На
этой неделе имели место два события, между которыми можно
проследитьопределенную связь. Оба произошли в тех регионах
России, где проиживает преимущественно мусульманское население.
И бойкот датских товаров, объявленный владельцами магазинов
в Татарстане, мотивировался солидарностиью с мусульманами,
которые протестуют во многих странах мира против датских
карикатур на пророка Мухаммеда. И незадолго до этого на
той же почве разгорелся конфликт между и.о. премьера Чечни
Рамзаном Кадыровым и благотворительной организацией «Датский
совет по беженцам», которую попросили удалиться из республики.
Можно ли эти события считать отзвуками так называемой войны
карикатур, докатившейся до России? И не существует ли опасности
ее эскалации? С этими вопросами «НГ» обратилась к эксперту
в области внешней политики и к руководителям парламентских
комитетов, от которых эта политика во многом зависит. Кроме
того, возник вопрос: не противоречит ли казанский бойкот
продукции из Дании российскому законодательству, и за разъяснениями
корреспондент «НГ» обратился в Министерство юстиции.
Алексей Арбатов,
руководитель Центра международной безопасности ИМЭМО,
член-корреспондент РАН
Похоже, что «война карикатур» затронула Россию. И это
очень печально. Конечно, исламские настроения у нас проявляются
не так ярко и воинственно, как в Европе. Но теперь даже
у лояльных Кремлю республик и их руководителей появился
повод заявить о своем особом мнении, о своих особых настроениях.
При этом они действуют вроде бы даже в русле официальной
политики. Всем известны противоречия и сложности в отношениях
между Россией и Европейским союзом. Так вот, на волне
этих противоречий ряд лидеров наших регионов стараются
убить одним камнем двух зайцев. С одной стороны, они знают,
что за это им ничего не будет. Согласно известной поговорке,
они выглядят более православными, чем сам Патриарх, и
больше католиками, чем Папа Римский. Они бегут впереди
паровоза. С другой стороны, они дают понять, что и у них
есть соответствующие настроения, свои интересы и некоторые
претензии. Таким образом происходит исламское самоутверждение.
Оно способствует повышению их рейтинга и росту популярности
в их собственном сообществе. В то же время они посылают
российским властям завуалированный сигнал: ни в коем случае
не принимайте сторону Запада в борьбе с исламским миром,
иначе можете получить такие же проблемы у себя дома. Это
опасно. Центру надо быть одновременно и решительным, и
деликатным. Никто не имеет права проводить свою отдельную
внешнюю политику на региональном уровне. Однако обрушиваться
на них всей мощью федеральной власти нельзя. У России
есть возможность учиться на чужих ошибках, уже совершенных
в Западной Европе. Там сначала все распустили, все позволили,
дали мусульманам полную свободу, вплоть до попустительства
радикализму. А в последнее время попытались зажать. И
то, и другое в политике недопустимо.
Михаил Маргелов, председатель комитета Совета Федерации
по международным делам
Я считаю, что в России, где христиане и мусульмане традиционно
вместе проживают, где та и другая религия является традиционной
для страны, а мусульмане являются в большинстве автохтонным
населением, нет никаких сущностных причин для противостояния.
Да, собственно говоря, его и не было никогда, ни в царское
время, ни при советской власти, ни сегодня. Другое дело,
что конфликтная ситуация, сложившаяся в Европе и на Ближнем
Востоке, вызывает эмоциональную реакцию. На таком фоне
можно себя показать в выгодном свете и вообще привлечь
к себе внимание. Понятно, что политики и региональные
лидеры, выражаясь языком МИДа, вовсю профилируются на
этом треке. Ну и бизнесмены, как известно, тоже заинтересованы
в рекламе. Это неудивительно. События громкие, яркие.
Немедленно получают колоссальную огласку, колоссальную
мировую прессу. Другой вопрос, что с точки зрения федеральной
политики мне не кажется, что эмоциональная реакция на
датские товары и на датские организации оправданна. Но
я полагаю, что пошумят немного, а потом все схлынет и
уйдет.
Константин Косачев, председатель комитета Госдумы
по международным делам
Я исхожу из того, что это не решение официальных властей
Татарстана, а личная инициатива отдельных хозяйственников,
и до тех пор, пока это будет в таком режиме, никакой тревоги
не испытываю. Если подобные самовольные действия, не дай
бог, приобретут статус официальной политики, тогда это
будет очень серьезно и надо будет остро реагировать. А
пока, если некие частные предприниматели призывают своих
покупателей к каким-то действиям, это их право. Это не
противоречит российскому законодательству. Разумеется,
это не случайно, что кампанию по бойкоту датских товаров
попытались развернуть именно сейчас. Но я не стал бы привязывать
ее к общемировому противостоянию исламского и христианского
мира. Тот конфликт носит системный характер, это реакция
исламского мира на попытки экспорта демократии, которые
явно активизировались в последнее время. К ситуации в
России все это не имеет никакого отношения.
Ольга Табунова, заместитель директора департамента
экономического законодательства Минюста
Во-первых, Минюст, согласно положению, не дает никаких
разъяснений по применению российского законодательства.
Во-вторых, эта коллизия вообще не относится к нашему ведению.
В России практически не осталось государственной торговли.
Все магазины – или частные лавочки, или акционерные общества.
Что продавать или не продавать – это их право. Государство
может как-то регулировать ценовую и тарифную политику
или осуждать за отдельные действия. Но повлиять или как-то
запретить никак не в состоянии.