З
адача
увеличить рождаемость, поставленная в послании президента,
вызвала ажиотаж среди чиновников и депутатов. «Я обязуюсь
к 2016 году показать свидетельства о рождении троих детей.
Может быть, не обязательно о рождении. Можно и усыновлять»,
– пообещал лидер ЛДПР Владимир Жириновский. «Газета.Ru»
расспросила демографов и депутатов, какие сложности в выполнении
этой задачи поджидают простых россиян.
Алексей Ульянов, член партии "Яблоко",
основной разработчик Национальной программы демографического
развития России, доцент ВШЭ и МГИМО:
– Очень радостно было услышать, что изложенная в послании
президента программа отличается высокой научной проработанностью,
в частности, упор в ней делается на рождение второго и
третьего ребенка. В индустриальных и постиндустриальных
странах есть тенденция рождения только одного ребенка.
Некоторые замечают, что простое повышение материального
обеспечения не даст положительного эффекта. В качестве
аргумента они ссылаются на зарубежные страны, где доходы
населения – более высокие, но демографические проблемы
– те же самые, что и у нас. В данном случае такие заявления
неоправданны.
Наше общество психологически готово к более высоким показателям
рождаемости. То есть желаемое количество детей больше,
чем реальное, именно из-за низких доходов.
Поэтому материальное стимулирование в нашем случае может
быть очень эффективным.
По моим данным, программа рассчитана на 500 млрд рублей
в год. Это небольшая сумма, меньше 2% ВВП. При этом для
реализации программы не понадобятся средства стабфонда.
Скорее всего, будут использованы дополнительные доходы
бюджета, появляющиеся в связи с увеличением темпов роста
экономики.
Евгений Гонтмахер, глава Центра социальных исследований
и инноваций:
– В целом проект можно поддержать. Однако существуют
технологические сложности.
Во-первых, встает вопрос о масштабах выплат.
Предложение выдавать 3000 рублей в месяц матерям, находящимся
в декретном отпуске, несет некоторые риски. Что если неработающая
мать – не просто домохозяйка, а алкоголичка?
Ведь для регионов это довольно большая сумма. В данном
случае я бы предложил ввести договора между дающим деньги
и принимающим. Тогда, в случае несоблюдения взятых на
себя обязательств, мать могут, скажем, лишить родительских
прав. С другой стороны, предложенное увеличение оплаты
попечителей до 2,5 тыс. рублей кажется заниженным. Думаю,
они должны получать не меньше средней заработной платы
по региону.
Отдельным плюсом отмечу предложение выплачивать матерям,
решившимся на рождение второго ребенка, 250-тысячный базовый
материнский капитал. Это безналичные деньги. А это значит,
что мать не сможет потратить их нецелевым образом.
На мой взгляд, реализация предложений президентского
послания – технологически сложное задание, и его нельзя
доверять ни Минздраву, ни Миобразования, ни Минфину, ни
Минэкономразвития. Для контроля над выполнением этой программы
нужен отдельный межведомственный орган во главе с премьером
или вице-премьером, обладающий соответствующими полномочиями.
С сожалением должен отметить, что президент ничего не
сказал о смертности. Его программа заявлена как «демографическая»,
упор сделан лишь на одну часть проблемы. Хотя, на мой
взгляд, нужен комплексный подход. Поскольку, если все
силы и средства будут работать только на одну часть, вторая
окажется в еще худшем положении.
Владимир Васильев, заместитель председателя комитета
по труду и социальной политике Госдумы:
– Когда мы с коллегами слушали послание президента, первый
вопрос, который у нас возник: как Министерство финансов
отнесется к этому проекту и выделит ли на него необходимую
сумму? Потому что цифры-то были озвучены конкретные. Цифра
должна быть достаточно серьезная, ведь проект рассчитан
на долгосрочную перспективу. Я думаю, это вполне подъемная
сумма для бюджета. А если это проект будет реализован,
возможно, следует ожидать «наплыва» рождаемости.
Надеюсь, что задача будет выполняться. Что чиновники
не будут «заматывать» этот вопрос.
Механизмы выплат пока не очень понятны, но, надеюсь,
они будут простыми и действенными.
В частности, что касается обязательных выплат 40% от зарплаты
женщине, находящейся в декретном отпуске: непонятно, каким
образом всё это будет согласовано с работодателем. Если
работодатель – небюджетная организация, а коммерческая,
не понятно, исходя из чего он будет выплачивать эти деньги.
Как известно, работодатели заинтересованы в «серых» схемах
зарплат для ухода от налогообложения.
Поэтому для действия этого пункта необходимо принять
ряд подзаконных актов.
В целом приятно, что эти проекты так проработаны – сразу
представлены конкретные цифры.
Только не понятно, на кого ляжет ответственность за реализацию
этого плана.
Тут возникает мысль об отдельном министерстве, которое
бы занималось реализацией государственной политике в отношении
семьи.