[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Проект "Недоступное жилье"
Квадратные метры нужны всем, но достаются не многим
"Московские новости", 5 мая 2006 года   

Из четырех национальных проектов, по свидетельству социологов, наибольший интерес у граждан вызывает проект "Доступное жилье": о нем, по данным фонда "Общественное мнение", в марте 2006 года знали 61% опрошенных (о проектах по образованию и здравоохранению знают соответственно 48% и 39% граждан). В том, что обстановка в этой сфере далека от благополучной, сомневаться трудно - лишь 4% граждан оценивали ее как "хорошую", 24% - как "удовлетворительную" и 65% полагали, что там, где они живут, население обеспечено жильем "плохо". Между тем реализация именно этого проекта вызывает наибольшие опасения: выводы, сделанные на сей счет в конце апреля на парламентских слушаниях в Госдуме, весьма неутешительны.

Капитальный недоремонт

"Стартовые условия" для проекта таковы: жилищная проблема стоит перед 61% российских семей, при этом каждая четвертая семья проживает в жилье, находящемся "в плохом или очень плохом" состоянии. Приобрести жилье или построить его с помощью собственных или заемных средств могут только 9% семей. В очереди на улучшение жилищных условий стоит 4,5 млн. семей, среднее время ожидания - 15 - 20 лет.

Что мешает решить жилищную проблему? По мнению участников слушаний, налицо отсутствие системы долгосрочного кредитования, недостаточные объемы жилищного строительства, низкое качество коммунальных услуг и высокий уровень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры (около 60%), а также низкие темпы "исполнения государственных обязательств перед отдельными категориями граждан по обеспечению их жильем". И все это несмотря на то, что имеются вполне благоприятные условия: экономический рост позволяет направить значительные государственные средства на решение жилищной проблемы. Но, как выясняется, "усилия, предпринимаемые органами власти, недостаточны и не обеспечивают на сегодняшний день достижение целевых показателей национального проекта".

В чем заключается эта "недостаточность"? Во-первых, не хватает правовой базы. После того как парламент в конце 2004 года принял "жилищный пакет" - 27 законов о формировании рынка доступного жилья, - правительство должно было в свою очередь принять более 70 постановлений, без которых реализовать проект невозможно. Выясняется, что оно приняло только 15. До сих пор не установлены ни порядок предоставления молодым семьям субсидий на приобретение жилья или оплату ипотечного кредита, ни порядок отбора региональных проектов по модернизации коммунальной инфраструктуры, ни порядок переселения граждан из ветхого и аварийного жилья:

Во-вторых, не решается одна из ключевых проблем, связанных с содержанием жилья, - проблема "капитального недоремонта". Жилищный кодекс возложил бремя капремонта на собственников квартир, но его авторы забыли о том, что государство десятилетиями, будучи собственником, своих обязательств по капремонту не выполняло. В результате за последние пять лет объемы ветхого и аварийного жилья удвоились - с 50 до 93 млн. квадратных метров. Значит, надо ввести в ЖК "обязанность публичных собственников приводить жилые дома в нормативное состояние до передачи их в собственность граждан" - иначе вопрос так и "повиснет".

В-третьих, на рынке жилья серьезно нарушен баланс между спросом и предложением (естественно, в пользу спроса). Строят мало - по многим причинам. Сложно и дорого готовить земельные участки под застройку, которые затем выставляются на аукцион, а соответствующие расходы регионам никто не компенсирует. Опережающими темпами дорожают стройматериалы: только за прошлый год себестоимость строительства в среднем выросла на 15,6%. Причина - рост цен на металл, песок, щебень и особенно на цемент (70% роста за год). Рынок цемента серьезно монополизирован, а попытки Федеральной антимонопольной службы добиться снижения цен оказались безуспешными. Наконец, как полагают участники слушаний, мешают значительные административные барьеры: потенциальный застройщик должен пройти около 50 инстанций. Здесь, впрочем, стоит отметить, что излишнее упрощение этой процедуры тоже опасно: в противном случае "уплотнительная застройка" захлестнет все крупные города.

