Первого
апреля, аккурат в День смеха, официально стартовала транспортная
реформа. С этого дня победители конкурса перевозчиков должны
были в полном объеме приступить к обслуживанию «выигранных»
маршрутов. Десять минувших дней оцениваются Комитетом по
транспорту и его оппонентами из Ассоциации независимых перевозчиков
кардинально противоположным образом: первые говорят об успехе,
вторые – о провале. Что же в реальности? И что изменилось
для пассажиров, для улучшения обслуживания которых, по идее,
и проводится реформа?
Комитет по транспорту выдает оптимистические заявления.
Его представители говорят о 300 новых автобусах, которые
с 1 апреля вышли на линии, и еще о 300 автобусах, которые
начали работать еще в марте. Правда, признают, что часть
фирм-победителей так и не вывели свои машины на улицы,
где к тому же продолжают работать проигравшие конкурс
перевозчики. Машины шестерки компаний-победителей, которые
выиграли конкурс, комитет намерен снабдить специальным
знаком синего цвета, где будет написано «Победитель конкурса»
(вероятно, чтобы тех, что без знака, штрафовать было легче?).
Ну а как только Законодательное собрание примет и губернатор
подпишет изменения к закону «О наземном пассажирском транспорте
общего пользования», предусматривающие введение крупных
штрафов для перевозчиков, работающих без договора с Комитетом
по транспорту, – проигравших начнут вытеснять административными
методами.
– Дело так, – рассказывает вице-президент Ассоциации
независимых перевозчиков Александр Масюк. – Мы провели
мониторинг работы компаний-победителей и выявили, что
они не справляются с выделенным им объемом перевозок на
социальных маршрутах. У них не хватает автобусов – они
так и не закупили нужное число, поскольку были уверены,
что проигравшим придется идти к ним в батраки вместе со
своими машинами. Кроме того, часть их автобусов и водителей
ушли на коммерческие маршруты. На многих социальных маршрутах
вместе с ПТК и «Питер-авто», выигравшими конкурс, работают,
большей частью, автобусы Пассажиравтотранса. На нескольких
«социальных» маршрутах победители вообще не вывели свои
автобусы, и Пассажиравтотранс работает вместо них. Кстати,
в условиях конкурса было записано, что если перевозчик
не выполняет своих обязанностей по обслуживанию социального
маршрута, договор с ним должен быть расторгнут…
Что показывают визуальные наблюдения граждан, живущих
в разных районах города? Васильевский остров. Число социальных
автобусов осталось примерно таким же, как было. На ряде
маршрутов появились машины с табличками «Петербургская
транспортная компания». Примерно столько же и маршруток.
А на некоторых из них снизились цены – сразу на пять рублей:
было 17 – стало 12, а то и вместо 15 – 10. Фрунзенский
район: ситуация почти не изменилась. Выборгский и Калининский
районы: социальные автобусы ходят заметно хуже, число
маршруток почти не изменилось, зато цены на некоторые
маршруты упали на 3–5 рублей. Невский район (левобережная
часть): социальных автобусов стало меньше, и еще меньше
– маршруток. Московский район: и социальные автобусы,
и маршрутки стали появляться реже. Когда же в конце марта
независимые перевозчики решили продемонстрировать пример
«послушания» и не вывели свои машины – возник полный паралич.
Тогда по Московскому проспекту срочно пустили дополнительные
троллейбусы – и тут же сгорели провода, после чего все
троллейбусы надолго встали… Иначе говоря, обслуживание
ухудшилось. Наблюдаются и совсем анекдотические ситуации:
ряд водителей, наспех переброшенных с других маршрутов,
плохо знают город, и, скажем, в Пушкине на глазах у моих
знакомых старушки объясняли водителю, куда ехать.
Можно, конечно, предполагать, что все это – случайные
совпадения. Но как быть с тем, что в том же Пушкине местная
«Царскосельская газета» со ссылкой на дежурную службу
районной администрации сообщает: в феврале число жалоб
на работу общественного транспорта выросло по сравнению
с февралем прошлого года в четыре раза, а в марте оно
увеличилось в два раза по сравнению с февралем? Видать,
и вправду не все ладно.
«А как же цены? – вправе спросить читатель. – Если они
упали – значит, мне, пассажиру, хорошо». Действительно,
по словам Александра Масюка, сейчас, когда на линиях одновременно
работают и победители, и проигравшие, – и те и другие
демпингуют, борясь за пассажира. Но если победителям удастся
выдавить конкурентов – можно быть уверенным: цены тут
же вернутся на прежний уровень, а затем поднимутся. Все
это уже было в Кронштадте: сперва «Третий парк» демпинговал,
вытесняя конкурентов, а затем вздул цены…
В минувший четверг комиссия ЗакСа по городскому хозяйству
подвела итоги проведенных ею слушаний. Комиссия констатировала,
что упомянутый конкурс перевозчиков был проведен Комитетом
по транспорту с многочисленными нарушениями законодательства,
а «действия, направленные на реализацию результатов указанного
конкурса, не только не ведут к улучшению транспортного
обслуживания населения Петербурга, но и вызывают значительную
социальную напряженность в городе».
Депутаты рекомендовали признать результаты конкурса недействительными,
и намерены не принимать в целом проект изменений к закону
о пассажирском транспорте (тех, что вводят штрафы). Принять
закон, по мнению комиссии, можно лишь в случае, если во
втором чтении в него внесут поправки – чтобы транспортным
компаниям было разрешено самостоятельно организовывать
маршруты и за всеми перевозчиками, которые ранее обслуживали
коммерческие маршруты, сохранили это право.
В администрации отреагировали на мнение народных избранников
весьма раздраженно. Первый заместитель председателя Комитета
по транспорту Николай Константинов (он же – один из заместителей
секретаря городского политсовета «Единой России») заявил,
что требовать отмены конкурса может только суд. А вице-губернатор
Олег Виролайнен заявил, что конкурс прошел «полностью
легитимно, и отменять его никто не будет».