В январе
2006 года исполнилось 10 лет с момента вступления в силу
закона «О соглашениях о разделе продукции» (СРП). Об итогах
и перспективах реализации закона корреспондент «Российской
газеты» беседует с доктором экономических наук, директором
департамента СРП Минэнерго в 1998-2001 годах Ириком Амировым.
Российская газета: Скажите, каковы же сегодня
итоги реализации закона?
Ирик Амиров: На первый взгляд общий прогресс
очевиден. Успешно реализуются три крупных соглашения в
нефтегазовой сфере - Сахалин-1, Сахалин-2 и Харьягинский
проект. Это порядка трети прямых иностранных инвестиций
в экономику страны. И сегодня реализуются значимые проекты
на континентальном шельфе России, первый в России и один
из крупнейших в мире завод по сжижению газа, формируется
вся производственная и транспортная инфраструктура на
Сахалине.
Теперь, когда построены дороги, мосты, модернизированы
порт и аэропорт, развитие лесной и рыбной отраслей промышленности,
зон рекреации и туризма на острове становится дешевле,
«подъемней» с точки зрения инвестиций.
Но парадокс в том, что закон лишь «узаконил» уже подписанные
к тому времени три соглашения, дал им возможность развиваться
с меньшими бюрократическими препонами. Соглашений же,
подписанных на основании принятого закона, нет ни одного!
Под левыми псевдо-патриотическими лозунгами защиты государственных
интересов, интересов отечественных производителей и т.п.
был закупорен канал привлечения инвестиций.
В результате, для экономики страны были безвозвратно
потеряны десятки миллиардов долларов. Если бы страна не
потеряла 10 лет в бесплодных спорах, - можно или нет запускать
проекты на условиях СРП, сегодня у нас была бы куда более
развитая сырьевая база, у правительства были бы эффективные
рыночные механизмы противодействия скачкам цен на бензин
и т.п.
Российская газета: И все-таки, какое количество
инвестиций привлечено в экономику России благодаря реализации
этого закона?
Ирик Амиров: На 1 января 2006 года общий объем
инвестиций превысил $16 млрд. За прошедшие 10 лет существенно
выросла квалификация высшего и среднего звена управляющих
и экспертов со стороны государства, что позволило преодолевать
многочисленные трудности в ходе реализации соглашений.
России предстоит определиться со своей ролью в рамках
концепции энергетической безопасности. Нашей стране предстоит
занять одно из ведущих мест в обеспечении стабильности
этой системы. Без привлечения большого числа крупных инвесторов
в разработку наших природных ресурсов не удастся достойно
противостоять новым вызовам со стороны глобальной системы.
Чтобы нас не задушили демографические, экологические и
иные проблемы нужно быстро и решительно выйти на новый
уровень, в том числе привлекая финансовые и технические
средства извне.
Российская газета: Каковы рычаги государственного
контроля над соблюдением условий соглашений, особенно
со стороны иностранных инвесторов?
Ирик Амиров: Те же, что для действующего режима
плюс несколько дополнительных. Государство, как собственник
российских недр, входит в управляющие комитеты (это своего
рода «советы директоров»), т.е. имеет доступ к внутренней
информации и возможность влиять на принятие решений, которые
предполагают достижения консенсуса между государством
и инвестором.
Разговоры о каких-то завышенных издержках, характерных
для проектов на условиях СРП, при ближайшем рассмотрении
оказываются голым политиканством. Проекты реализуются
в сложных климатических и сейсмически опасных зонах. Поэтому
они подчас требуют таких инженерных и финансовых решений,
которые не нужны в других проектах. Схема СРП как раз
и позволяет учесть все особенности проектов.
Российская газета: Каким образом учитываются интересы
национальных компаний-подрядчиков и поставщиков при реализации
проектов на основе СРП?
Ирик Амиров: В печати часто утверждают, что эти проекты не
дотягивают до 70% использования отечественного оборудования.
Тем не менее, это порядка 8 млрд. долл. заказов. Проекты
потянули за собой машиностроительные, металлургические
и др. предприятия, которые получили подряды, а их работники
стали получать хорошую и регулярную зарплату. В ходе реализации
сахалинских СРП число предприятий, созданных с использованием
иностранных инвестиций и занесенных в государственный
реестр, уже достигло 106. Было бы больше проектов на условиях
СРП - и подрядов было бы еще больше.
Российская газета: Часто приходится слышать, что
СРП - удел стран третьего мира, обоснованно ли это?
Ирик Амиров: Эти поверхностные рассуждения используются
для манипулирования общественным мнением. Концессионная
система существует как в развивающихся, так и в развитых
странах. К числу таких стран относятся Великобритания,
Норвегия, Таиланд, США, Австралия и др. Если лицензия
выдается в Англии, а концессионное соглашение заключается
во Франции, то какая из этих стран «более цивилизованная»?
Попытки на уровне терминов объявить тот или иной правовой
и налоговый режим уделом развитой страны или страны третьего
мира - это инструмент для политиков-маргиналов. В разных
странах - самые разные модели регулирования недропользования.
Китай и Индия, которых прочат в мировые лидеры, широко
применяют именно режим СРП и не комплексуют, что его использует
еще кто-то.
Российская газета: Есть ли удачные примеры реализации
СРП в экономически развитых странах?
Ирик Амиров: Арендная модель, принятая в США, предполагает
практически те же платежи, что и при СРП: бонус, роялти,
ренталз, налог на прибыль. При СРП есть еще прибыльная
доля государства вместо некоторых налогов. Но один «лишний»
налог никак не компрометирует режим СРП. Словом, вместо
рассуждений о том, что лучше - лицензии, концессии, или
СРП, - лучше подумать, как сделать любую из этих моделей
приемлемой для инвестора и учитывающей интересы государства.
В России до сих пор не принят новый закон «О недрах»,
не осуществлена дифференциация налога на добычу (НДПИ),
не исправлены недостатки законодательства о СРП. Решение
этих вопросов больше не тормозится политическим противостоянием
в Госдуме. Будем надеяться, что Правительство РФ проявит
политическую волю, не дожидаясь черной полосы снижения
мировых цен на нефть.