другой страны – это город резкого социального расслоения. Это еще одна причина, по которой, конечно, надо больше выделять на социальную сферу, в том числе…

Сергей Бунтман: Давайте послушаем еще наших слушателей. 783-90-25 – это Москва, 783-90-26 – не Москва. Москва сейчас. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день. Я так и не поняла, господин Герасимов, что делать с лекарствами для пенсионеров. Вы сказали, что эту женщину кто-то вводит в заблуждение. Вот я тоже пенсионерка, мне 62 года.

Сергей Бунтман: А вы где живете?

СЛУШАТЕЛЬ – Я тоже не инвалид, пока не инвалид.

Сергей Бунтман: А где вы живете? В Москве?

СЛУШАТЕЛЬ – В Москве, в Москве. Я вынуждена покупать лекарства около тысячи рублей: у меня сердце больное, у меня ноги больные, у меня почки больные. Не менее тысячи рублей, чтобы поддержать как-то, просто остаться живой. Я не получаю ни копейки доплаты на лекарства при тоже очень невысокой пенсии.

Евгений Герасимов: Вы пенсионер?

СЛУШАТЕЛЬ – Я пенсионер.

Евгений Герасимов: И не получаете никаких пособий?

СЛУШАТЕЛЬ – Не инвалиды не получают никаких доплат на лекарства. Вы этого не знаете, да?!

Евгений Герасимов: Нет, вам никто не помогает, нет?

СЛУШАТЕЛЬ – Ну что, кто помогает?!

Евгений Герасимов: Вы ни к кому не обращались за помощью?

СЛУШАТЕЛЬ – А к кому я должна?

Евгений Герасимов: К врачам.

СЛУШАТЕЛЬ – Врачи у меня спрашивают, у вас есть льготы, я говорю, нет, я не инвалид, и все, на этом все кончается.

Евгений Герасимов: У нас получают не только не инвалиды, поэтому вы, видимо, просто ни к кому не обращались.

Сергей Бунтман: Ну да. Кстати говоря, все, что связано было и с другими, конечно, законами, но то что как-то жизненно прошло, тяжело, все, что было связано со 122-м законом. Вообще чудовищная совершенно ошибка и при подготовке и при реализации всех этих вещей – это отсутствие информации, причем активное. Вы понимаете, я должен сказать, вот вы говорите, ни к кому не обращались. На самом деле, как только это касается, будь то от самоуправления до льгот, активно должны идти и разработчики, и депутаты, и исполнительная власть, должны идти на активную информацию. Это должны спрашивать, вы не забыли получить свои то, что вам причитается.

Евгений Герасимов: Это правильно.

Сергей Бунтман: То есть активно идти. Но это уже другая история. чем глубже было бы у нас территориальное, чем мельче территориальное самоуправление, тем легче было бы идти к каждому человеку.

Сергей Митрохин: И если бы у него еще были бы какие-то права, у местного самоуправления, территориального. К сожалению, у нас в Москве этих прав нет.

Сергей Бунтман: Это у нас тоже отдельная передача и даже я бы сказал сквозная линия такая.

Евгений Герасимов: У нас будет, на самом деле, наверное, отдельная передача, потому что сегодня передаются права, и очень важно, чтобы с этими правами справились.

Сергей Бунтман: Давайте отдельно поговорим. Да.

Евгений Герасимов: Главное, чтобы с ними справлялись.

Сергей Митрохин: Согласование застроек отняли у самоуправления.

Сергей Бунтман: Да.

Сергей Митрохин: Но это другой разговор, согласен.

Сергей Бунтман: Очень и очень тяжело. Это мы знаем. Мы поговорим обязательно, мы не оставим эту тему. Еще один телефонный звонок. Алло. Добрый день.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый день.

Сергей Бунтман: Как вас зовут? Откуда вы нам звоните?

СЛУШАТЕЛЬ – Константин. Санкт-Петербург.

Сергей Бунтман: Да, Константин, мы вас слушаем.

