Минул год, как вступил в силу новый Жилищный кодекс.
Эту дату в большинстве российских регионов граждане отметили
массовыми митингами протеста, полагая, что новый кодекс
не сделал их жизнь лучше. Лейтмотив протестных акций таков:
лучше стало только чиновникам, которые выполняют выгодные
им статьи ЖК и полностью игнорируют невыгодные. Государство
свободно от заботы об обеспечении малоимущих граждан жильем;
плата за жилищные и коммунальные услуги полностью легла
на плечи граждан, поэтому тарифы ЖКХ растут как на дрожжах.
Капитальный ремонт собственникам тоже предложено оплачивать
за свой счет - обязательства государства финансировать
капитальный ремонт отменены. Кроме того, миллионы граждан
лишились права на приватизацию жилья...
О многочисленных недостатках ЖК оппоненты правительства
говорили еще на этапе его разработки, а затем - во время
принятия кодекса в Госдуме. Однако не были услышаны: парламентское
большинство, надежно контролируемое правительством, отмело
все аргументы. Но минул год - и погрешности стали очевидны
не только критикам, но и большинству граждан. И вот, по
словам одного из последовательных критиков нового ЖК,
депутата Госдумы, члена комитета по гражданскому, уголовному,
арбитражному и процессуальному законодательству Галины
Хованской, не исключено, что в конце марта парламент все-таки
примет разработанные ею поправки к кодексу, исправляющие
ряд наиболее масштабных "проколов" этого документа.
В чем суть поправок?
Первое. Предлагается сохранить обязательства государства
по капитальному ремонту ветхого жилья. По словам Галины
Хованской, ежегодно в России в эту категорию попадает
5 миллионов квадратных метров жилья, и задолженность государства
перед гражданами по капремонту уже давно перестали подсчитывать.
Самая приблизительная цифра - 3 триллиона рублей. Поэтому,
полагает Хованская, надо дополнить кодекс прямой нормой
о том, что органы власти обязаны нести ответственность
за не проведенный вовремя капитальный ремонт дома. И установить,
что до тех пор пока государство не выполнит свои обязательства
по капитальному ремонту жилищного фонда, завершать бесплатную
приватизацию нельзя.
Второе. Предложено отказаться от временных ограничений
при приватизации жилья (подробнее об этом - на стр. 11).
Как хорошо известно, одна из самых критикуемых норм ЖК
ограничивает возможности приватизировать полученное от
государства жилье сроком 1 января 2007 года. При этом
те, кто получил жилье после вступления кодекса в силу,
этого права лишены. "А как быть с теми, кто много
лет стоял на очереди, но получил жилье уже после этой
даты? - говорит депутат Госдумы от Петербурга Сергей Попов.
- Почему они оказались в ущемленном положении? Большей
частью это бедные люди. А богатые успели и получить, и
приватизировать жилье, то есть дважды выиграли".
Как считает Галина Хованская, по отношению к людям, которые
долгие годы жили в аварийных помещениях, в общежитиях,
в служебных квартирах, такие нормы "противозаконны
и бесчеловечны".
Третье. Предлагается снять временные ограничения и на
-"деприватизацию жилья" - передачу его обратно
в собственность государства. "Люди не знают, что
с ними будет через несколько лет, справятся ли они с теми
расходами, которые потянет за собой приватизированная
квартира, - считает Г. Хованская. - К тому времени налоги
вырастут, а льготы пенсионерам в ряде дотационных регионов
будут отменены".
Четвертое. В новом Жилищном кодексе есть норма, по которой,
если человек перестал быть членом семьи владельца квартиры
(например, развелся с мужем или женой), его могут выселить.
Более того: даже в том случае, если суд признает за ним
право пользования жильем временно или пожизненно, это
не помешает собственнику освободиться от "обременения",
продав квартиру. К тому же кодекс, как выясняется, не
запрещает собственнику квартиры продать ее, несмотря на
проживание в ней кого-то из нынешних членов семьи. В результате
после продажи они тоже могут оказаться - будь на то злая
воля собственника - на улице. Такая судьба, например,
может постигнуть несовершеннолетних. В поправках Хованской
предлагается запретить лишение жилья несовершеннолетних,
престарелых, инвалидов и бывших членов семьи, в отношении
которых есть соответствующее судебное решение.
