[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Страх не светит и не греет
Или почему до сих пор не работает в полную силу закон о СРП
"Российская газета", 16 февраля 2006 года   
В январе 2006 года исполнилось 10 лет с момента вступления в силу закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Об итогах и перспективах реализации закона корреспондент «Российской газеты» беседует с доктором экономических наук, директором департамента СРП Минэнерго в 1998-2001 годах Ириком Амировым.

Российская газета: Скажите, каковы же сегодня итоги реализации закона?

Ирик Амиров: На первый взгляд общий прогресс очевиден. Успешно реализуются три крупных соглашения в нефтегазовой сфере - Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинский проект. Это порядка трети прямых иностранных инвестиций в экономику страны. И сегодня реализуются значимые проекты на континентальном шельфе России, первый в России и один из крупнейших в мире завод по сжижению газа, формируется вся производственная и транспортная инфраструктура на Сахалине.

Теперь, когда построены дороги, мосты, модернизированы порт и аэропорт, развитие лесной и рыбной отраслей промышленности, зон рекреации и туризма на острове становится дешевле, «подъемней» с точки зрения инвестиций.

Но парадокс в том, что закон лишь «узаконил» уже подписанные к тому времени три соглашения, дал им возможность развиваться с меньшими бюрократическими препонами. Соглашений же, подписанных на основании принятого закона, нет ни одного! Под левыми псевдо-патриотическими лозунгами защиты государственных интересов, интересов отечественных производителей и т.п. был закупорен канал привлечения инвестиций.

В результате, для экономики страны были безвозвратно потеряны десятки миллиардов долларов. Если бы страна не потеряла 10 лет в бесплодных спорах, - можно или нет запускать проекты на условиях СРП, сегодня у нас была бы куда более развитая сырьевая база, у правительства были бы эффективные рыночные механизмы противодействия скачкам цен на бензин и т.п.

Российская газета: И все-таки, какое количество инвестиций привлечено в экономику России благодаря реализации этого закона?

Ирик Амиров: На 1 января 2006 года общий объем инвестиций превысил $16 млрд. За прошедшие 10 лет существенно выросла квалификация высшего и среднего звена управляющих и экспертов со стороны государства, что позволило преодолевать многочисленные трудности в ходе реализации соглашений.

России предстоит определиться со своей ролью в рамках концепции энергетической безопасности. Нашей стране предстоит занять одно из ведущих мест в обеспечении стабильности этой системы. Без привлечения большого числа крупных инвесторов в разработку наших природных ресурсов не удастся достойно противостоять новым вызовам со стороны глобальной системы. Чтобы нас не задушили демографические, экологические и иные проблемы нужно быстро и решительно выйти на новый уровень, в том числе привлекая финансовые и технические средства извне.

Российская газета: Каковы рычаги государственного контроля над соблюдением условий соглашений, особенно со стороны иностранных инвесторов?

Ирик Амиров: Те же, что для действующего режима плюс несколько дополнительных. Государство, как собственник российских недр, входит в управляющие комитеты (это своего рода «советы директоров»), т.е. имеет доступ к внутренней информации и возможность влиять на принятие решений, которые предполагают достижения консенсуса между государством и инвестором.

Разговоры о каких-то завышенных издержках, характерных для проектов на условиях СРП, при ближайшем рассмотрении оказываются голым политиканством. Проекты реализуются в сложных климатических и сейсмически опасных зонах. Поэтому они подчас требуют таких инженерных и финансовых решений, которые не нужны в других проектах. Схема СРП как раз и позволяет учесть все особенности проектов.

Российская газета: Каким образом учитываются интересы национальных компаний-подрядчиков и поставщиков при реализации проектов на основе СРП?

Ирик Амиров: В печати часто утверждают, что эти проекты не дотягивают до 70% использования отечественного оборудования. Тем не менее, это порядка 8 млрд. долл. заказов. Проекты потянули за собой машиностроительные, металлургические и др. предприятия, которые получили подряды, а их работники стали получать хорошую и регулярную зарплату. В ходе реализации сахалинских СРП число предприятий, созданных с использованием иностранных инвестиций и занесенных в государственный реестр, уже достигло 106. Было бы больше проектов на условиях СРП - и подрядов было бы еще больше.

Российская газета: Часто приходится слышать, что СРП - удел стран третьего мира, обоснованно ли это?

Ирик Амиров: Эти поверхностные рассуждения используются для манипулирования общественным мнением. Концессионная система существует как в развивающихся, так и в развитых странах. К числу таких стран относятся Великобритания, Норвегия, Таиланд, США, Австралия и др. Если лицензия выдается в Англии, а концессионное соглашение заключается во Франции, то какая из этих стран «более цивилизованная»?

Попытки на уровне терминов объявить тот или иной правовой и налоговый режим уделом развитой страны или страны третьего мира - это инструмент для политиков-маргиналов. В разных странах - самые разные модели регулирования недропользования. Китай и Индия, которых прочат в мировые лидеры, широко применяют именно режим СРП и не комплексуют, что его использует еще кто-то.

Российская газета: Есть ли удачные примеры реализации СРП в экономически развитых странах?

Ирик Амиров: Арендная модель, принятая в США, предполагает практически те же платежи, что и при СРП: бонус, роялти, ренталз, налог на прибыль. При СРП есть еще прибыльная доля государства вместо некоторых налогов. Но один «лишний» налог никак не компрометирует режим СРП. Словом, вместо рассуждений о том, что лучше - лицензии, концессии, или СРП, - лучше подумать, как сделать любую из этих моделей приемлемой для инвестора и учитывающей интересы государства.

В России до сих пор не принят новый закон «О недрах», не осуществлена дифференциация налога на добычу (НДПИ), не исправлены недостатки законодательства о СРП. Решение этих вопросов больше не тормозится политическим противостоянием в Госдуме. Будем надеяться, что Правительство РФ проявит политическую волю, не дожидаясь черной полосы снижения мировых цен на нефть.

"Российская газета", 16 февраля 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

"Российская газета"

 
 
Законодательство по СРП 

 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]