11 мая
по улицам областного центра прошла колонна из двух десятков
автомашин под голубыми флагами - «Байкальское движение»
и иркутские автоклубы провели обещанный автопробег под девизом
«Словам президента - силу документа». Вторая часть этого
же лозунга переводит «Байкальское движение» из разряда экологических
на уровень общегражданских: «Решениям президента - народный
контроль».
Идея была высказана более месяца назад, еще до знаменитого
президентского подхода к карте с фломастером. Тогда маршрут
был проложен со смыслом: от Иркутска до офиса Транснефти
в Ангарске. Тогда провести пробег помешали заранее запланированные
акции, потом затянулось согласование с автоинспекцией
и властями. Пока шли обсуждения и согласования, изменилось
практически все, кроме идеологов и организаторов, и правильнее
было бы сказать, что автоклубы сыграли тут решающую роль,
- «Байкальское движение» поддержало чужую активность,
как до того поддерживало всякую акцию в защиту Байкала.
Участвовать хотели многие, но разрешили всего двадцать
пять машин, так что приехали главным образом руководители
автоклубов.
В том, что такие акции по-прежнему актуальны, активисты
движения не сомневаются. Прошло полмесяца со дня памятного
совещания в Томске, а последние новости о нефтепроводе
«Восточная Сибирь - Тихий океан» остаются в русле всего,
что происходило три года подряд до него. Строительство
демонстративно начато 28 апреля, сварены первые швы, но
за день до этого в интервью радиостанции «Маяк» вице-президент
Транснефти Сергей Григорьев сказал, что у компании есть
год, чтобы дойти до «точки поворота», - за это время
будет разработан новый проект. Является ли практика строительства
столь масштабных объектов без проекта, экспертиз и договоров
об инвестициях нормальной - для здравомыслящего человека
не вопрос. Однако Транснефть так рвется к заветной сумме
11 млрд долларов, что по дороге готова не только смести
все препятствия, но и в очередной раз демонстрирует полнейшее
пренебрежение к законам. В СМИ уже раздаются осторожные
голоса, предупреждающие (только вот кого?): при такой
«организации» работы Россия не сможет выполнить обязательства
по поставкам нефти в Китай - разве что придется значительно
увеличить перевозки по железной дороге.
Так повернется ситуация или Транснефть, дотянув нефтепровод
до Усть-Кута, все-таки совершит рывок вдоль Байкала -
зная предыдущие обстоятельства проектирования ВСТО, сегодня
гадать не стоит. «Байкальское движение» ставит перед собой
и обществом конкретную задачу: добиться от президента,
правительства и Государственной думы принятия конкретных
законов об охране Байкала и их исполнения. Контроль за
строительством нефтепровода - часть этой задачи, а если
попутно удастся отправить в отставку запятнавших свой
мундир нефтяными пятнами чиновников - тем лучше, в том
числе и для страны.
Именно об этом говорили активисты движения и участники
пробега в микрофоны телекамер. Дмитрий Таевский, руководитель
интернет-проекта Бабр.Ру и член оргкомитета движения,
шутил: «Теперь я точно знаю, сколько в Иркутске телеканалов:
я дал семь интервью». Часовая пауза на сбор, построение
колонны и инструктаж оказалась на пользу всем - участники
пробега сказали все, что было нужно, телевизионщики сняли
свои сюжеты, и колонна тронулась. Оказывается, если ехать
в сопровождении ГИБДД и игнорировать сигналы светофоров,
то от аэропорта через Советскую, набережную и улицу Сухэ-Батора
до городской администрации можно проехать всего за 20
минут.
У здания городской администрации автолюбители дисциплинированно
сдали флажки и отправились по своим делам - до следующей
акции, которая пройдет 20 мая. На одном из собраний оргкомитета
было принято решение поблагодарить горожан за активное
участие в митингах концертом. С учетом разницы вкусов
у представителей разных поколений, для участия в нем приглашены
коллективы народной песни и танца, барды и рок-группы,
которые будут сменять друг друга на сцене. Заявка в городскую
администрацию уже подана.