Выход
из глубочайшего кризиса уполномоченный по правам человека
в РФ видит в комплексе мероприятий, равнозначных по масштабам
пятому национальному проекту
Проблема дедовщины в Вооруженных силах нашей страны существует
уже не одно десятилетие. И, к сожалению, положение не
меняется к лучшему. По просьбе «НГ» ситуацию проанализировал
уполномоченный по правам человека в РФ Владимир
Лукин.
– Владимир Петрович, можно ли справиться с крайне
болезненной для всего российского общества проблемой дедовщины
или надо создавать еще какие-то специальные структуры
или ведомства?
– Конечно, справиться можно. И, по-моему, сейчас для
этого складываются благоприятные предпосылки. Прежде всего
имею в виду тот факт, что проблема дедовщины наконец привлекла
должное внимание и общества, и средств массовой информации,
и органов военного управления, и власти. Ведь пока о проблеме
не говорят, не замечают ее (или делают вид, что не замечают),
она как бы не существует.
Другое дело, что покончить с дедовщиной очень непросто.
Ведь она стала своего рода традицией – недоброй, порой
преступной, но традицией. А ломать традицию всегда крайне
сложно. Для этого необходима политическая воля руководства,
в том числе высшего, соответствующие усилия со стороны
всех органов государственной власти, общественности, прессы
и, конечно, надлежащие усилия офицеров всех уровней. К
сожалению, некоторые из них забыли о понятии офицерской
чести. В большинстве случаев именно они и виноваты в нарушениях
прав человека в армии. Причем не надо всю ответственность
сваливать на офицеров в воинских частях. Работник органов
военного управления, гонящийся за планом и выпускающий
преступный приказ, – не будем забывать о том, что такое
понятие есть, – сотрудник военкомата, врач, признающий
годным к военной службе больного юношу, уже нарушают права
человека, в том числе создают условия для дедовщины.
Уверен, что справиться с этой проблемой можно только
при условии, если каждый человек, связанный с военной
службой, не будет ни на секунду забывать о том, что он
прежде всего именно человек, от которого зависят судьбы
таких же, как он, людей, пусть и временно находящихся
от него в зависимости.
В общем, необходимо добиваться эффективной и, главное,
нормальной работы существующих государственных институтов
и институтов гражданского общества. Это, однако, не исключает
создания новых структур, например военной полиции. Если
же есть сомнения в необходимости и эффективности деятельности
военной полиции, то следует сделать это в экспериментальном
порядке.
– На всех уровнях государственной власти звучат призывы
повернуться лицом к армейским проблемам, в Министерстве
обороны и Генштабе совместно с общественными организациями
проводятся различные мероприятия, составляются правильные
планы. Выходит, высокопоставленные чиновники и общественные
деятели просто занимаются бумаготворчеством?
– Я бы так не сказал. Ведь, как известно, вначале было
слово. Всегда и везде, особенно в политике, которой не
бывает как таковой без анализа имеющихся проблем и выработки
мер по их преодолению. Без политической воли руководства
государства и военного ведомства проблему дедовщины не
решить. Поэтому составление, как вы выражаетесь, правильных
планов – дело необходимое. Насколько они эффективны, как
они будут реализованы и будут ли реализованы вообще –
вопрос другой. В этом контексте я воспринимаю как хороший
сигнал проведение совещания в Главной военной прокуратуре
и Всеармейского совещания.
Ведь сам феномен дедовщины во многом является отражением
процессов, происходивших в стране в последние два десятилетия.
В их числе прежде всего назвал бы отсутствие внятной государственной
политики, низкий уровень правового воспитания, криминализацию
общества, утрату многих нравственных ориентиров. Вследствие
низкого уровня финансирования армия оказалась в роли пасынка
и главным образом боролась лишь за выживание. Все это
явилось причиной резкого снижения уровня правовой и социальной
защищенности военнослужащих, грубых и массовых нарушений
их прав. Хорошо, что в последнее время общество уделяет
более пристальное внимание положению дел в армии. Обнадеживает
и изменение позиции высшей государственной власти по отношению
к нуждам и проблемам военнослужащих.
Грустно только, что для этого потребовалась трагедия,
происшедшая с Андреем Сычевым. И это – не единственный
случай. Другой настораживающий момент заключается в том,
что происшедшее вызвало политический и общественный резонанс
только благодаря усилиям правозащитников и прессы.
Не сказал бы, что бумаготворческой работой занимаюсь
и я как уполномоченный по правам человека. Хотя бумаг
у нас тоже хватает: за 2005 год к уполномоченному обратились
2244 военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы,
и членов их семей, что в 2,14 раза больше, чем в 2003
году, и в 1,21 раза больше, чем в 2004 году. Основная
часть обращений вызвана снижением уровня жизни военнослужащих
и ветеранов военной службы (отсутствие жилья, лишение
льгот, низкое денежное довольствие, недостаточное пенсионное
обеспечение). Но вот с жалобами на дедовщину – дефицит.
