В ноябре
мы рассказывали об «итальянской забастовке», которую объявили
рабочие завода «Форд Мотор Компани» во Всеволожске, требуя
повысить им зарплату и устранить дискриминацию в оплате
труда. Тогда профсоюз завода был уже готов перейти от полумер
к полноценной забастовке, но администрация компании пошла
на уступки, согласившись выполнить часть требований работников.
Теперь все повторилось. На прошлой неделе профсоюз вновь
начал предупредительную «работу по правилам», а на этой
неделе может собраться профсоюзная конференция и принять
решение о начале полномасштабной забастовки...
Камнем преткновения, как в конце прошлого года, так
и теперь, остается вопрос о повышении зарплаты. Администрация
готова увеличить ее на 12,5 процента, но рабочие с этим
не согласны и по-прежнему требуют 30-процентного повышения.
– Сегодня зарплата на заводе такая же, как и осенью,
ее не подняли, – говорит лидер профсоюза ФМК Алексей Этманов.
– При этом за последний год несколько раз увеличивался
план, а в стране инфляция – цены постоянно растут. Администрация
выполнила несколько наших требований: прекращена дискриминация
в оплате труда работников, пришедших на завод в разное
время, разработана система премий, создана паритетная
комиссия по фонду социального страхования. Но она отказывается
принять наше ключевое требование – о росте зарплаты, который
компенсировал бы увеличение плана и инфляцию. Говорит,
что у нее нет таких средств и что мы и так много получаем.
Но разве 15–17 тысяч рублей, которые нам платят (и то
с учетом переработок в выходные дни, – тот, кто работает
строго по графику, получает примерно 10 тысяч рублей),
– это так много? На всех крупных заводах города и области
сегодня получают практически столько же. Мы запросили
данные об экономическом положении Форд Мотор Компани,
чтобы оценить, действительно ли нет денег, – но нам этих
данных не дают, хотя Трудовой кодекс обязывает администрацию
предоставлять профсоюзу такую информацию. Мы еще осенью
запрашивали данные о зарплате управленческого персонала
(по нашим сведениям, она в 10-20 раз выше, чем зарплата
рабочих) – и этих данных нам тоже не дают, также в нарушение
ТК. Скорее всего, «отсутствие денег» – это отговорки.
Продукция «Форда» пользуется таким спросом, что с прибылью
должно быть все в порядке.
По словам Этманова, профсоюз ФМК уже заявил, что выходит
из Федерации независимых профсоюзов России, которая никак
не поддерживала его борьбу за права рабочих. О выходе
из ФНПР заявил и профсоюз другого иностранного завода,
расположенного в Ленинградской области, – «Катерпиллар-Тосно»,
выпускающего строительную технику.
В федерации отреагировали на этот демарш весьма нервно.
Президиум обкома профсоюза машиностроителей за «несоблюдение
устава» и «экстремистскую деятельность» решил изгнать
из своих рядов и Этманова, и лидера профсоюза тосненцев
Андрея Семушина. Второй из них уже исключен решением самого
обкома, что касается первого, то профсоюзу ФМК рекомендовано
провести перевыборы руководителя организации. Если не
послушаются – и его тоже будет исключать обком.
– Как мы к этому относимся? Да никак! – говорит Этманов.
– Собака лает, караван идет. Мы занимаемся своим делом,
и будем продолжать это делать. А они как ничего не делали,
так и продолжают ничего не делать. Почему они нами возмущаются?
Да потому, что финансовые потоки у них прекратились. Когда
председатель российского ЦК профсоюза машиностроителей
Геннадий Трудов и председатель обкома профсоюза Виктор
Калинин приезжали к нам и уговаривали остаться в профсоюзе
– привезли нам смету на будущий год. И что бы вы думали?!
Мы подсчитали, что они там нарисовали себе зарплату по
26 тысяч рублей в месяц. У нас, чтобы заработать на заводе
такие деньги, надо там дневать и ночевать весь месяц без
выходных... Мы сейчас регистрируем новый профсоюз, который
создали в феврале, – профсоюз работников автомобильной
промышленности. А эти деятели, которые требуют меня исключить,
– пусть приезжают, ребята хотят набрать для этого случая
тухлых яиц, так что мы их достойно встретим. Они на словах
нас поддерживают, а на деле – никакого толку.
Будет ли на «Форде» объявлена полномасштабная забастовка
– пока неизвестно. Возможно, администрация все-таки пойдет
на уступки. Но не исключено, что откажется выполнять требования
профсоюза.
Пока что, приняв экстренные меры и набрав на завод новых
рабочих, администрации ФМК удалось предотвратить снижение
выпуска продукции. Но если забастовка превратится из «итальянской»
в «российскую» – избежать серьезных потерь уже явно не
удастся. Некоторые аналитики говорят, что при таком раскладе
«Форд» вообще может закрыть завод и свернуть производство
в России. Правда, такой исход дела представляется все
же достаточно маловероятным.