СЛУШАТЕЛЬ – Я вашу передачу слушаю не с самого начала. Видимо, вы вначале рассказывали, что входит в потребительскую корзину.

Сергей Бунтман: Да.

СЛУШАТЕЛЬ – В связи с этим у меня вопрос. Входят ли туда такие компоненты, как вот долгосрочные расходы на ремонт жилья, на приобретение мебели? Не на повседневный сиюминутные каждодневные траты, а на более такие длинного периода.

Сергей Бунтман: Понятно. Ясно. Мы понимаем, что одежда входит.

Сергей Митрохин: Ремонт точно не входит. Ремонт – вообще тоже отдельная проблема, потому что сейчас…

Евгений Герасимов: Ремонт в других статьях.

Сергей Митрохин: …сейчас вообще государство отказалось от долгов по капитальному ремонту перед гражданами.

Сергей Бунтман: Капитальный – это да.

СЛУШАТЕЛЬ – Сюда входят только предметы первой необходимости и товары повседневного потребления, то есть одежда…

Евгений Герасимов: Потому что тогда, когда речь идет о человеке, у которого вот этот самый минимум, то ему город, район или округ ремонтирует, помогает. Тем более помогает ветеранам, инвалидам.

Сергей Бунтман: А как это он может узнать?

Евгений Герасимов: Знает каждого человека. Другое дело, что хотелось бы, чтобы и этого было больше. Но, по крайней мере в нашем округе, мы справляемся с этой проблемой.

Сергей Бунтман: То есть такое, как приобретение мебели не входит. Значит, что там? Еда, услуги, да?

Евгений Герасимов: Жилищные услуги.

Сергей Бунтман: И одежда?

Евгений Герасимов: Да.

Сергей Бунтман: Одежда минимальная, да?

Евгений Герасимов: Да.

Сергей Бунтман: Слушаем теперь еще Москву.

Евгений Герасимов: Но еще, кстати, не удобно об этом говорить, постольку поскольку во многом это была моя инициатива вот эти несколько лет, я говорил, пусть самый минимум в потребительскую корзину входит оплата на культуру. И конечно, в этот раз вошло. Я обращался…

Сергей Бунтман: То есть досуг?

Евгений Герасимов: Да, входит конечно минимум – 5 %. На него в театр и билет трудно купить…

Сергей Митрохин: Опять идет натурализация этого.

Евгений Герасимов: Но тем не менее, это уже говорит о том, что верхи задумываются о том, что человек должен посещать и театры, хотя музеи мы посещаем бесплатно, посещаем библиотеки…

Сергей Бунтман: Здесь несмотря на все 122-е законы, здесь должны идти от этого.

Сергей Митрохин: Я обращаю внимание, что не надо эту натурализацию. Вот то, что включили культуру, может быть это и хорошо, но если бы заложили стоимость норматива потребления воды не 285, а 384, как выделили по оплате, то денег бы прибавилось у этих людей, чем в результате включения культуры.

Сергей Бунтман: Я вас понял, одно другому не мешает.

Сергей Митрохин: Но можно гордиться, вот, культуру включили. А материальное выражение-то дальше в чем выражается?

Сергей Бунтман: Мне кажется, что здесь не стоит проводить как раз линию напряжения. Она немножко в другом месте проходит. Мне кажется, общий расчет бюджета необходим. И я все-таки не до конца понял. Более гибко рассчитывать и приводить к бюджету и тем самым еще и побуждать бюджет к большему выделению. Повышение стоимости побуждает бюджет ввести динамику роста доходов от процента выделения на социальные нужды.

Сергей Митрохин: Конечно, если прирастают доходы бюджета, должна прирастать вместе с бюджетом и потребительская корзина. Когда у нас устанавливается на 5 лет – это что говорит, что в течение пяти лет о потребительской корзине забывают, вспоминают только через пять.

Сергей Бунтман: Но простите меня, но как изменилась-то жизнь невероятно и…

Сергей Митрохин: Безусловно. Это чувствительный показатель для пенсионеров и инвалидов, поэтому каждый год должен меняться.

