Стабилизационный фонд снова стал яблоком раздора в правительстве.
На заседании Кабинета министров в минувший четверг глава
Минфина Алексей Кудрин назвал "безграмотными"
заявления заместителя руководителя аппарата правительства
Михаила Копейкина о том, что Стабфонд из-за инфляции в
ближайшие три года потеряет 600 млрд. рублей. "Я,
конечно, не начальник Михаилу Юрьевичу, но непрофессиональные
заявления требуют реакции. Это бросает тень на правительство,
на президента, которые проводят данную политику",
- не постеснялся в выражениях Кудрин. В ответ премьер
Михаил Фрадков оборвал министра: "Вы обращаете внимание
Копейкина или Фрадкова? Если Фрадкова, то надо было в
другой тональности, в других выражениях". За очередной
перепалкой премьера и министра - принципиальный вопрос
о путях использования "лишних" денег, который
стоит на повестке дня с того момента, что существует Стабфонд.
Юридический статус Стабфонда определен 13-й главой Бюджетного
кодекса, устанавливающей, что в нем аккумулируются средства
бюджета, образующиеся за счет превышения цены на нефть
над так называемой базовой ценой (сейчас - 27 долларов
за баррель). Средства эти подлежат "обособленному
учету, управлению и использованию в целях обеспечения
сбалансированности федерального бюджета при снижении цены
на нефть ниже базовой". При этом в кодексе прямо
записано: "Средства Стабилизационного фонда могут
размещаться в долговые обязательства иностранных государств,
перечень которых утверждается Правительством РФ".
Порядок управления средствами Стабфонда утвержден правительством
30 сентября 2004 года, и в нем перечислены страны, в долговых
обязательствах которых могут размещаться средства фонда:
Австрия, Бельгия, Финляндия, Франция, Германия, Греция,
Ирландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия,
Испания, Великобритания и США. Размер Стабфонда на данный
момент - около 1,5 трлн. рублей, к концу года он должен
превысить 2 триллиона.
Насколько верны расчеты Копейкина относительно упомянутых
выше гигантских потерь - сказать сложно: сами расчеты
не обнародованы. Возможно, он лишь умножил объем Стабфонда
на плановые проценты инфляции за три ближайших года и
таким путем вычислил, насколько "похудеет" фонд
(в этом варианте действительно получается величина, близкая
к 600 млрд. рублей). Между тем Минфин еще до выступления
Кудрина отреагировал на это беспрецедентным образом: никогда
раньше министерство не выпускало специальных пресс-релизов,
полемизируя с правительственным аппаратом. Но на сей раз
пресс-служба Минфина распространила заявление, где говорится:
"образованным экономистам очевидно, что тратить деньги
Стабфонда в настоящий момент в России означает окончательно
открыть "инфляционный ящик Пандоры"... Стабфонд
как неприкосновенный "Фонд будущих поколений"
создавался именно для того, чтобы в условиях благоприятной
для России мировой конъюнктуры оставаться наиболее эффективным
антиинфляционным инструментом, "подушкой безопасности"
на менее благоприятный период: Именно поэтому предполагается
его пока не трогать внутри страны, а разместить в высоконадежные
государственные казначейские обязательства иностранных
государств с наиболее развитыми экономиками...".
Конечно, проще всего объявить дилетантами тех, кто не
понимает, почему во имя борьбы с инфляцией нефтедоллары
надо складывать в "валютную кубышку". Что позволяет
не вести на эту тему спор по существу - во время которого
страшилки о "ящике Пандоры" могут быть опровергнуты.
Да, если раздать весь Стабфонд, что называется, на руки,
инфляция действительно вырастет. Хотя и ненамного: получится
примерно по 500 долларов на каждого работоспособного гражданина,
что не является катастрофичным с точки зрения роста цен.
Однако существует множество других способов расходования
средств Стабфонда, которые вообще не имеют никаких инфляционных
последствий. Например, оснастить больницы и поликлиники
необходимым медицинским оборудованием и снабдить их необходимыми
лекарствами. Отремонтировать школы и детские сады, где
нужные средства давно уже собирают с родителей. Построить
"социальные квартиры" для очередников, дожидающихся
этого по 10 - 20 лет. Провести капитальный ремонт жилых
домов дореформенной постройки, не перекладывая его на
плечи граждан. Привести в порядок давно выработавшие свой
ресурс тепловые и канализационные сети. Построить дороги,
мосты, туннели и "развязки". Перевести армию
на полностью контрактную основу...
На эти и другие цели, как нас уверяет правительство,
у него постоянно нет денег. Правда, часть средств Стабфонда
сейчас планируют израсходовать на финансирование четырех
"национальных проектов". Но это лишь 6 процентов
от объема фонда. Не странно ли: правительство одной рукой
делает все, чтобы привлечь в страну иностранные инвестиции.
А другой - размещает Стабфонд в ценных бумагах за границей.
Где же логика?
"Стабфонд - это дурные, незаработанные деньги",
- неизменно заявляют либеральные экономисты. Поэтому тратить
их на нужды граждан нельзя. Но давайте представим себе
бедную семью, в которой ее главе вдруг стали платить (пусть
и не совсем заслуженно) большую зарплату. И весь "довесок"
он несет в банк, объясняя жене и детям, что это "дурные"
деньги и что потратить их на питание или одежду ни в коем
случае нельзя. Пусть ходят оборванные и голодные: Надо
ли говорить, что о такой семье подумают окружающие?
МНЕНИЕ
С популизмом не по пути
Александр ХАНДРУЕВ, первый вице-президент Ассоциации
региональных банков
Считаю, что Минфин и Центробанк проводят совершенно обоснованную
политику, не позволяя расходовать Стабфонд внутри страны.
На то есть три причины. Первая - буква закона, строго
определяющая, на что можно направлять средства Стабфонда.
Как известно, трат этих средств на какие-либо строительные
или социальные проекты Бюджетный кодекс не предусматривает.
Второе: любые глобальные инвестиционные проекты длятся
5 - 7 лет, а то и больше. Все это время надо, например,
выплачивать зарплату тем, кто их осуществляет. Что способно
разогнать и без того высокую инфляцию в стране. И третье:
кто будет определять - что строить, а что не строить,
куда вкладывать деньги, а куда не вкладывать? У нас ведь
ни один проект не прошел экспертизы международного уровня.
Видимо, потому, что если бы такой аудит был проведен,
он бы неизбежно выявил те денежные потоки, которые утекают
в чей-то личный карман. Поэтому, если мы хотим реализовывать
крупные инвестиционные проекты, надо создавать соответствующие
условия бизнесу, а не тратить средства Стабфонда. Опыт
показывает, что те страны, которые растратили свои фонды
"будущих поколений" на волне популизма (например,
Венесуэла), кончали экономическими кризисами. Не стоит
повторять их печальный опыт.