[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Марина Лемуткина
Образование без прав
Газета.Ру, 16 мая 2006 года   
Права российских граждан на доступное, бесплатное и качественное образование нарушены. Об этом заявил главный российский омбудсмен Владимир Лукин. Главная проблема, по его словам, кроется в отсутствии денег. И чтобы решить ее, он предлагает ввести всеобщий единый однопроцентный налог на образование.

В понедельник уполномоченный по правам человека Владимир Лукин провел презентацию «Специального доклада о состоянии прав человека в сфере образования». Как выяснилось, конституционные права российских граждан на качественное, бесплатное и доступное образование нарушаются постоянно.

«Главный вывод – хроническое недофинансирование. А это всегда нарушение прав человека», – констатировал Лукин.

В частности, доступности и бесплатности нет уже на уровне дошкольного образования. Детские сады повсеместно переводятся на платную основу и перепрофилируются, что приводит к появлению конкурса по отбору кандидатов в них. Только в Москве за последние пять лет количество детских садов сократилось на 1 тыс., констатировал Лукин, отметив, что дело зашло так далеко, что государству нужно срочно гарантировать финансовое благополучие детсадов.

Нарушения, по его словам, отмечаются и при приеме в школу. «Использование при приеме в общеобразовательные учебные заведения конкурсов, собеседований и разного рода самопальных тестов, равно как и введение платы, например, под видом спонсорского взноса, есть прямое нарушение норм российского законодательства», – подчеркнул уполномоченный по правам человека.

Обостряется и противопоставление между обычными и элитными школами. Услуги элитарных школ «рекламируются как товар, практически недоступный для ребенка из среднестатистической российской семьи, право граждан России на общедоступное и бесплатное общее образование существенно обесценивается. Тем самым российская система образования на деле постепенно утрачивает свою первейшую конституционно закрепленную социальную функцию», – подчеркнул он. На этом фоне растет количество детей, вообще не посещающих школу. Сейчас, отмечается в докладе, их уже больше 2 млн.

В школах вообще «назревает реальная проблема вытеснения бесплатного обучения, гарантированного Конституцией России и законодательством об образовании», – заявил Лукин.

Стремясь подработать, школы переводят до 25% предметов в факультативные, заставляя платить за них родителей, пояснил он. В то же время из-за «невысокого уровня благосостояния российских семей замена обязательных и бесплатных образовательных услуг на факультативные и платные в настоящее время недопустима», подчеркивается в докладе.

Неоправданным считает уполномоченный и форсированный переход на нормативное финансирование по принципу «деньги следуют за учеником». Он «может повлечь за собой закрытие учебных заведений с малым количеством учеников», опасается Владимир Лукин.

Отмечены в докладе и другие нарушения прав учащихся.

Это касается, в частности, обязательного преподавания «религиозных предметов с точки зрения одной конкретной церкви».

«Рассказывать о религиях должны только историки, культурологи и религиоведы», но никак не служители культа, считает Лукин. Причем положение это должно быть закреплено в российском законодательстве.

С особой осторожностью, подчеркивается в докладе, необходимо подходить к вхождению России в Болонский процесс. «В интеграции в европейскую систему образования для нас есть некоторые плюсы, но есть и очень серьезные проблемы», – подчеркнул Владимир Лукин. В любом случае «мы не должны решать никаких проблем в образовании методами кавалерийских атак, а идти путем широкого обсуждения в обществе и в образовательной среде», – подчеркнул он.

Досталось от Лукина и единому государственному экзамену (ЕГЭ).

ЕГЭ, с точки зрения уполномоченного, может существовать только при условии «добровольности его выбора не столько вузом, сколько непосредственно самими учащимися». В противном случае обязательное и повсеместное ЕГЭ может привести к нарушению принципа состязательности при зачислении в вузы, отметил он.

Чтобы решить хотя бы самые наболевшие проблемы образования, заявил Владимир Лукин «Газете.Ru», государство должно тратить на него не менее 6–8% ВВП (сейчас на эти цели идет не более 3–3,5% ВВП). Пока, по словам Лукина, государство обещает увеличить финансирование образования только до 4,2%. Однако, считает он, у образования есть реальная возможность получить больше – например, за счет «президентских» нацпроектов. Впрочем, особых надежд на помощь государства уполномоченный, похоже, все же не возлагает, исходя из перечня мер, которыми он предлагает лечить отечественное образование от безденежья.

Владимир Лукин предлагает ввести в России всеобщий единый однопроцентный налог на образование.

Плоским образовательным налогом, «хотя бы в качестве временной меры», он предлагает обложить всех – от олигархов до провинциальных учительниц. По словам Лукина, «малоимущим это будет нелегко», зато мера эта будет эффективной. Частично, правда, малоимущие получат собственные деньги обратно.

При этом, считает Лукин, нужно принять дополнение к закону «Об образовании», устанавливающее четкий перечень льготников, которые будут поступать в вузы по упрощенной схеме и учиться бесплатно (сироты, инвалиды первой и второй групп, контрактники и т.п.). Для остальных, считает он, бюджетные места все равно останутся, хотя их число может сократиться.

В докладе предлагается «определить перечень вузов, которые будут получать государственный заказ на подготовку специалистов».

«Обучение в этих наиболее важных для страны и престижных учебных заведениях осуществлять за счет бюджетных средств. В остальных вузах вести обучение на коммерческой основе», – говорится в докладе. Для них уполномоченный по правам человека предлагает «разработать и ввести систему льгот, кредитов и спонсорских средств для образования». Впрочем, в дело пойдут и деньги частных спонсоров с инвесторами. В докладе предлагается завлекать их в образование предоставлением налоговых льгот. А чтобы при новой системе учащиеся вновь не остались бесправными, Лукин хочет создать целую сеть уполномоченных, специализирующихся на правах человека в сфере образования.

Чиновники предложения уполномоченного по правам человека встретили с пониманием, и особенно «общий вектор обозначенных направлений» (судя по всему, имелось в виду предложение уполномоченного спасать утопающих силами самих утопающих). Что же касается частностей, то, как подчеркнул «Газете.Ru» замруководителя Рособрнадзора Павел Кондрашов, «здесь есть профессиональные вопросы»: по ЕГЭ, по переходу детей с одной образовательной ступени на другую, по образовательным кредитам.

Образовательное сообщество скорой отдачи от доклада уполномоченного не ждет.

«Не уверен, что документ обяжет ответственных людей принимать решения. В нашей стране про результаты ничего сказать нельзя», – заявил «Газете.Ru» директор школы № 349 Александр Тубельский.

Газета.Ру, 16 мая 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

 Владимир Лукин
 
Политика в области образования 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]