Евгений Герасимов: Не могу не сказать. С развала Советского Союза (мы сейчас не будем говорить, кто и почему принимал участие: больше, меньше), но после развала все время поднимается. И главное, что сделали все-таки этот нижний уровень, пусть он самый плохой, пусть он минимальный, но его все-таки подняли. Мы же с этого…

Сергей Митрохин: Мало подняли – в этом наш спор.

Евгений Герасимов: А у нас в этом нет спора.

Сергей Митрохин: Есть резервы из бюджета.

Евгений Герасимов: Сергей-Сергей, смотри сюда! Ты слышишь? У нас нет спора, я тоже считаю, что должна быть выше. И я уверен, что к следующему нашему приходу обязательно этот вопрос будет поднят, и хорошо, что мы его таким образом поднимаем.

Сергей Митрохин: А иначе получается парадокс. Смотрите, вроде бы растет ВВП, растут доходы бюджета, а социальное расслоение тоже растет.

Евгений Герасимов: Мы уже об этом говорили.

Сергей Митрохин: Что это означает? Последняя реплика. Что продукт этого роста, этот прирост присваивается группировкой, обладающей наибольшими доходами, а в пользу малоимущих этот прирост не идет, что продолжают держать на том минимуме, когда еще не было роста.

Сергей Бунтман: Что проще всего. А для того, господа, мы вас и выбираем депутатами, для того…

Сергей Митрохин: Мы за это боремся. Поэтому, кстати, фракция «Яблоко» – Объединенные демократы» не поддержала эту корзину. Мы считаем ее убогой.

Сергей Бунтман: Хорошо. Для того, чтобы стягивать эту разницу, можно сколько угодно печалиться о том, что не вернешь какие-то прежние времена, но сделать из этой ситуации, сделать ее такой… Гораздо легче плакать о старых временах, я вам скажу, чем сделать ситуацию в тех условиях, которые у нас есть, сделать ее приемлемой и проживаемой.

Евгений Герасимов: Причем сделать можно.

Сергей Бунтман: Можно и нужно. Извините, мы с вас это и требуем.

Сергей Митрохин: А мы это и делаем, но мы меньшинство, нас 3 человека. Большинство поддержало эту корзину.

Евгений Герасимов: Сергей сейчас занимается популизмом, которым занимается все время.

Сергей Митрохин: Я сообщаю информацию. Посмотри, кто как голосовал.

Сергей Бунтман: Давайте подытожим. Значит, что необходимо сделать? Какие есть пути для того, чтобы этот прожиточный минимум в таком дорогом, но и таком богатом городе, как Москва, чтобы этот прожиточный минимум и его расчет повышался, и тем, кто живет хуже этого, помимо других способов им помочь, расчет потребительской корзины помогал бы им выжить? Понимаете, вот в чем фокус потребительской корзины. Он должен помогать выживать. То есть как это сделать. Подытожим. Более гибкая, наверное…

Сергей Митрохин: Да, во-первых, более гибкая привязка. То есть любое повышение доходов должно иметь последствием повышение прожиточного минимума.

Сергей Бунтман: Повышение социального уровня.

Сергей Митрохин: Причем на уровне самых благоприятных стандартов потребления должна формироваться потребительская корзина. В Москве такие возможности есть. Для того чтобы получить дополнительные возможности, есть способы увеличения доходов московского бюджета.

Сергей Бунтман: Понятно. И очень коротко, потому что у нас сейчас «Градостроительные хроники».

Евгений Герасимов: Хорошо. Я считаю, что мы должны повышать зарплаты, что, кстати, Москва и делает. Она повышает и врачам, и учителям. И нужно повышать пенсии. Пенсии повышать, и значит прожиточный минимум тоже будет повышаться.

Сергей Бунтман: О других способах мы говорили и будем говорить. Спасибо большое Сергею Митрохину, спасибо Евгению Герасимову. Мы сегодня говорили о потребительской корзине.

"Эхо Москвы", 27 мая 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Сергей Митрохин 
 
Социальная политика 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]