Об авторе: Андрей
ЛАЗАРЕВСКИЙ, независимый эксперт,
почетный член Российского общества оценщиков
Сегодня для оформления шести соток гражданину нужно обойти
кучу инстанций, потратить как минимум 29 рабочих дней
и 15-20 тыс. руб. Проблема «хождения по мукам» регистрации
стала столь острой, что потребовалось указание президента
Путина. И вот правительственный законопроект об уточнении
условий приватизации земельных участков для дачников,
огородников, садоводов, участков индивидуального жилищного
строительства и их недвижимости поступил, наконец, в Госдуму.
В проекте действительно много полезного для простых граждан.
Но при внимательном прочтении в этой «бочке меда» обнаруживается
не одна «ложка дегтя». Самую черную мало кто сразу увидит.
Государство, манкируя своими обязанностями, не удосужилось
создать систему учета недвижимости для налогообложения,
и продолжает, в том числе новым проектом, взваливать эту
заботу на граждан и организации. Равного налогообложения
не будет: платить налог на здание станет только тот, кто
сам его и зарегистрировал.
Но сначала о хорошем. Легализуются постройки, возведенные
ранее без разрешения на строительство. В сельской местности
такие случаи не исключение, а правило. По недавно принятому
Градостроительному кодексу не требуется разрешения на
строительство (реконструкцию) на новые гаражи, дачи и
вспомогательные сооружения. Эту норму теперь логично распространяют
и на ранее возведенные строения. Что же до индивидуальных
жилых домов и капитальных гаражей, которые считаются самовольными
постройками, то судебный порядок признания прав собственности
временно - до 1.01.09 - заменен на упрощенную проверку
органом местного самоуправления. Тот должен лишь уточнить
соответствие строения градостроительным регламентам и
строительным нормам. Число документов минимально: техпаспорт
на здание и документ на земельный участок.
Безусловно, удачна новация проекта о возможности уточнения
площади дачного участка и его границ. Ведь раньше решения
о предоставлении участков принимались без межевания и
кадастрового учета, и точная площадь чаще всего не совпадала
с цифрой в правоустанавливающем документе. И тому, кто
представлял на регистрацию новый кадастровый план, в котором
площадь отличалась от «старой», отказ был гарантирован.
На местах исхитрялись разрешать эту ситуацию с помощью
документа о «дополнительном выделении» нескольких метров.
Согласно проекту в ЕГРП теперь можно вносить актуальные
сведения кадастрового учета. Например, предоставлено 7
соток, а фактически - их 9. Последнюю цифру зарегистрируют,
при условии согласования границ с соседями и (по общим
землям) с товариществом. Но превышение фактической площади
участка над площадью по изначальным документам не должен
быть значительным: излишек не может быть выделен в самостоятельный
земельный участок. Хорошо также, что каждому дачнику не
придется при регистрации представлять все документы о
правах на участок садового товарищества: его потребуют
только от первого заявителя из этого товарищества.
С документами на участки у граждан просто беда. В частности,
если в бумаге по ошибке чиновника не указан вид права
(а это встречается сплошь и рядом), то регистрация невозможна.
Проект предлагает решение (не ограничивая его сроком)
именно этой ситуации: участок для садоводства, огородничества,
дачного строительства, подсобного хозяйства и индивидуального
жилищного строительства, предоставленный гражданину до
введения в действие Земельного кодекса, считается предоставленным
ему на праве собственности. Исключение - запрет на приватизацию
участка или изъятие его из оборота. Новация, конечно,
замечательная. Почему так же, автоматом, не оформляются
участки для большинства граждан, которым ранее выдан нормальный
документ - с указанием «неполноценного» права на землю
(пожизненного наследуемого владения, ПНВ или постоянного
бессрочного пользования, ПБП)?
Такая дискриминация приведет к новому витку несправедливости:
людям придется тратить время на переоформление участка
в собственность, а, возможно, и выкупать его. Ведь сегодня
бесплатное оформление допускается только однократно (п.5
ст.20 и п.3 ст.21 ЗК РФ). Мужу и жене, каждый из которых
принес в семью по участку, в бесплатном оформлении второго
откажут - как со-собственникам.
Да, дачные шесть соток предоставлялись бесплатно. Но
делалось это государством с очевидной целью - стимулировать
людей к вложению своего труда и средств в своё «мини-поместье».
Этим решались государственные задачи: строительство второго
жилья и места отдыха, производство сельхозпродукции, рассредоточение
населения на случай ЧП (было и такое). Задачи эти люди
на своей «сладкой каторге» даже перевыполнили. А им теперь
могут сказать: за землю платите. Почему же нельзя правило
бесплатности распространить и на переоформление всех дачных
участков?
Согласно действующему «дачному» закону 66-ФЗ приватизация
садовых, огородных и дачных земельных участков может осуществляться
за плату или бесплатно. Конечно, замена «полу-советского»
права на землю (ПНВ и ПБП) на современное (собственность)
это не приватизация, а переоформление. Но дело даже не
в термине, а в том, что сегодня размер платы за такое
переоформление, хоть самый «рыночной», может ввести каждый
субъект Федерации. Это неправильно. И не только из-за
явной несправедливости возможной «повторной продажи» в
отношении дачников. Еще в 2001 году КС установил требование
к законодателю о разграничении институтов предоставления
земли и, с другой стороны, изменения титула прав на земельные
участки для уже реально владеющих ими граждан. КС указал:
«не отвечает обращенному к законодателю конституционному
требованию определенности правовой нормы… распространение
понятия «предоставление земельного участка» как на случаи
первичного получения земли, так и на случаи перерегистрации
права владения и пользования земельными участками» (Постановление
КС РФ от 13.12.2001 № 16-П).
Решает ли эту проблему проект? Термин «приватизация»
заменяется на иной - «предоставление в собственность».
Это устраняется формальное противоречие с нормами ФЗ «О
приватизации» (приватизация не может быть бесплатной).
Утверждают, что проект в этом отношении ни чего не ухудшает.
Но ведь и не устраняет проблему! Продажа вам участка,
который вами же буквально поднят из болота и возделан
ничем не лучше «повторной продажи». Правительство не только
не выполнило требование Конституционного суда об определённости
правовой нормы, но демонстративно, словно «в пику», использовало
запрещённый КС термин «предоставление». Эта игра в термины
и отказ от решения очевидной проблемы может иметь самые
печальные последствия для миллионов дачников.