Российский президент «поправил» министра здравоохранения
и социального развития: Михаил Зурабов собрался с 1 апреля
индексировать пенсии и компенсации льготникам на 6 процентов,
а Путин приказал провести индексацию на 8,5 процента.
Эксперты ведомства, мол, исходили из расчета «предполагаемой,
а не реальной инфляции», и потому президент поручил министру
проиндексировать пенсии и компенсации, «исходя из реального
повышения цен». Что и было торжественно объявлено по всем
каналам… Правда, ничего не было сказано о том, что дела
на «пенсионном фронте» очень скоро могут пойти очень скверно.
«Независимый институт социальной политики» (НИСП) заявил,
что к 2012 году «дыра» в бюджете Пенсионного фонда достигнет
23 миллиардов долларов (примерно в шесть раз больше, чем
сейчас). Государственные ведомства дают более умеренные
прогнозы дефицита: Минздравсоцразвития — 17,5 миллиарда
долларов, Минэкономразвития — 16,8 миллиарда.
Но почему возник столь масштабный дефицит?
Четыре года назад, вводя новую пенсионную систему, Белый
дом заявлял, что это вызвано ухудшением демографической
ситуации. Прежде в стране действовала «распределительная»
система: пенсии старикам выплачивались за счет отчислений
от зарплаты работающих граждан. Систему сменили на другую,
при которой пенсия состоит из трех частей. Базовая часть
выплачивается всем пенсионерам, страховая рассчитывается
в зависимости от зарплаты и трудового стажа, а накопительная
формируется за счет инвестирования части поступлений от
единого социального налога (ЕСН).
Однако накопительная система практически так и не заработала,
а выплаты страховой части пенсии оказались под угрозой
из-за того, что с 2005 года правительство провело снижение
ставок ЕСН. Взносы, которые платили работодатели на пенсионные
цели, были сокращены с 28 до 20 процентов от зарплаты
работников. Но правительство оптимистично заявляло: раньше
социальный налог был очень большой, поэтому предприниматели
всеми силами «прятали» зарплаты, используя «серые» схемы.
Проще говоря, платили зарплату в конверте. А вот после
снижения налога, уверяли нас, бизнес в массовом порядке
начнет выходить из «тени», и налоговые поступления даже
вырастут, перекрыв потери от снижения ставки ЕСН.
Рассуждения инициаторов этого плана убедительно опровергла
реальность. По данным НИСП, в прошлом году поступления
ЕСН составили всего 4,9% от валового внутреннего продукта.
В 2004 году, до снижения ставок социального налога, они
составляли 6,4% ВВП. И это — на фоне роста доходов населения.
Бизнес не только не вышел из «тени» — он, напротив, еще
глубже в нее спрятался…
Объясняется это просто. Новая схема расчета ставок ЕСН
оказалась так «умно» составленной, что снижение налоговой
нагрузки реально произошло только для тех, кто получает
меньше 300 долларов в месяц. Для всех остальных налог
или остался прежним (если заработок составляет от 300
до 830 «зеленых»), или увеличился (если заработок превышает
830 долларов в месяц).
Понятно, что «конвертные» схемы применяют именно там,
где реальная зарплата не слишком мала и уж точно выше
300 долларов. Поэтому результатом введения новой шкалы
ЕСН могло стать только одно: зарплаты начали прятать еще
надежнее.
И как же бороться с нарастающим дефицитом пенсионных
средств? Прошлой осенью руководитель Федеральной службы
по финансовым рынкам Олег Вьюгин предлагал создать специальный
«накопительный пенсионный фонд» для страхования бюджета
ПФР. А именно: рассчитать, сколько денег надо оставить
в Стабилизационном фонде, чтобы застраховаться от колебаний
цен на нефть, а остальные средства направить на страховку.
Казалось, у этой идеи есть шансы — тем более что ее поддержал
даже министр финансов Алексей Кудрин, который противится
любому расходованию средств Стабфонда. Но все заглохло
без объяснения причин.
Еще один метод борьбы предлагали в самом Пенсионном фонде
— выплачивать базовую часть пенсии за счет других налогов
(помимо ЕСН), поступающих в федеральный бюджет, а за счет
ЕСН формировать только страховую часть пенсии. Но и здесь
— тишина…
Между тем если бюджет ПФР не будет срочно «подключен»
к новым доходным источникам, предотвратить «пенсионную
катастрофу» можно будет лишь двумя способами.
Первый способ — повысить ставки ЕСН. То есть признать
ошибочным широко разрекламированное решение об их снижении.
После чего неизбежно встанет вопрос об ответственности
тех, кто уверял в чрезвычайной полезности уменьшения ставок,
в первую очередь упомянутого Алексея Кудрина.
Второй способ — поднять пенсионный возраст до 65 лет,
тем самым сократив число пенсионеров. К этому варианту
нас уже давно подготавливают, во всяком случае, соответствующие
утечки следуют одна за другой. Скорее всего, до 2008 года
эта перспектива нам не светит. А вот сразу после выборов
— более чем вероятно.
Самим же инициаторам пенсионных экспериментов при этом
ничего не угрожает: они будут получать пенсию, размер
которой рассчитывается совсем по другим правилам! Как
государственные чиновники они получат пенсию, составляющую
в зависимости от проведенных на этой службе лет от 45
до 75 процентов среднемесячного заработка. А это с учетом
надбавок и премий, «поощрений» за квалификацию, «особые
условия службы», сложность и секретность — несколько тысяч
долларов в месяц.