Что
же, проверка на лояльность пройдена. Во вторник Уставный
суд отказался признать не соответствующими уставу города
семь постановлений правительства Петербурга. Более того,
потратив месяц на заседания, выслушав заявителей и представителей
администрации, потратив еще месяц на выработку решения,
суд… прекратил производство, решив, что это дело ему вообще
не подведомственно. Что, собственно, как раз и нужно исполнительной
власти.
Запрос в УС направили депутаты нескольких фракций: Михаил
Амосов и Наталия Евдокимова из «Демократической фракции»,
Владимир Еременко и Олег Сергеев из «Единой России» и
Александр Редько из «Родины».
Смысл запроса был прост. Городское правительство в 2004
году приняло несколько постановлений по социально-экономическим
вопросам, которые по форме были чрезвычайно похожи на
целевые программы. Речь шла, в частности, о реконструкции
трамвайной сети, о реконструкции систем водоснабжения
и канализации, о поддержке детей-инвалидов и так далее.
Между тем программы, как написано в уставе города, утверждаются
законом, то есть – в обстановке публичной дискуссии и
столкновения мнений. А постановления правительства принимаются
подчиненными губернатора, и в том виде, в каком она скажет.
Никакой оппозиции губернатору на заседании правительства
нет и быть не может. При этом каждая программа – это не
только записанные на бумаге планы, цели и средства, но
и вполне весомые бюджетные деньги. Утверждение бюджета
– также функция парламента, а не правительства. Получается
нарушение со всех сторон.
– Эта практика – оформлять целевые программы не законами,
а постановлениями, то есть принимать их практически волей
одного лица – началась после избрания Валентины Матвиенко
губернатором, – говорит Наталия Евдокимова, которая представляла
своих коллег на процессе. – Даже при Владимире Яковлеве
администрация себе такого не позволяла. Понятно, что закон
принимать долго, депутаты могут спорить, вносить поправки,
сомневаться в том, что такая программа вообще нужна… Вот
в Смольном и решили пойти по кратчайшему пути, когда спорить
никто не будет.
Запрос депутатов был направлен еще в старый состав Уставного
суда, но он так и не успел его рассмотреть. Новый же состав
проигнорировал все аргументы заявителей, зато учел один
аргумент администрации, которая упорно заявляла, что оспариваемые
постановления вообще не являются нормативными актами.
Во-первых, потому, что они являются «одноразовыми», а
во-вторых – лишь рекомендательными, которые никого ни
к чему не обязывают. Попытки Наталии Евдокимовой объяснить,
что в таком случае и сам городской бюджет надо считать
«одноразовым» актом, поскольку он принимается один раз,
успеха не имели. Как и представление суду материалов,
доказывающих, что «рекомендательные» решения на самом
деле неукоснительно исполнялись, поскольку принимались
постановлениями правительства…
По мнению Евдокимовой, созданный прецедент имеет весьма
существенное значение.
– Я понимаю, что гражданам, по большому счету, безразлично,
кто принимает то или иное решение, – говорит она. – Но
принятие важных решений постановлениями правительства,
а не законами лишает общество какой-либо возможности повлиять
на эти решения. Одно дело – закон, с тремя чтениями, поправками,
оглаской в СМИ и так далее. Другое дело – постановление,
которое к тому же можно в любой момент изменить.