Ипотека буксует

Как констатировали на слушаниях, так и не заработала ипотека: в 2005 году с ее использованием приобретено менее 3% квартир. Проблема дороговизны соответствующих банковских кредитов известна - но пока, кроме благих намерений снизить к 2010 году среднюю ставку с 14 до 8%, не сделано ничего. При этом наиболее надежный метод решения квартирного вопроса - направление бюджетных средств на само строительство жилья - почти не применяется. В Федеральной целевой программе "Жилище" предусмотрено выделение на эти цели около 330 млрд. рублей до 2010 года. На эти деньги, если исходить из средней себестоимости квадратного метра в 12 тысяч рублей, можно построить 27,5 млн. квадратных метров жилья. А общая потребность российского населения составляет 1,6 млрд. квадратных метров - в 60 раз больше. Нужны ли комментарии?

Явно неудовлетворительная ситуация с проектом, который так и хочется назвать "Недоступное жилье", не является секретом для самых верхних уровней власти. На совещании по национальным проектам Владимир Путин критиковал губернаторов за "отсутствие инициативы" при их реализации, "нежелание лично вникать в детали" этих проектов и сокрушался, что "ни федеральным, ни региональным властям не удается пока до деталей отработать задуманные механизмы, которые в первую очередь должны обеспечить удешевление кредитов в жилищной сфере и тем самым привести к увеличению объемов вводимого жилья".

Одновременно с этим питерский губернатор Валентина Матвиенко и ее предшественник на этом посту, а ныне министр регионального развития Владимир Яковлев, вступили в открытую перепалку. Матвиенко назвала федеральную программу "профанацией" и обвинила федеральный Центр в том, что он не принял необходимых нормативных актов и не выделил средства на реализацию национального проекта ни одному субъекту Федерации.

Ответ последовал быстро - руководитель административно-правового департамента Минрегионразвития Ирина Теркина заявила, что федеральная программа "предполагает не прямую раздачу денег, а лишь создает условия для большей доступности жилья и привлечения частного бизнеса в сферу ЖКХ", и что все нужные нормативные документы можно прочесть на сайте Федерального агентства по строительству и ЖКХ. Затем в спор включился полпред президента на Северо-Западе Илья Клебанов, который заявил: "Проект "Доступное жилье" самый сложный. Он не готов до конца, и здесь гнаться за какими-то показателями, чтобы только отчитаться президенту, не нужно. И в первую очередь это не нужно президенту, так как в конечном итоге он отчитывается перед россиянами за реализацию этого проекта". В общем, дискуссии идут - а жилье не становится доступнее.

Сдвинуть ситуацию с мертвой точки между тем могло бы, как и во многих других областях, использование пресловутого Стабфонда: хотя бы для строительства социального жилья и выдачи дешевых (если не беспроцентных) ипотечных кредитов. Традиционный аргумент о "всплеске инфляции" в случае использования этих средств в данном случае, очевидно, не работает. Однако о таком способе решения "квартирного вопроса" в рамках национального проекта пока никто из власть имущих не заикался.

ЦИТАТНИК

Валерий ДРАГАНОВ, председатель Комитета Госдумы по экономической политике, предпринимательству и туризму:

- У нас кабальные условия на строительство жилья для всех слоев населения, получающих зарплату. К сожалению, в нашей стране нет равного доступа к финансовым ресурсам. И несмотря на то, что мы живем в демократии, строим мы почему-то по-коммунистически. Надеюсь, что в ближайшие пять лет мы сможем решить эту проблему.

Сергей КРУГЛИК, руководитель Федерального агентства по строительству и ЖКХ:

- Главная проблема формирования рынка доступного жилья - неумение местных органов власти с максимальной выгодой для своих территорий, для людей распоряжаться землей и имуществом. Если сделать свой поселок, район, город привлекательным для застройки, инвестор сам захочет вложить деньги в строительство.

Сергей МИТРОХИН, депутат Мосгордумы:

- Коррумпированная бюрократия находится в сговоре со строительными компаниями и помогает им сохранить монопольное положение. Непрозрачность, которая создается искусственно при распределении подрядов, огромные цепочки посредников, которые можно было бы устранить, - все это мешает жилью стать доступным.

"Московские новости", 5 мая 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 

Сергей Митрохин
 
Реформа ЖКХ 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]