Концепцию
развития территории западной части Васильевского острова
(иначе говоря, концепцию намыва) городское правительство
одобрило еще в конце июня. Однако в базах данных, где содержатся
принятые органами городской власти решения, нет никаких
следов этого важнейшего, с точки зрения жителей Васильевского,
документа. И все же получить в руки эту концепцию удалось
– при помощи депутатов городского парламента, направивших
запрос вице-губернатору Юрию Молчанову. Что же выяснилось?
Указанную концепцию разрабатывал РосНИПИ урбанистики,
который счел основной целью проекта «формирование в центральной
приморской части Санкт-Петербурга среды высокого градостроительного
и архитектурно-художественного качества, обеспечивающей
потребности города в современном жилье, центрах деловой
и социально-культурной активности и создающей условия
для морского туризма». Правда, авторы концепции старательно
обходят стороной вопрос о том, почему же эту высококачественную
среду можно создать исключительно путем предварительного
намыва 450 гектаров, а не там, где эти гектары тысячелетия
назад намыла сама природа?
Авторы утверждают, что «расширение города за счет намывных
территорий – традиционный и апробированный для Петербурга
способ», но соответствующие «традиции» опираются исключительно
на намыв территорий на западе того же Васильевского в
1970-е годы, при этом намывать надо было там, где глубины
не превышали 70 сантиметров. Сейчас же речь идет о глубинах
в 8–9 метров, поскольку именно на месте запланированного
намыва находятся огромные карьеры, из которых брали грунт
сорок лет назад...
Нарисованный авторами концепции будущий «современный
и удобный район» должен будет состоять из двух: Северного
и Южного. Северный район – зона малоэтажной (3–4 этажа)
застройки «повышенной комфортности», где «роскошь и престиж
будут сочетаться с уютом традиционного образа жизни».
Южный район – многоэтажная (до 30 этажей) застройка –
будет композиционно связан с морским пассажирским (точнее,
как теперь становится ясно, торговым) портом и еще не
существующей станцией метро. На образование территории
отведены 2005–2009 годы, на застройку – 2008–2015-й. В
общем, как минимум десять лет «большой стройки».
Сам порт займет 67 гектаров из 450 «намываемых», 50 гектаров
– зона прохождения Западного скоростного диаметра, 40
гектаров отводится под зеленые насаждения, 148 гектаров
– под жилую застройку, 56 гектаров – под общественно-деловую
зону. Остальное – улицы, дороги, проезды и даже каналы,
которые планируется создать в Северном районе. Планируется
построить 1,154 млн кв. метров жилья для 26,9 тысячи человек
и 758 млн кв. метров общественной застройки для 37,8 тысячи
человек персонала.
Ну а далее прямо написано, что «строительство новых жилых
районов повлечет за собой необходимость в обеспечении
жителей этих районов учреждениями обслуживания, такие
как школы, детские сады, поликлиники и другие организации
сферы обслуживания». Но кто же это будет строить – и кто
за это будет платить? На этот вопрос в концепции не отвечают,
указывая лишь, что «проектирование социальной инфраструктуры
будет производиться в соответствии с действующими нормативами».
Ответ, впрочем, очевиден – платить будет бюджет города,
то есть все его жители.
Отдельный вопрос – метро. По оценкам авторов концепции,
дополнительная нагрузка на станцию «Приморская», образованная
населением новых жилых зон, составит 2,5 тысячи человек
в час. После чего, как легко может оценить каждый, кто
пользуется указанной станцией, она просто захлебнется.
В связи с этим авторы считают необходимым «откорректировать
программу развития Петербургского метрополитена», которая
в данный момент предусматривает продление Правобережной
линии от «Сенной площади» в сторону Гавани лишь после
2015 года, и включить в план строительство станций «Косая
линия», «Шкиперская» и «Галерная гавань» уже на 2011–2015
годы. Правда, метрополитен – это федеральный объект, а
строительство трех новых станций метро потребует не один
десяток миллиардов рублей. Но кто обращает внимание на
такие мелочи, когда речь идет о том, чтобы, как говорится
в концепции, «превратить Петербург в постиндустриальный
мегаполис европейского масштаба»?
Еще один вопрос – будущие инженерные нагрузки нового
района, ведь, как признают авторы концепции, на Васильевском
острове «отсутствуют резервы тепловых и электрических
мощностей». И если в Северном районе малоэтажной застройки
предполагается «индивидуальное теплоснабжение от крышных
котельных и поквартирных генераторов», то для решения
этой проблемы в Южном районе предлагается либо построить
новую теплоэлектрическую станцию (ТЭС) на газовом топливе
в юго-западной части острова, либо реконструировать существующую
ТЭЦ-7. При этом «дополнительная мощность», которую надо
обеспечить, в 2,3 раза превышает существующую мощность
этой ТЭЦ. Кто за это будет платить? Скорее всего – так
же, как и в случае с социальной инфраструктурой – город,
а не «стратегические инвесторы», которых интересует лишь
прибыль от продажи будущего жилья. Он же заплатит за водоснабжение
«новой земли», за строительство АТС на 20 тысяч номеров
и так далее.
Непосредственно намыв авторы концепции планируют завершить
за пять лет. Песок при этом собираются доставлять по «наплавным
пульпопроводам» из карьеров Лахтинской отмели и западнее
Канонерского острова. Правда, тут же отмечается «мелкая
деталь»: запасов в этих карьерах недостаточно. И потому
«встает вопрос о доставке песков Ломоносовской отмели».
Но вот незадача: «удаленность этого карьера до образуемой
территории (29 км) слишком велика для прокладки пульпопровода»,
и, кроме того, «серьезные проблемы создает пересечение
Морского канала». И еще, как признают авторы, «эксплуатация
пульпопроводов в условиях Невской губы осложняется значительными
ветровыми воздействиями и большой амплитудой изменения
уровней воды при сгонно-нагонных явлениях». Возможны также
«затопление намываемой территории и залповый вынос загрязняющих
веществ в Невскую губу». О том, как решать эти проблемы,
авторы скромно умалчивают.
Как указано в концепции, при ее разработке за основу
взят оптимистический прогноз социально-экономического
развития Петербурга и России. Проще говоря, авторы полагают,
что в стране и городе все будет хорошо. Инфляция снизится
до 5–7%, реальный курс рубля будет расти на 3–5% в год,
сохранятся низкие внутренние цены на газ и электроэнергию,
будет проведены налоговая и земельная реформы, а также
реформа ЖКХ, будут открыты «новые перспективные транзитно-транспортные
коридоры через территорию России», Петербург будут посещать
по шесть миллионов туристов в год, а объемы инвестиций
возрастут «за счет роста федеральной составляющей». Что
ж, блажен, кто верует. А что если события развернутся
не столь благоприятно?
И последнее. Обосновывая необходимость жилой застройки
на «новой земле», авторы концепции абсолютно справедливо
отмечают, что «жилье в прибрежных районах с видом на воду
всегда пользуется особым спросом».
О тех, кто сейчас живет «с видом на воду» (немало заплатив
за это в условиях «особого спроса»), но лишится этой возможности
после создания «новой земли», авторы не беспокоятся.
А если через тридцать лет еще у кого-то возникнет мысль
создать еще одну «новую землю», еще «мористее»?