В начале
следующей недели вступит в силу скандальный закон о неправительственных
организациях. Согласно документу, их работа, в том числе
и финансовая, отныне контролируется Федеральной регистрационной
службой (ФРС) Минюста РФ. Принятие этого закона в декабре
сопровождалось громкими протестными заявлениями международных
организаций и самих НКО, а также поддержавшей их Общественной
палаты. Протесты поутихли, когда общественникам намекнули
о возможности участия в работе над подзаконными актами,
призванными якобы смягчить действие основного документа
– как только ОП оформится окончательно. Однако документов
палатники так и не увидели – вплоть до того момента, как
они легли на стол президента. Понятно, что после подписания
их Владимиром Путиным никакая экспертиза не понадобится.
Лучшее, что можно было сделать, сказал в беседе с корреспондентом
«НГ» член ОП и президент фонда «Нет алкоголизму и наркомании»
Олег Зыков, это вообще не принимать закон: «Он плох по
своей идеологии. Непонятно, кто кого должен контролировать:
власть граждан или граждане власть. По этому закону получается,
что власть».
Председатель комиссии ОП по вопросам развития гражданского
общества Мария Слободская рассказала, что общественники
очень надеялись поучаствовать в разработке механизмов
реализации закона об НКО и еще зимой направляли в правительство
официальное письмо – с предложениями помощи. Послание
осталось без ответа.
Между тем, как подтвердил корреспонденту «НГ» заместитель
начальника управления ФРС по делам политических партий,
общественных организаций и религиозных объдинений Анатолий
Пальченко, подзаконные акты не только уже разработаны,
но и со дня на день будут подписаны президентом.
Поучаствовать в работе над законом на этом этапе общественности
опять не удастся: «Месяц назад в Минюсте мы запросили
эти документы, – сетует Слободская, – но они пришли только
сегодня: там больше 90 листов, и надежда, что нам в последнюю
неделю удастся внести туда изменения, минимальна». Ситуация
анекдотична: в прошлую пятницу пакет документов к закону
об НКО дали ненадолго подержать в руках участникам заседания
Совета по развитию гражданского общества Эллы Памфиловой,
но возможности подробно с ними познакомиться, по словам
Зыкова, члена совета, также не было.
По признанию Слободской, единственное, что можно делать
в этой ситуации, – отслеживать практику применения этого
закона. Для чего, как рассказал «НГ» Зыков, при комиссии
по развитию гражданского общества создана рабочая группа.
Иллюзий на этот счет общественник не питает: «Органы
Росрегистрации очень непрофессиональны». Зыков ссылается
на собственный опыт: его фонд в числе многих общественных
организаций пытались через суд исключить из госреестра.
Он уверен: попытка ликвидировать Центр по правам человека
– продолжение этой кампании. Зыков считает, что помимо
закона «надо обсуждать и уровень непрофессионализма исполнителя
этого «нехорошего закона».
Надежду со временем влиять на процесс изменения закона
и на этом этапе частично дал вице-спикер ГД единоросс
Олег Морозов. Комментируя на днях вступление в силу закона,
он, хотя и заявил, что не считает его ущемляющим чьи-то
права, но посчитал нужным добавить: если правоприменительная
практика документа покажет обратное, то текст будет скорректирован.
Между тем депутат-яблочник Сергей
Попов ставит под сомнение возможность изменения закона
в ближайшие два года. «Этот документ отражает политическую
волю президента России – вот, собственно, и все!» – пожал
плечами депутат. По его убеждению, существовавшего инструментария
для наведения порядка в сфере НКО и НПО было предостаточно:
просто им не пользовались. Попов уверен: «И с дополнительными
рычагами нового закона с реальными правонарушителями борьбы
не будет. Борьба будет с политическими оппонентами». В
этом плане показательно ключевое, на взгляд парламентария,
положение закона: организацию, дважды нарушившую закон,
можно ликвидировать, «это все равно как гражданин, дважды
нарушивший закон, должен быть расстрелян».
Кроме уже подготовленных подзаконных актов, как стало
известно «НГ», в стадии разработки в Минюсте находятся
поправки к ведомственным указам, которые позволят гражданам
в досудебном порядке жаловаться на ФРС. По мнению Пальченко,
это значительно упростит процесс обжалования решений.
Однако изменить вердикт ФРС, если она того не захочет,
не сможет даже министр юстиции: только суд.