Сегодня
в Таврическом дворце пройдет торжественное заседание Госдумы,
посвященное столетию российского парламентаризма. Ровно
век тому назад, 27 апреля 1906 года, в этом же дворце впервые
собралась Государственная Дума, избранная по высочайшему
повелению самодержца Николая II.
Северную столицу наводняют ВИП-персоны: президент, министры,
депутаты и сенаторы, губернаторы и спикеры региональных
парламентов, судьи Конституционного суда, члены Центризбиркома,
зарубежные делегации… Сомневаться в том, что немалая часть
города будет надежно парализована, не приходится: высокие
гости размещаются в разных отелях, так что автомобилисты
(кто в курсе дела) заранее готовились к «дню кошмара».
А вот спецслужбы получили прекрасную возможность провести
своего рода репетицию будущего саммита «Большой восьмерки».
Действительно, принятые меры безопасности, как всегда
в таких случаях, на высоте: как будто в городе засели
особо опасные террористы. Район Таврического дворца надежно
оцепили заранее, по этому случаю журналистов, аккредитованных
на мероприятие, попросили приехать в штаб по работе со
СМИ, находящийся в гостинице «Санкт-Петербург», в… 7.25
утра, поскольку, как уверяют в штабе, потом ко дворцу
будет вообще не подойти. Заседание, заметим, начинается
в 11 часов – три часа журналистам предлагается провести
в томительном ожидании. Потом, правда, их допустят к телам:
в розданных инструкциях на плане дворца указаны площадки,
на которые в определенное время будут подходить ньюсмейкеры
– лидеры думских фракций и зарубежные гости. Отдельно
указано «место подхода к представителям СМИ председателя
Государственной Думы».
В девять вечера в Таврическом выступит президент Путин
(к этому времени, согласно программе, все журналисты уже
будут выставлены за ворота), и после его речи начнется
кульминация – прием в Екатерининском зале, где отдельные
счастливцы, может быть, будут допущены к президенту, чтобы
с ним чокнуться или сфотографироваться.
Что же, ситуация, когда парламент – по определению открытое
и публичное учреждение – отмечает свой юбилей за семью
кордонами, достаточно симптоматична. Петербуржцы – лишние
на этом чужом пиру: им не полагается даже взглянуть на
своих избранников, не говоря уже о том, чтобы пообщаться
с ними. Отношение избранников к наделившему их властью
народу не нуждается в особых комментариях – впрочем, и
народ отвечает им примерно тем же. Рейтинг доверия Госдумы
(как и Совета Федерации), по оценкам фонда «Общественное
мнение», не превышает одного процента, а в необходимости
парламента как государственного института уверены лишь
34% граждан (35% полагает, что без парламента можно обойтись,
остальным все равно).
«Я спрашивал у людей: что такое парламентаризм? – говорит
думский депутат, заместитель председателя партии «Яблоко»
Сергей Попов. – Никто не ответил. И понятно почему. Ведь
на оба вопроса – «представляет ли наш парламент граждан?»
и «является ли наш парламент властью?» – следует дать
отрицательный ответ. Раз парламенту не доверяют – значит,
не представляет. А властью он не является потому, что
не решает вопросы: они решаются совсем в другом месте.
А парламент – декорация».
«До нас было еще хуже! – полагает депутат от «Единой
России» Андрей Шевелев. – А мы спокойно и уверенно берем
на себя ответственность!»
«В зале заседаний не надо дискутировать – там надо принимать
решения и исполнять их!» – вторит ему коллега по фракции
Андрей Бенин.
Впрочем, вместо них все уже давно сказал их начальник
(как по парламенту, так и по партии) Борис Грызлов: мол,
парламент – не место для дискуссий.
Правда, так было не всегда. Сто лет назад, когда созывалась
первая Государственная Дума, она получила прозвище «митинговой»
– за то, что не желала быть декорацией при правительстве
и хотела что-то решать, а не послушно штамповать присланные
из кабинета министров проекты. Через полгода ее разогнали
– с формулировкой: «выборные от населения уклонились в
не принадлежащую им область политики». (Теперь-то парламент
никуда не уклоняется – четко знает свое место.)
