Данное предположение ничуть не является слишком смелым.
Оно базируется на конкретных фактах. А они на сегодня
таковы.
Розлив нефтепродуктов при погрузке
с причала
Государственный контроль в сфере природопользования и
охраны окружающей среды в акваториях Санкт-Петербурга
и Ленинградской области, на реке Неве и в Невской губе
Финского залива в течение последних 14 лет осуществляла
Балтийская специализированная морская инспекция как отдельная
структура Министерства природных ресурсов (МПР) из числа
19-ти по России. В соответствии с утверждёнными МПР России
положениями специализированные морские инспекции (спецморинспекции)
осуществляли федеральный государственный контроль всех
объектов на море - судов, плавучих буровых платформ, искусственных
островов и сооружений, а также мест обитания редких растений
и животных, занесённых в Красную Книгу: в пределах внутренних
морских вод, исключительной экономической зоны и континентального
шельфа России.
Неотъемлемой частью государственного экологического контроля
на море являлось выполнение спецморинспекциями мероприятий,
предусмотренных международными обязательствами Российской
Федерации по морским конвенциям по предотвращению загрязнений
морской среды - МАРПОЛ - 73/78, Хельсинской, Черноморской,
Тегеранской и ряду других. В частности, одно из основных
мероприятий - получение достоверных данных о состоянии
и изменении морской среды и принятие мер по пресечению
её загрязнения. Функциями инспекций предусматривалось
оперативное информирование об аварийных загрязнениях морских
вод, взаимодействие с подразделениями МЧС России по предупреждению
и ликвидации последствий аварий на море, взыскание причиненного
морской среде ущерба и наложение штрафных санкций.
Кроме этих функций спецморинспекции осуществляли надзор
за рациональным использованием минеральных ресурсов на
континентальном шельфе, выполнением условий, предусмотренных
в лицензиях на экспорт рыбы, ракообразных, моллюсков,
осетровых, лососевых рыб. Только они в пределах своей
компетенции согласовывали технические условия проведения
дноуглубительных работ, прокладки подводных кабелей и
трубопроводов во внутренних морских водах, территориальном
море и на континентальном шельфе России.
В июле 2004 года постановлением Правительства № 400 вышеперечисленные
функции были переданы Федеральной службе по надзору в
сфере природопользования (Росприроднадзору), тоже структурно
подчинённой МПР, но имеющей свои Главные управления не
по «морскому», а по территориальному принципу, осуществляющие
свои полномочия на территории соответствующих субъектов
федерации. Спецморинспекции же выполняли возложенные на
них функции как на территориях субъектов, так и на территориях,
находящихся в совместном ведении субъекта и Российской
Федерации (внутренние морские воды), и конечно, находящихся
в исключительном федеративном ведении - исключительная
экономическая зона, континентальный шельф.
В марте 2005 года распоряжением Правительства № 288-р
все 19 спецморинспекций, находящихся непосредственно в
ведении МПР, было решено ликвидировать. Министр природных
ресурсов Юрий Трутнев даже поспешил издать приказ № 115
о лишении их права осуществлять контроль на море. Что,
заметим, противоречит Кодексу об Административных правонарушениях
в части ст.22.1-22.3.
Однако распоряжение правительства № 288-р исполнено не
было, так как оно было признано ошибочным, и было принято
новое распоряжение - инспекции реорганизовать. Правительственная
Комиссия по проведению административной реформы (протокол
№ 45 от 08.11.2005г.) приняла решение о передаче спецморинспекций
в ведение Росприроднадзора с последующей их реорганизацией
путём присоединения и создания 6 федеральных государственных
учреждений (ФГУ) с названием «Дирекция по техническому
обеспечению надзора на море» без права осуществления контрольно-надзорных
функций. В ФГУ предлагается передать плавсостав и плавсредства.
Контрольные функции передать в управления Росприроднадзора.
В Санкт-Петербурге 3 территориальных органа - городское,
областное, Главное управление по Северо-Западу. Предлагается
организационно подчинить спецморинспекции ГУ по Северо-Западу,
которое по сути своей занимается только координационными
функциями. Как считают специалисты, в предлагаемых вариантах
реорганизации заложено неправильное понимание рассматриваемого
вопроса.
По всей видимости, процесс реорганизации затянулся. Потому
что до сих пор не выходит никаких распоряжений Правительства,
МПР, Росприроднадзора относительно этого реформирования,
преобразования, превращения, либо чего-то другого.