Что разгоняет инфляцию
Этим, впрочем, недостатки нового кодекса далеко не ограничиваются.
И участники акций протеста, проходивших в стране (две
такие акции 1 и 4 марта состоялись и в Петербурге), предъявили
правительству свой список требований. А именно: использовать
средства Стабилизационного фонда для финансирования федеральной
программы реконструкции и развития жилищного фонда в интересах
большинства граждан, ограничить рост тарифов на энергоносители
средним уровнем инфляции, не допустить приватизации объектов
городской инфраструктуры (водопровода, электроснабжения,
теп-лообеспечения), включить в закон положение о внеочередном
предоставлении жилья жителям коммуналок, перечислять средства,
выделяемые на капитальный ремонт, непосредственно на счет
каждого дома...
И еще одно важное требование: снизить максимальный уровень
оплаты жилищно-коммунальных услуг до величины не более
10% от совокупного дохода семьи. Сегодня этот "барьер"
составляет 22% от совокупного дохода семьи, что представляется
недопустимо большим. "Расходы на содержание жилья
не должны превышать 10% от совокупного дохода семьи -
это обычная норма для западноевропейских стран, - считает
председатель комиссии ЗакСа по городскому хозяйству Михаил
Амосов. - Пример - Швеция, которая шла к этому много лет".
Сейчас в Законодательном собрании обсуждаются предложения
о снижении "барьера" с 22 до 12-14%. Заметим:
в свое время - в 1997-2000 годах - он составлял всего
15%.
Опросы социологов показывают, что высокую инфляцию граждане
связывают прежде всего с ростом жилищно-коммунальных платежей.
38% опрошенных указывают именно эту причину. 31% считает,
что "корень зла" - в росте цен на бензин, 29%
видят причину инфляции в притоке в Россию большого количества
"нефтедолларов" из-за высоких мировых цен на
нефть. Ну а рост зарплат и пенсий считают "инфляционными
факторами" только 13% населения. Более того, повышение
зарплат и пенсий граждане считают более актуальной задачей,
чем борьбу с инфляцией: 46% отдают предпочтение первой
из этих задач и только 41% - второй...
Без шансов
Наконец, еще один принципиальный недостаток нового ЖК
касается права на улучшение жилищных условий.
В старом кодексе предусматривалось, что в первую очередь
жилье предоставляется инвалидам, участникам войны и семьям
погибших, лицам, страдающим рядом тяжелых хронических
заболеваний (например, открытой формой туберкулеза), многодетным
семьям, одиноким матерям, "чернобыльцам", незаконно
репрессированным, учителям, семьям при рождении близнецов
и так далее. А правом на внеочередное предоставление жилья
обладали те, чье жилье стало непригодным для проживания
в результате стихийного бедствия, дети-сироты и дети,
оставшиеся без попечения родителей - при выходе из детских
домов, выпускники вузов и аспиранты, направленные на работу
по распределению.
В новом ЖК социальное жилье будет предоставляться исключительно
исходя из времени постановки на учет. Вне очереди должны
получать жилье только дети-сироты, обитатели аварийного
жилья и тяжелобольные. Всех прочих - инвалидов, одиноких
матерей, реабилитированных и других - поставят в общую
очередь. И когда она подойдет - неизвестно. К тому же
правом на получение социального жилья теперь обладают
только малоимущие, то есть те, у кого доход на человека
ниже прожиточного минимума. Однако указанный "минимум"
составляет немногим более 100 долларов в месяц.
Получается, что если семья из трех человек имеет месячный
доход в 400 долларов, то никаких шансов на получение социального
жилья у нее нет. Даже если она живет в 10-метровой комнате
в коммуналке. Можно, конечно, посоветовать купить жилье
или взять ипотечный кредит. Но всего суммарного дохода
такой семьи не хватит даже на половину квадратного метра
площади. А кредит необходимых размеров (не менее 50 тысяч
долларов) семье с таким доходом просто никто не даст...
Вот где следовало бы использовать упомянутые средства
Стабфонда - на строительство социального жилья. Это уж
точно не вызвало бы никакого "всплеска инфляции",
которым нас неизменно пугают правительственные экономисты.
Но увы: таких поправок в Жилищный кодекс или другие законы
никто даже не предлагает. За полным отсутствием шансов
на их принятие.