Российский парламент хочет разрешить своим членам легально
заниматься коммерцией: быть членами органов управления
коммерческих организаций. На этом слияние власти и бизнеса
будет доведено до столь же логического конца, что и слияние
всех ветвей власти в ствол, расположенный в Кремле.
Инициативу в этом вопросе проявила думская фракция «Единая
Россия», поручившая разработку первому вице-спикеру Слиске
и вице-спикеру Чилингарову. Непонятно, правда, зачем отвлекать
сразу двух занятых людей на написание проекта, состоящего
из одной фразы. Всего-то и надо: записать в законе о статусе
депутата Госдумы и члена Совета Федерации вместо «не вправе
состоять членом органа управления хозяйственного общества
или иной коммерческой организации» «может состоять членом»,
и далее по тексту.
Как выясняется, парламентарии огорчились тем, что в государственных
и полугосударственных акционерных обществах есть представители
правительства и президентской администрации, но, как с
неподдельной обидой заявил Артур Чилингаров, «нет никого
от законодательной власти!». А ведь эти структуры, по
его словам, «могут нуждаться в каких-то законодательных
актах», и надо «восстановить справедливость». Горячее
возмущение нынешней несправедливостью высказала и Любовь
Слиска: мол, «почему-то представителям правительства это
дозволяется, а депутатам запрещается. Я считаю: это неправильно!».
Стоит заметить, что в законодательных актах нуждаются
не только корпорации, руководить которыми так рвутся парламентарии.
Ничуть не в меньшей степени в них нуждаются образование
и здравоохранение. Но никто из депутатов не изъявляет
желания по совместительству поработать в школе или больнице.
А кроме того, коммерческие структуры нуждаются не только
в законодательных услугах. Может, разрешить входить в
их руководство, например, судьям и прокурорам?
Запрет на участие парламентариев в руководстве коммерческими
организациями появился в августе 2001 года по инициативе
«ЯБЛОКА». До этого закон о статусе депутата запрещал лишь
«заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой
деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной
творческой деятельности». Но после того, как запрет расширили,
депутатам осталось лишь с завистью наблюдать, как вице-премьеры,
министры и чиновники президентской администрации рассаживаются
в кресла руководителей корпораций, совмещая это с основной
работой.
Список чиновников, которые сегодня в соответствии с распоряжением
правительства от 29 января 2005 года № 95-р «выдвинуты
для избрания в качестве представителей РФ в советы директоров
акционерных обществ», занимает тридцать страниц! Министры
Герман Греф и Виктор Христенко, замминистра Андрей Шаронов
и другие направлены в совет директоров РАО «ЕЭС»; Греф,
первый вице-премьер (тогда — руководитель президентской
администрации) Дмитрий Медведев и помощник президента
Игорь Шувалов — в «Газпром»; руководитель аппарата правительства
Сергей Нарышкин и замруководителя президентской администрации
Игорь Сечин — в «Роснефть»; другой замруководителя администрации
— Владислав Сурков — в «Транснефтепродукт»; вице-премьер
Александр Жуков, министр транспорта Игорь Левитин, Христенко,
Шувалов и Шаронов — в РАО «Российские железные дороги»…
А есть еще «Транснефть», Первый канал, «Техснабэкспорт»,
«Алмаз-Антей» — всего двадцать три акционерных общества.
И всюду — министры, их заместители, начальники департаментов,
чиновники президентской администрации. А парламентариев
— ни одного! Как тут не вскипеть возмущенному депутатскому
разуму, глядя на такую вопиющую несправедливость?
«Если в предприятии с государственной долей капитала
и акций будет участие и представителя депутатов — это
определенный контроль», — уверяет Любовь Слиска и сетует,
что «уже пошел большой вал критики, потому что никто не
хочет делиться ответственностью и контролем». Об увеличении
контроля за компаниями в случае допуска депутатов заявляет
и председатель думского Комитета по законодательству Павел
Крашенинников…
Ну, во-первых, поправка к закону о статусе, которую предлагают
Слиска с Чилингаровым, разрешит депутатам и сенаторам
участвовать в органах управления любых коммерческих организаций,
а не только с государственной долей. Конечно, и сегодня
многие депутаты, пришедшие в Госдуму из бизнеса, совершенно
не скрывают, что сохраняют над ним контроль, но для этого
им приходится изворачиваться: передавать управление «верным
людям», переводить на родственников доходы и имущество
и так далее. Теперь, если указанная инициатива не встретит
— как несвоевременная — запрета из президентской администрации,
в маленьких хитростях не будет нужды.
А во-вторых, вместо того чтобы пресечь порочную практику
участия высших чиновников в советах директоров коммерческих
организаций (как правило, тех, чьи бюджеты сопоставимы
с бюджетом государственным), нам предлагают эту практику
расширить, распространив ее на депутатов.
Принятый в 1997 году федеральный конституционный закон
«О правительстве РФ» категорически запрещает министрам
«заниматься предпринимательской деятельностью лично или
через доверенных лиц, в том числе участвовать в управлении
хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой
формы». Похожее ограничение начиная с 1995 года имеется
и в законе о государственной службе: чиновник не может
входить в органы управления коммерческими организациями,
«если иное не предусмотрено федеральным законом».
Автору неизвестны федеральные законы, дающие чиновникам,
входящим в руководство перечисленных выше корпораций,
такие полномочия. Павел Крашенинников говорит, что «члены
правительства сейчас имеют возможность принимать участие
в работе коммерческих структур согласно правительственному
документу, который регулирует такую возможность». Но правительственный
документ — не закон. Выходит, рассаживая министров и прочих
высокопоставленных бюрократов в руководящие кресла корпораций,
правительство все эти годы грубо нарушает законодательство?
Суть дела, впрочем, не только в формальностях: понятно,
что, если будет поставлена такая задача, завтра же за
день в парламенте перепишут любой закон. Суть дела в другом:
у нас на глазах творится откровенное бесстыдство. Обидно
парламентариям, что «доходные места» в крупнейших корпорациях
поделены между чиновниками, а их относят к начальству
второго плана, которое «не допущено», — вот они и посылают
Кремлю и Белому дому отчетливый сигнал: «Делиться надо!».
Ограничения для депутатов и чиновников на занятие коммерцией
придуманы в мире не просто так. Они рождены пониманием
того, что, будучи включенными в бизнес, указанные персоны
будут отстаивать только его интересы, которые будут гарантированно
важнее, чем интересы граждан. И не надо нам рассказывать,
как уверяет вице-спикер Чилингаров, что депутаты не будут
получать в своих корпорациях зарплату, а будут работать
на общественных началах. Существуют и давно отработаны
десятки способов «отблагодарить» их иным путем: начиная
с выписывания многомиллионных гонораров за разрешенную
законом «творческую деятельность» (например, за чтение
развивающих лекций для сотрудников «Газпрома») и заканчивая
перечислением денег родственникам.
«Никакой коррупции при этом не будет, если процедура
участия депутата прописана четко и прозрачно», — уверяет
Павел Крашенинников. А Любовь Слиска предлагает простой
и гениальный способ: «Надо отбирать депутатов, которые
не станут коррупционерами, не будут извлекать для себя
выгоду».
Хотелось бы, конечно, чтобы нам был предложен и механизм
отбора честных депутатов. И желательно, чтобы он действовал
еще на этапе выборов. А также чтобы он касался министров,
губернаторов и президента.