Таким образом, в настоящее время 19 специализированных
морских инспекций, не ликвидированных и не преобразованных
юридически - скорее мертвы, чем живы. Сегодня процесс
государственного контроля в сфере природопользования и
охраны окружающей среды на море по всей России ПАРАЛИЗОВАН!
Более того, он представляет собой УНИЧТОЖЕНИЕ надзора
на море.
Захламление причала мусором
Сотрудники и контролёры приходят на службу, но суда службы
стоят у причала. Финансирование спецморинспекций было
прекращено ещё 1 июля 2005 года. Однако после заседания
Правительственной Комиссии финансирование возобновилось.
Но было прекращено вновь с 1 января этого года. Что противоречит
трудовому законодательству, так как инспекции юридически
не ликвидированы. По состоянию на 1 апреля задолженность
выплаты заработной платы сотрудникам всех 19-ти спецморинспекций
составила около 21 миллиона рублей.
Как можно решить затянувшуюся и ежедневно усугубляющуюся
ситуацию?
Специалисты спецморинспекций предлагают создать межрегиональный
территориальный орган - Морское управление контроля на
море. Например, на Северо-Западе в бассейне Балтийского
моря, он будет объединять Калининградскую, Балтийскую
спецморинспекции с контрольными функциями, что позволит
высвободить средства для ремонта сложных механизмов 6
патрульных судов, увеличить (а не сократить до 5 человек,
как это предполагается сейчас) количество государственных
инспекторов.
Незаконная перевалка нефтепродуктов
на Неве
А за это время, в Неве и Финском заливе увеличился объём
сбросов загрязняющих веществ с судов и предприятий. Нефтепродукты
перекачиваются у причалов без каких-либо разрешений и
документов, и проверить это некому. Появляющиеся пятна
на воде зафиксировать и выявить источник некому, оштрафовать
за них - тоже. За это время бюджет города потерял огромные
средства, которые могли быть взысканы Балтийской спецморинспекцией
за негативное воздействие на окружающую среду Петербурга.
По свидетельству начальника Балтийской спецморинспекции
Валерия Зайцева, «появилось множество контролирующих организаций
различной ведомственной принадлежности, никак не согласующих
между собой действия по контролю. Постоянные проверки
приводят к дестабилизации работы хозяйствующих субъектов,
препятствует выполнению ими требований надзорных организаций,
зачастую противоречащих друг другу и создаётся благоприятная
среда для коррупции». Выводы и прогноз специалистов -
с началом навигации 2006 года экологическая обстановка
на реке Нева, в Невской губе, в Финском заливе Балтийского
моря, имеющего особый международный статус, значительно
ухудшится, что напрямую отразится на жителях Санкт-Петербурга
и его гостях, добавим мы.
Разлив топлива при бункеровке
Обращения жителей, обеспокоенных ухудшением экологической
обстановки в Финском заливе уже поступают в органы власти
города, к депутатам Законодательного Собрания, Госдумы.
Но практическим изучением данного вопроса - сложившейся
ситуацией со специализированными морскими инспекциями
в стране, а шире - с уничтожением государственного экологического
контроля - в Госдуме систематически занимается только
один депутат - Сергей Алексеевич
Попов, заместитель председателя Российской демократической
партии «ЯБЛОКО». По его мнению, результаты уже проведённых
(в связи с нереализацией распоряжения Правительства №
288-р) реформ подтвердили нецелесообразность какой-либо
замены ранее действовавшей системы надзора на море. В
связи с чем, им были направлены депутатские запросы ряду
высокопоставленных государственных деятелей:
- председателю Правительства России Михаилу Фрадкову
- с просьбой проинформировать о действиях, направленных
на сохранение преемственности и кадрового состава спецморинспекций
как единственного механизма восстановления надзора на
море в сфере природопользования и охраны окружающей среды;
- министру природных ресурсов России Юрию Трутневу -
с вопросом, будет ли подана министерством бюджетная заявка
на содержание реорганизуемых 19-ти спецморинспекций в
связи с подготовкой в Госдуме проекта закона о внесении
изменений и дополнений в Федеральный бюджет на 2006 год;
- Генеральному прокурору Владимиру Устинову - с просьбой
принять меры прокурорского реагирования в связи с нарушением
прав работников спецморинспекций - невыплатой им в 2006
году заработной платы.
После получения ответов продолжение этой истории конечно
же последует. Но участники саммита «восьмёрки» в июле
всё-таки будут видеть грязные пятна на зеркале питерских
рек и у берегов залива.