Лишь несколько месяцев проработала и вторая Дума в 1907
году. Ее прозвали «красной», или «Думой народного гнева»
– среди депутатов было много левых. Но она успела провести
лишь одну сессию, после чего была распущена и был изменен
закон о выборах. В итоге третья Дума получилась вполне
приятной для правительства. В ней заправляли лояльные
власти октябристы, которых называли «партией последнего
правительственного распоряжения». (Точь-в-точь как нынче
– «Единая Россия».)
Третьей Думе благополучно дали отработать весь ее установленный
5-летний срок, до июня 1912 года. На смену ей пришла четвертая,
где блистал Павел Милюков, заканчивавший каждую гневную
фразу в адрес правительства патетическим вопросом: «Что
это – глупость или измена?» «Измена!» – дружно отвечал
ему зал…
Но затем началась Первая мировая, и после того, как Дума
утвердила правительству военные кредиты, ее собирали лишь
эпизодически. В конце концов решение о ее окончательном
роспуске приняло уже Временное правительство – в связи
с подготовкой выборов Учредительного Собрания. Ну а что
случилось с Собранием – хорошо известно. После этого к
реальному парламентаризму вернулись только весной 1989
года.
Конец восьмидесятых – начало девяностых, о, это были
времена! Тогда именно на парламент, собравший в своих
стенах множество ярких лидеров, возлагали надежды на «прорыв»
к лучшему будущему. Увы, разочарование, вызванное отсутствием
быстрого улучшения жизни, тоже наступило быстро – уже
к середине 1992-го граждане начали все больше и больше
склоняться в сторону «сильной исполнительной власти»,
которая, в отличие от «болтающих» депутатов, «делала дело».
Дальнейшее известно: «черный октябрь» 1993-го, разгон
и расстрел парламента, Конституция, сделавшая парламент
почти бессильным органом на фоне могущественного президента.
Но первые годы после этого парламент еще оставался парламентом.
Он нередко не уступал правительству, которое стремилось
повышать налоги и отменять социальные обязательства государства,
вводить повременную оплату за телефон и потворствовать
монополистам. Но он не смог изменить Конституцию, а значит
и изменить баланс властей. Ну а с приходом путинской эпохи
у депутатов пропало даже желание это делать.
Уже в Госдуме 1999–2003 годов быстро сформировалось пропрезидентское
большинство, после чего, за редкими исключениями, парламент
одобрял все законы, внесенные президентом или правительством,
и отклонял все, против чего они выступали. Содержание
предложений при этом почти не имело значения. Парламент
безропотно соглашался на ввоз ядерных отходов, 100-процентную
оплату жилищно-коммунальных услуг, введение в школах начальной
военной подготовки, принятие советского гимна, изъятие
«нестраховых периодов» из трудового стажа…
Следующая (она же – нынешняя) Госдума пошла еще дальше.
Многим она сейчас кажется не более чем карикатурой на
парламентаризм. Система все больше и больше напоминает
советскую – когда депутаты всех уровней были лишь декорацией,
исправно одобряя то, что приказали из ЦК или Совмина.
Вот и сейчас Госдума ни в чем не смеет перечить исполнительной
власти. Перечислять можно долго: всколыхнувший страну
закон о монетизации, отмена выборов губернаторов, драконовские
ограничения для деятельности НКО, принятие ущемляющего
интересы десятков миллионов граждан Жилищного кодекса,
отмена отсрочек от призыва.
В демократической стране парламент, принимающий такие
законы, был бы уверен: никому из депутатов, голосовавших
за эти законы, не светит переизбраться на очередной срок.
Но в современной России депутаты знают другое: их дальнейшее
политическое существование определяют не граждане, а президент
и его администрация. Значит – голосовать надо не так,
как надо избирателям, а так, как надо Кремлю.