[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Смольный укажет маршрут
"Новая газета - Санкт-Петербург", 3 апреля 2006 года   
В пятницу в Мариинском дворце прошли депутатские слушания по ситуации вокруг маршруток. Вывод, который можно сделать, прост: устранение с рынка проигравших конкурс автоперевозчиков незаконно.

- Цель проведенной нами реформы – улучшить качество пассажирских перевозок», – заявил, выступая на слушаниях, председатель Комитета по транспорту Александр Дацюк.

После чего с удовлетворением отметил, что в Петербурге, в отличие от других городов, «есть вся необходимая правовая база для управления пассажирским транспортом» и что комитет все делал в строгом соответствии с питерским законом «О наземном пассажирском маршрутном транспорте общего пользования».

Между тем из 50 компаний, которые работали на этом рынке, документы на конкурс подали 24 компании, допустили к конкурсу только 14, а победителями признали 6 компаний. Почему выпали 44 компании, неужели все они не удовлетворяют жестким требованиям Комитета по транспорту? «Да, у нас были очень жесткие условия конкурса, – подтвердил Дацюк. – Минимум бюджетных субсидий и максимальный объем перевозок».

Не секрет, что одним из основных условий участия в конкурсе было то, что фирма-конкурсант должна иметь не менее 10 больших автобусов. При этом самый дешевый такой автобус стоит 2 миллиона рублей. Понятно, что малый и даже средний бизнес автоматически выпадал из процесса.

Большинству из «выпавших» сегодня не до смеха. По их заявлениям, идет массовый захват коммерческих маршрутов победителями конкурса, сопровождаемый угрозами, давлением и применением административного ресурса. Александр Ковалевский, генеральный директор малого предприятия «Кросс», которое пять лет без единого замечания и без единого ДТП отработало на организованных ими маршрутах, сообщил, что утром 25 марта одну из его машин обстреляли из пневматического оружия.

– Наши маршруты переданы «Третьему парку», – говорит Ковалевский. – И теперь нам пытаются портить технику, и только нас почему-то проверяет налоговая инспекция, составляя акты о несуществующих нарушениях, Это классическая схема рейдерства, против которого якобы борется администрация. Мы не участвовали в конкурсе – нам не купить 10 больших автобусов. Но почему мы должны лишиться своей работы только из-за того, что Комитет по транспорту считает, что малому бизнесу нечего делать на этом рынке?

– Сегодня тем, кто проиграл, предлагают идти на субподряд к победителям, – говорит председатель Ассоциации независимых перевозчиков Татьяна Кутовая. – Прямо в кабинете у зампредседателя Комитета по транспорту г-на Константинова предлагалось платить за это по 500, а то и по 700 рублей с машины в день. Понятно, что это черный нал, – интересно, куда пойдут эти деньги? Мы считаем, что происходящее незаконно. В том самом законе Санкт-Петербурга, на который так любит ссылаться Комитет по транспорту, написано: «коммерческие маршруты распределяются только по конкурсу», но конкурс проводился только на социальные, но не на коммерческие маршруты! В его условиях было написано, что победителям дается «дополнительный объем работ на коммерческих маршрутах», при этом не были указаны ни эти маршруты, ни их начальные и конечные пункты, ни количество машин. Как же можно считать их предметом конкурса? К тому же выигравшие перевозчики не могут обеспечить свои лоты, у них имеется не более 40 процентов от необходимого количества машин и водителей. Что касается якобы крайней аварийности маршруток – еще одного любимого утверждения Смольного, – то эти данные опровергает ГИБДД: на маршрутки приходится всего 0,3% от всех ДТП в Петербурге. За последнюю неделю произошло три громкие аварии с маршрутками – но во всех случаях это были машины компаний-победителей: ООО «Питер-Авто» и «Третьего парка».

Незаконность действий питерской администрации отметила на слушаниях и начальник отдела управления Минюста по Северо-Западу Марина Лемехова.

– Мы еще в апреле 2005 года проводили экспертизу питерского закона о наземном пассажирском маршрутном транспорте, – сообщила она. – Наше заключение – он противоречит закону о конкуренции, поскольку создает дискриминирующие условия для ряда предпринимателей. Ни Гражданский кодекс, ни федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности не предусматривают никаких дополнительных (в виде прохождения конкурсов) условий допуска к предпринимательской деятельности тех, кто имеет лицензию. И потому запрет обслуживать пассажиров вне установленных администрацией города маршрутов и без договоров – незаконен.

Представитель Городской прокуратуры Наталья Попова полагает, что проводить конкурсы на распределение коммерческих маршрутов администрация могла, но констатирует, что конкурсы-то не провели: эти маршруты на него не выставлялись...

В общем, с какой стороны ни посмотри – получается, что Комитет по транспорту действовал неправомерно. По сути, в нарушение Гражданского кодекса он выставил на конкурс чужое имущество, которое ему не принадлежало, – ни комитет, ни городское правительство не являются ни собственниками маршрутов, ни собственниками дорог, ни заказчиками коммерческих перевозок.

Кстати, конкурс проводился на обслуживание 50 процентов социальных маршрутов сети, ранее принадлежавшей ГУП «Пассажиравтотранс». Оставшиеся 50 процентов ГУП сохранил за собой без всякого конкурса, как и все свои коммерческие маршруты. В дальнейшем, по заявлению Александра Дацюка, эти маршруты тоже будут выставлены на конкурс. Но почему «Пассажиравтотранс» не участвовал в нем сейчас, на равных с другими перевозчиками? На этот вопрос г-н Дацюк дал ответ, который потряс присутствующих гениальной простотой: оказывается, «Пассажиравтотранс» не удовлетворял условиям конкурса! Поэтому его и освободили от участия в нем.

- Надо менять городской закон о маршрутном транспорте, – заявил после слушаний председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил Амосов. – Меня крайне удивляют заявления руководителей Комитета по транспорту о том, что малому бизнесу не место на рынке пассажирских перевозок – притом что губернатор везде клянется в поддержке малого бизнеса. Понятно, что Комитету по транспорту удобнее работать с несколькими крупными компаниями, но разве пассажирам это удобнее? Пока я вижу противоположную картину.

Картина действительно не радует. По данным перевозчиков, сегодня с рынка на пять лет (срок действия договоров, заключенных по результатам конкурса) изгнаны около 2000 больших, средних и малых автобусов. Для покупки новых победителям придется тратить деньги и брать кредиты – их стоимость наверняка будет заложена в цену проезда по коммерческим маршрутам, которую они теперь смогут поднимать без проблем. К тому же, как полагают люди сведущие, все шесть компаний-победителей на самом деле принадлежат всего трем хозяевам – так что все условия для сговора созданы.

Впрочем, не все еще потеряно. В мае должна пройти целая серия судебных процессов, где независимые перевозчики будут обжаловать попытки монополизировать этот рынок.

"Новая газета - Санкт-Петербург", 3 апреля 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский 
 
Криминал и коррупция 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]