Сегодня информационное агентство «Выборы-Инфо»
опубликовало статью председателя Комитета «За гражданские
права» Андрея Бабушкина. Ниже приводится текст статьи
без изменений.
В конце 2005 года Правительство решило, что его больше
не устраивает Закон «Об информации», принятый в 1995 году,
и в приоритетном порядке внесло в Государственную Думу
новый закон под названием «Об информации, информационных
технологиях и защите информации». Разработчиков закона
совсем не смутило то обстоятельство, что при рассмотрении
Правительством вопроса о том, как следует менять законодательство
об информации, было принято решение подготовить новую
редакцию действующего закона, а вовсе не новый закон.
Однако у Правительства и обслуживающей его Государственной
Думы уже давно чешутся руки урезать права граждан на доступ
к информации. Всем ясно, что в 21 веке главный ресурс
любой власти - это информационный ресурс. 16 января 2006
года в малом зале Государственной Думы состоялись Парламентские
слушания по проекту закона. Слушания начались со скандала.
Около входа в зал сотрудниками Федеральной Службы охраны
был изловлен, доставлен в дежурную часть охраны и выдворен
за пределы Государственной Думы видный правозащитник Давид
Горелашвили, сотрудник МЭРТ, который известен не только
как один из основных критиков законопроекта, но был записан
в программе слушаний в качестве выступающего. Причиной
его изгнания стало то, что председатель профильного комитета
Думы по информационной политике В.Я. Комиссаров… отозвал
свою заявку на проход Горелашвили в зал.
Забегая вперед, отмечу, что когда в конце своего выступления
я пытался сообщить присутствующим о данном плевке Думы
в сторону правозащитников, улыбчивый модератор Слушаний
– депутат-единоросс Насташевский С.А., заявил, что я занимаюсь…
«пиаром» и отключил мне микрофон. Каковы же главные опасности,
которые несет в себе новый закон.
В настоящее время, все информационные данные накоплены
и используются в органах власти и местного управления
в качестве информационного ресурса. Понятие информационного
ресурса – ключевое при формировании и использовании баз
данных. Однако из нового закона это понятие исключается,
в связи с чем перечеркивается огромный объем ранее выполненной
работы, разрушается единое информационное пространство
страны. При разработке закона произошла подмена предмета
законодательного регулирования. Хотя название закона претендует
на то, чтобы регулировать деятельность в сфере информационных
технологий, однако о самих информационных технологиях
в нем ничего не говорится.
В то же время, закон мог бы претендовать на то, чтобы
регулировать правоотношения, касающиеся информационного
пространства и защите прав личности и юридических лиц
в сфере информации. Увы, подобная правозащитная направленность
для этого закона не характерна. Основные нормы закона
носят подчеркнуто декларативный характер. Так, не прописаны
обязанности обладателя информации. Говорится лишь о том,
что он обязан соблюдать права и интересы других лиц. Таким
образом, не зафиксирована обязанность создателя информации
стремиться к обеспечению достоверности производимой информации.
Соответственно нет ничего в законе и о защите прав лиц,
пострадавших от недобросовестной информации.
Большую опасность представляет определение общедоступной
информации, как либо общественных сведений, либо информации,
доступ к которой не ограничен ее обладателем ( ч. 1 ст.
8 законопроекта). Казалось бы произвол в данной сфере
исключается частью 2 ст. 9 законопроекта, в котором перечисляется
информация, доступ к которой не может быть ограничен.
Однако в число такой информации не попадают ни решения
суда, ни международные договора. Двусмыслeнна формулировка
о том, что не может быть ограничен доступ к нормативно-правовым
актам, которые устанавливают права, свободы и обязанности
граждан и порядок их реализации. Получается, что если
эти акты регулируют вопросы не реализации, а восстановления
прав граждан, либо реализации прав лиц, не являющихся
гражданами, либо реализации прав юридических лиц (к примеру,
общественных организаций), то доступ к подобным актам
может быть ограничен.
Не согласуется с действующим законодательством норма
части 2 ст. 11 о том, что никто не вправе требовать от
гражданина информации об его происхождении, здоровье,
взглядах. Политических или религиозных убеждений. Как
быть в таком случае с информацией о здоровье водителей
и пилотов, президента и председателя Правительства? Вправе
ли участник судебного процесса получить информацию о взглядах
и убеждениях судьи и присяжных заседателей, если от этих
взглядов и убеждений зависит исход дела? Вправе ли избиратель
требовать от кандидата в депутаты раскрыть свои взгляды
и убеждения Подобными ляпами закон насыщен, как придорожная
канава – сорняками.
Подведем итог. Законопроект направлен на защиту в первую
очередь ведомственных интересов от требований и запросов
гражданского общества, производителей недостоверной информации
– от общественного и государственного контроля, медиамагнатов
и власти – от рядовых граждан. Так как в стране нет ни
одного человека, интересы которого не затрагивал бы данный
закон, выход видится в одном – направлении закона на общенародное
обсуждение и общественную экспертизу.