Владимир Лукин направил председателю правительства Михаилу Фрадкову предложения
по снижению размера максимально допустимой доли коммунальных
расходов граждан и высказался за скорейшую корректировку
системы жилищного субсидирования.
Какое отношение может иметь Уполномоченный по правам
человека в РФ Владимир Лукин
к коммунальным тарифам? Наша многострадальная коммуналка
относится прежде всего к сфере полномочий муниципалитетов
и органов социального обеспечения, и как крайний вариант
- прокуратуры.
- Действительно, коммунальными проблемами малообеспеченных
россиян занимается целый ряд органов и организаций, -
объясняет начальник управления государственной защиты
прав человека Вячеслав Селиверстов. - Но нас, в отличие
от всех остальных, интересует конечный результат.
Представьте себе ситуацию: пенсионеру приходят квитанции
на оплату коммунальных платежей, которые в сумме... превышают
его пенсию. В распоряжении "РГ" есть копия письма
Владимиру Лукину от пенсионерки Татьяны Петровны Ереминой
из города Невинномысска. Женщина страшно и бесхитростно
сообщает свой семейный бюджет: квартплата, оплата счетов
за свет, телефон, отопление и телевизионную антенну составляет
1446 рублей. А ее пенсия - 1335 рублей...
Очевидно, что и с точки зрения здравого смысла, и в плане
социальной справедливости человек не может тратить больше,
чем получает. И вообще в России по закону человек не должен
тратить на коммуналку значительную часть семейного бюджета.
Федеральным законодательством четко установлен порог:
в совокупном доходе семьи расходы на оплату жилищно-коммунальных
услуг не могут превышать 22 процентов. При этом регионы,
как известно, могут изменять эту цифру, но только в сторону
уменьшения. Таким образом, с формальной точки зрения,
при пенсии примерно в полторы тысячи коммуналка может
съедать всего рублей триста. Но это - лишь с формальной.
"Вот вам нехитрый расчет оплаты ЖКХ на собственном
примере, - пишет омбудсмену пенсионер из Курска С. Косенков.
- Среднедушевой доход 1630 рублей 64 копейки, за свою
однокомнатную квартиру я плачу 637 рублей 30 копеек. В
сухом остатке 1003 рубля 34 копейки. Коммунальные расходы
составляют 39 процентов от моих доходов".
Важно отметить, что речь идет о коммунальных услугах,
рассчитанных уже с учетом субсидии. Как такое возможно,
если федеральный закон прямым текстом запрещает брать
со стариков большее 22 процентов? Да очень просто. Субсидия
предоставляется не с фактической жилплощади, а только
с так называемой социальной нормы. Как и чем оплачивать
"излишки" квадратных метров - это ваше личное
дело.
Пенсионер Косенков проживает в однокомнатной квартире
общей площадью 30 квадратных метров. С 1 января в Курске
урезали социальные нормы, и теперь у пожилого человека,
по местным меркам, 12 квадратных метров "лишней площади".
Закон был бы на его стороне, если бы человек жил в 18-метровой
квартире.
Можно предположить, что таким образом пожилым людям власть
создает стимулы избавляться от излишков жилплощади. "Но
ведь отдельных квартир площадью 18 метров в нашем городе
нет, - заключает обращение к Уполномоченному по правам
человека пенсионер. - Урезание социальной нормы до гулаговской
считаю нарушением своих прав человека на достойную жизнь".
- Уполномоченный по правам человека в Алтайском крае
разбирался по жалобе одинокой женщины, проживающей в небольшом
поселке, - рассказывает начальник управления госзащиты
прав человека Вячеслав Селиверстов. - Ее коммунальные
счета за трехкомнатную квартиру, даже с учетом субсидии,
превышают размер пенсии. Но при этом с формальной точки
зрения все законно, и, чтобы свести концы с концами, пенсионерке
следует переехать в маленькую квартиру. Но квартир в этом
поселке практически нет, в основном там частный сектор.
Тогда женщина обратилась к властям с просьбой замуровать
кирпичом две комнаты, обрезав коммуникации. Ей ответили:
не положено.
В письме, которое на прошлой неделе ушло в Белый дом
на имя Михаила Фрадкова, Владимир Лукин пишет: "Реформа
жилищно-коммунального хозяйства жизненно необходима. Однако
практическая ее реализация в ряде субъектов усугубила
положение пенсионеров, инвалидов, ветеранов труда и других
социально незащищенных категорий граждан. Механизм субсидирования
не в полной мере защищает граждан, сложен для специалистов
и непонятен большинству населения. Учитывая социальную
значимость проблемы, полагал бы целесообразным рассмотреть
вопрос о необходимости снижения размера федерального стандарта
максимально допустимой доли собственных расходов граждан
на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном
доходе семьи, а также корректировке системы жилищного
субсидирования".
Участие омбудсмена в облегчении коммунального бремени
малообеспеченных россиян не ограничивается обращениями
в правительство. Любопытный факт: в аппарат Уполномоченного
по правам человека поступила жалоба от жителей города
Гагарина, где счета за отопление возросли сразу на 76
процентов. В день приезда комиссии, направленной в город
по распоряжению Владимира Лукина, горсовет принял беспрецедентное
решение: резко снизить тарифы. Случай явно достоин изучения.