Незатихающее эхо "карикатурного скандала" заставляет
задуматься не только о вопиющей неадекватности поведения
тех, кто готов отвечать погромами на "кощунственные"
рисунки, которые, заметим, напечатали в европейской газете,
а не разбрасывали с вертолета над исламскими странами.
Все это заставляет задуматься над смыслом таких понятий,
как свобода слова и свобода совести. Причем не только
применительно к исламу.
Где кончается свобода?
Конечно, можно было бы заметить: те, кто сейчас громко
и раздраженно требует уважения к своим религиозным чувствам,
смертельно оскорбленным карикатурами на пророка, сами,
мягко говоря, не отличаются ни терпимостью к инакомыслию,
ни уважением к чужой вере.
Можно было бы напомнить, как в Афганистане мусульманские
фанатики разрушали буддистские святыни, а в Косово — христианские
храмы. И это разрушение не встретило осуждения со стороны
исламских религиозных лидеров.
Можно было бы задаться вопросом о том, насколько уважают
религиозные чувства верующих евреев в Иране, президент
которого требует стереть Израиль с лица земли и объявляет
Холокост "выдумкой сионистов".
Можно было бы вспомнить, сколько раз представители исламского
мира демонстрировали на словах и на деле вопиющее пренебрежение
по отношению не только к христианским или иудаистским
ценностям, но и к человеческой жизни — особенно, если
это жизнь "гяура".
Можно было бы констатировать, что, требуя у себя дома
от "неверных" строжайшего повиновения своим
обычаям под страхом жестокого наказания, многие последователи
Мухаммеда, попадая в Европу или Америку, вовсе не считают
нужным соблюдать местные традиции: вместо этого они требуют
признать за ними право жить по привычным для них законам.
Можно было бы задуматься о специфичности ислама, для
приверженцев которого клятва, данная "неверному",
не имеет силы, а обмануть "неверного" — вовсе
не грех, а вполне дозволенный поступок…
Но суть проблемы не только в этом. Ключевой вопрос звучит
так: должны ли те, кто не принадлежит к определенной религиозной
конфессии, признавать святость и "неприкасаемость"
ее догматов и символов? Должны ли они соблюдать запрет
на свободное высказывание своего мнения, пусть даже весьма
критичного в отношении соответствующей религии? Где заканчивается
свобода высказывать это мнение и начинается оскорбление
чужих религиозных чувств? Кто определяет, что эти чувства
оскорблены, и насколько? Как быть с чувствами атеистов,
которые, может быть, считают оскорбительным распространение
вокруг себя традиций любой религии?
Что является оскорблением?
В современном мире, как известно, множество верований
и верующих. У каждого из них свои святыни, свои пророки,
свои символы веры, свои религиозные чувства. И свои понятия
о том, что именно является оскорбительным для этих чувств.
Для одних это изображение Мухаммеда без должного к нему
почтения. Для других — выложенный черной икрой профиль
богоматери, помещенный в окладе иконы. Для третьих — книга,
автор которой предполагает, что у Иисуса Христа и Марии
Магдалины были дети, внуки и правнуки. Для четвертых —
фильм, "неправильно" отражающий описанные в
Новом завете события. Для пятых — машина, проезжающая
по их кварталу в субботу…
В принципе, можно все это строго-настрого запретить,
дабы никто не смел покуситься на святое. Но если завтра
те, кто считает корову священным животным, потребуют,
чтобы весь мир, оберегая их чувства, отказался от бифштексов?
А те, кто считают своим богом плавающего в реке крокодила,
— чтобы не смели изготавливать "дипломаты"?
Если послезавтра оскорбительным для религиозных чувств
мусульман будет объявлено то, что где-то в мире женщины
не носят хиджабы? А оскорблением религиозных чувств ортодоксальных
евреев — что где-то в мире едят свинину?
Конечно, это называется "доведением до абсурда".
Но именно такой прием традиционно применяется для того,
чтобы доказать: выбранный путь ведет в тупик.
