[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Намыв по вертикали
Сталкиваясь с трудными вопросами, родоначальники проекта века прячут голову в песок
"Новая газета - Санкт-Петербург", 16 февраля 2006 года   
Концепцию развития территории западной части Васильевского острова (иначе говоря, концепцию намыва) городское правительство одобрило еще в конце июня. Однако в базах данных, где содержатся принятые органами городской власти решения, нет никаких следов этого важнейшего, с точки зрения жителей Васильевского, документа. И все же получить в руки эту концепцию удалось – при помощи депутатов городского парламента, направивших запрос вице-губернатору Юрию Молчанову. Что же выяснилось?

Указанную концепцию разрабатывал РосНИПИ урбанистики, который счел основной целью проекта «формирование в центральной приморской части Санкт-Петербурга среды высокого градостроительного и архитектурно-художественного качества, обеспечивающей потребности города в современном жилье, центрах деловой и социально-культурной активности и создающей условия для морского туризма». Правда, авторы концепции старательно обходят стороной вопрос о том, почему же эту высококачественную среду можно создать исключительно путем предварительного намыва 450 гектаров, а не там, где эти гектары тысячелетия назад намыла сама природа?

Авторы утверждают, что «расширение города за счет намывных территорий – традиционный и апробированный для Петербурга способ», но соответствующие «традиции» опираются исключительно на намыв территорий на западе того же Васильевского в 1970-е годы, при этом намывать надо было там, где глубины не превышали 70 сантиметров. Сейчас же речь идет о глубинах в 8–9 метров, поскольку именно на месте запланированного намыва находятся огромные карьеры, из которых брали грунт сорок лет назад...

Нарисованный авторами концепции будущий «современный и удобный район» должен будет состоять из двух: Северного и Южного. Северный район – зона малоэтажной (3–4 этажа) застройки «повышенной комфортности», где «роскошь и престиж будут сочетаться с уютом традиционного образа жизни». Южный район – многоэтажная (до 30 этажей) застройка – будет композиционно связан с морским пассажирским (точнее, как теперь становится ясно, торговым) портом и еще не существующей станцией метро. На образование территории отведены 2005–2009 годы, на застройку – 2008–2015-й. В общем, как минимум десять лет «большой стройки».

Сам порт займет 67 гектаров из 450 «намываемых», 50 гектаров – зона прохождения Западного скоростного диаметра, 40 гектаров отводится под зеленые насаждения, 148 гектаров – под жилую застройку, 56 гектаров – под общественно-деловую зону. Остальное – улицы, дороги, проезды и даже каналы, которые планируется создать в Северном районе. Планируется построить 1,154 млн кв. метров жилья для 26,9 тысячи человек и 758 млн кв. метров общественной застройки для 37,8 тысячи человек персонала.

Ну а далее прямо написано, что «строительство новых жилых районов повлечет за собой необходимость в обеспечении жителей этих районов учреждениями обслуживания, такие как школы, детские сады, поликлиники и другие организации сферы обслуживания». Но кто же это будет строить – и кто за это будет платить? На этот вопрос в концепции не отвечают, указывая лишь, что «проектирование социальной инфраструктуры будет производиться в соответствии с действующими нормативами». Ответ, впрочем, очевиден – платить будет бюджет города, то есть все его жители.

Отдельный вопрос – метро. По оценкам авторов концепции, дополнительная нагрузка на станцию «Приморская», образованная населением новых жилых зон, составит 2,5 тысячи человек в час. После чего, как легко может оценить каждый, кто пользуется указанной станцией, она просто захлебнется. В связи с этим авторы считают необходимым «откорректировать программу развития Петербургского метрополитена», которая в данный момент предусматривает продление Правобережной линии от «Сенной площади» в сторону Гавани лишь после 2015 года, и включить в план строительство станций «Косая линия», «Шкиперская» и «Галерная гавань» уже на 2011–2015 годы. Правда, метрополитен – это федеральный объект, а строительство трех новых станций метро потребует не один десяток миллиардов рублей. Но кто обращает внимание на такие мелочи, когда речь идет о том, чтобы, как говорится в концепции, «превратить Петербург в постиндустриальный мегаполис европейского масштаба»?

Еще один вопрос – будущие инженерные нагрузки нового района, ведь, как признают авторы концепции, на Васильевском острове «отсутствуют резервы тепловых и электрических мощностей». И если в Северном районе малоэтажной застройки предполагается «индивидуальное теплоснабжение от крышных котельных и поквартирных генераторов», то для решения этой проблемы в Южном районе предлагается либо построить новую теплоэлектрическую станцию (ТЭС) на газовом топливе в юго-западной части острова, либо реконструировать существующую ТЭЦ-7. При этом «дополнительная мощность», которую надо обеспечить, в 2,3 раза превышает существующую мощность этой ТЭЦ. Кто за это будет платить? Скорее всего – так же, как и в случае с социальной инфраструктурой – город, а не «стратегические инвесторы», которых интересует лишь прибыль от продажи будущего жилья. Он же заплатит за водоснабжение «новой земли», за строительство АТС на 20 тысяч номеров и так далее.

Непосредственно намыв авторы концепции планируют завершить за пять лет. Песок при этом собираются доставлять по «наплавным пульпопроводам» из карьеров Лахтинской отмели и западнее Канонерского острова. Правда, тут же отмечается «мелкая деталь»: запасов в этих карьерах недостаточно. И потому «встает вопрос о доставке песков Ломоносовской отмели». Но вот незадача: «удаленность этого карьера до образуемой территории (29 км) слишком велика для прокладки пульпопровода», и, кроме того, «серьезные проблемы создает пересечение Морского канала». И еще, как признают авторы, «эксплуатация пульпопроводов в условиях Невской губы осложняется значительными ветровыми воздействиями и большой амплитудой изменения уровней воды при сгонно-нагонных явлениях». Возможны также «затопление намываемой территории и залповый вынос загрязняющих веществ в Невскую губу». О том, как решать эти проблемы, авторы скромно умалчивают.

Как указано в концепции, при ее разработке за основу взят оптимистический прогноз социально-экономического развития Петербурга и России. Проще говоря, авторы полагают, что в стране и городе все будет хорошо. Инфляция снизится до 5–7%, реальный курс рубля будет расти на 3–5% в год, сохранятся низкие внутренние цены на газ и электроэнергию, будет проведены налоговая и земельная реформы, а также реформа ЖКХ, будут открыты «новые перспективные транзитно-транспортные коридоры через территорию России», Петербург будут посещать по шесть миллионов туристов в год, а объемы инвестиций возрастут «за счет роста федеральной составляющей». Что ж, блажен, кто верует. А что если события развернутся не столь благоприятно?

И последнее. Обосновывая необходимость жилой застройки на «новой земле», авторы концепции абсолютно справедливо отмечают, что «жилье в прибрежных районах с видом на воду всегда пользуется особым спросом».

О тех, кто сейчас живет «с видом на воду» (немало заплатив за это в условиях «особого спроса»), но лишится этой возможности после создания «новой земли», авторы не беспокоятся.

А если через тридцать лет еще у кого-то возникнет мысль создать еще одну «новую землю», еще «мористее»?

"Новая газета - Санкт-Петербург", 16 февраля 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи
 Борис Вишневский
Градостроительство и землепользование 
 


info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]