Возможно, многие солдаты, сержанты просто не в курсе,
что уполномоченный в рамках своей компетенции может помочь
и в этом.
– Почему руководство Вооруженных сил на всех уровнях
не в состоянии справиться с казарменным хулиганством,
какие, по-вашему, эффективные социальные, экономические,
юридические меры необходимы?
– Не секрет, что «деды» рассматриваются некоторыми командирами
как помощники. Это, конечно, явление нетерпимое.
Что касается необходимых мер по преодолению казарменного
хулиганства, то я неоднократно излагал свои предложения
на сей счет в ежегодных докладах о деятельности уполномоченного,
в специальных докладах «О нарушении уставных правил взаимоотношений
между военнослужащими при отсутствии между ними отношений
подчиненности» и «О соблюдении прав граждан в связи с
прохождением военной службы по призыву». Назову некоторые
из них.
Прежде всего надо вести борьбу с юношеской преступностью,
алкоголизмом и наркоманией. Уверен, что призывной возраст
должен быть не менее 20 лет, а срок службы уменьшен до
одного года. Следует сделать все для того, чтобы на военную
службу не призывались психически и физически больные ребята,
алкоголики и наркоманы. Необходимо усиление правового
образования или, если хотите, воспитания молодежи, призывников,
солдат и матросов: они обязаны знать свои права, законные
способы их защиты, осознавать ответственность за нарушение
требований законодательства. Нужно также усилить дисциплинарную
и уголовную ответственность за насильственные воинские
преступления, в том числе восстановить дисциплинарный
арест военнослужащих с содержанием на гауптвахте. Нуждается
в совершенствовании нормативная база в сфере военной службы,
включая принятие новых современных общевоинских уставов,
соответствующих нормам международного и отечественного
законодательства. Отдельный блок вопросов связан с деятельностью
командиров. Считаю весьма полезным создание военной полиции,
основной задачей которой являлось бы обеспечение правопорядка
в войсках.
Крайне важно сформировать систему общественного гражданского
контроля над армией. Она должна включать в себя обязательное
участие представителей общественных организаций в работе
призывных комиссий и мониторинг соблюдения прав военнослужащих,
доведения до них положенных норм довольствия, условий
быта, личной неприкосновенности. Разумеется, общественные
организации должны участвовать в обсуждении законопроектов,
затрагивающих права и свободы граждан в связи с прохождением
военной службы.
Помимо этого, я считаю, что повышение престижа военной
службы по призыву, надлежащее финансирование армии и решение
социальных проблем военнослужащих могли бы стать чем-то
вроде пятого национального проекта.
– Как реагирует аппарат уполномоченного по правам
человека на факты казарменного хулиганства?
– Только за последние два месяца сотрудниками аппарата
уполномоченного были проведены проверки фактов неуставных
взаимоотношений в Дальневосточном военном округе – в Хабаровске,
в Сибирском военном округе – в Новосибирске, в Ленинградском
военном округе – в Вологде, в Московском военном округе
– в подмосковном поселке Кубинка. Как я уже говорил, мы
тесно взаимодействуем с Минобороны и военной прокуратурой
и такие проверки проводим совместно. Сотрудничаем и с
организациями солдатских матерей. Например, деятельное
участие в проверке условий службы солдат в Хабаровске
принимала председатель местного Комитета солдатских матерей
Решеткина.
Во время проверок посещаются казармы, столовые, медицинские
учреждения, изучаются документы, проводятся беседы с солдатами,
офицерами, представителями местных общественных организаций.
Причем мы стараемся своими глазами увидеть, как живут
солдаты, побеседовать в первую очередь с командирами,
которые непосредственно работают с личным составом. Поэтому
большие начальники иногда и обижаются. Например, командующий
войсками одного из военных округов, отвечая на мое обращение
по фактам нарушения прав военнослужащих в подчиненной
ему воинской части, посетовал на то, что проводившие проверку
сотрудники аппарата уполномоченного с ним не встретились.
Отдельные факты неуставных отношений были проверены на
местах уполномоченными по правам человека Свердловской
области, Республики Татарстан, Алтайского края и т.д.
Ряду высших воинских должностных лиц по результатам проверок
направлены соответствующие обращения с предложениями об
устранении выявленных нарушений и причин и условий, способствовавших
совершению преступлений. По подтвержденным фактам неуставных
отношений военной прокуратурой возбуждены уголовные дела.
– Может быть, настала пора изменить сами Вооруженные
силы и тогда воинская служба будет не тягостной, а более
привлекательной?
– Даже самые прогрессивные реформы в Вооруженных силах
мало что дадут, если военная служба будет связана с неоправданным
риском для здоровья и самой жизни, с ущемлением прав и
человеческого достоинства людей в погонах, с из рук вон
плохим материальным и моральным стимулированием. Да, армия
неизбежно ограничивает людей в правах. Но она не должна
обрекать на бесправие. Армия России должна в скорейший
срок преодолеть пережитки феодализма и превратиться в
правовой инструмент правового государства. Без этого решение
обсуждаемых нами проблем вряд ли возможно.