Не так давно (в исторических масштабах, конечно) были
нормой жесточайшие наказания не только за высказывания,
оскорбительные для христианского учения, но всего лишь
за сомнения в его истинности. Сегодня же предложение о
сожжении кого-то на костре за отрицание христианских догматов
может быть расценено лишь как неудачная шутка. А когда
появились знаменитые рисунки Жана Эффеля, весьма вольно
трактующие Писание, никому в голову не приходило обвинять
художника в оскорблении чьих-то религиозных чувств. Правда,
рисунки из "Сотворения мира" были очень добрыми
— но даже если сегодня кто-то нарисует злые карикатуры
на Иисуса и апостолов, никто не усомнится в его праве
на такое выражение собственного мнения. И если эти карикатуры
появятся в иранской газете, христиане Европы уж точно
не отправятся громить посольства…
Можно пойти дальше и задать совсем уж "крамольный"
вопрос: а почему именно религиозные убеждения должны быть
"неприкосновенными"? А все прочие — религиозными
не являющиеся, но столь же важные для тех, кто их придерживается?
Кто-то верит в Христа, кто-то — в Аллаха, кто-то — в
Яхве, а кто-то — в неизбежное наступление коммунизма или
всемирное торжество чучхэ. Для кого-то объектом преклонения
являются Петр и Павел, для кого-то — Мухаммед и халиф
Омар, для кого-то — Маркс и Энгельс, а для кого-то — Путин
или Туркменбаши. Означает ли это, что и здесь должна быть
зона, закрытая для обсуждения и критики? Почему опровергать
или высмеивать христианские или мусульманские догматы
нельзя, а коммунистические догматы можно? Почему нельзя
изобразить в смешном (или даже обидном) виде Мухаммеда,
но можно в таком же виде изобразить Ленина?
Высмеивать можно
Представляется, что избежать неразрешимых противоречий
можно лишь одним путем. А именно: признать, что люди,
придерживающиеся тех или иных религиозных убеждений, должны
быть защищены лишь в одном: все прочие обязаны признавать
их право свободно и беспрепятственно исповедовать выбранную
ими веру и следовать всем ее предписаниям (если, конечно,
они не расходятся с установленными в обществе законами).
Но и только.
Каждый из верующих должен знать, что сакральная для него
область не обязана являться столь же сакральной для остальных.
Что никому не возбраняется свободно обсуждать, критиковать
и даже высмеивать священные для него понятия. Запретить
это делать (а тем паче — наказать за "оскорбление")
верующий не вправе. Но в то же время сам он обладает ровно
той же свободой высказывания своего мнения.
Конечно, и здесь должны быть установлены определенные
границы. Собственно, они уже установлены — в законодательстве
многих стран и в международных пактах. Нельзя призывать
к ограничению прав людей в зависимости от их вероисповедания.
Нельзя призывать к преследованиям по религиозному признаку.
Нельзя разжигать межрелигиозную рознь и вражду. Но точно
так же нельзя допустить "расширительного" толкования
принципа свободы вероисповедания, давая верующим любой
конфессии право требовать от других соблюдения "чужого
устава в своем монастыре" и, по сути, навязывать
им свои правила поведения.
И уж совсем нельзя спокойно смотреть, как на "оскорбление
религиозных чувств" отвечают погромами. Это относится
ко всем религиям: чем, собственно, печально известная
история с разгромленной выставкой "Осторожно, религия!"
отличается от разгрома датских посольств в Сирии или Ливане?
Разве только масштабами.
Да, мир постепенно вырабатывает определенные (в том числе
и добровольные) ограничения свободы высказываний. Так,
давно уже не принято смеяться над людьми с серьезными
физическими недостатками. При том, что всего столетие
назад их показывали на выставках, чтобы зрители могли
вдоволь посмеяться. В подавляющем большинстве стран Европы
и Америки никто, за редким исключением, не позволяет себе
публично отрицать факт Холокоста. Причем не потому, что
этого требует закон (подобное имеет место только в Германии),
а потому, что это считается категорически неприличным
и может привести к полной потере репутации. Но если кто-то
решит напечатать в газете карикатуру на Иисуса или Моисея,
ответом может быть лишь то, что его газету перестанут
покупать верующие христиане или иудеи…
В конце концов, каждому дана свобода. Кто-то нарисовал
карикатуры на вашего пророка? Не смотрите их. Кто-то демонстрирует
злую пародию на православные символы? Не ходите на эту
выставку. Кто-то написал книгу, в корне противоречащую
христианским канонам? Не читайте эту книгу.
"Подвергай сомнению!" — призвал когда-то один
из самых выдающихся мыслителей в истории человечества.
Этот принцип стал одним из главных в развитии человеческой
цивилизации. Характерно, что его сформулировал человек,
которого за свободомыслие и нежелание подчиняться канонам
отвергла и прокляла собственная религиозная община: Барух
(он же — Бенедикт) Спиноза.