Вчера Законодательное cобрание изменило свое прежнее решение и внесло малозаметную
поправку в название одного из географических объектов.
Правда, объект этот – из тех, что вызывает яростные споры.
Речь идет о намыве на Васильевском острове и предполагаемом
строительстве там жилых кварталов и морского пассажирского
терминала.
В сентябре 2005 года городской парламент присвоил еще
не существующему терминалу название «Пассажирский порт
Санкт-Петербург», указав, что оно относится к «строящемуся
морскому пассажирскому терминалу на Васильевском острове».
Теперь описание «объекта» расширено и звучит так: «строящийся
морской ТОРГОВЫЙ порт на Васильевском острове (город Санкт-Петербург),
включающий морской пассажирский терминал». Что называется,
две большие разницы.
– Это – чисто редакционные изменения, – уверял коллег
инициатор поправки Игорь Артемьев из фракции «Родина»,
– об этом нас просит Министерство транспорта. Заместитель
министра Аристов прислал в администрацию письмо, где сообщает,
что в старой классификации не предусмотрено название «морской
пассажирский терминал», а есть только «морские торговые
порты». Поэтому нам надо назвать наш объект так, как положено.
На вопрос депутата Алексея Ковалева из «Демократической
фракции» (одного из последовательных противников намыва)
– не означает ли это, что будут строить именно торговый,
а не пассажирский порт и не нарушается ли при этом распоряжение
правительства России от 5 декабря 2005 года, которое перевело
зону будущего намыва из водного фонда в земли поселений
и передало эту территорию в собственность Петербурга,
как написано, «в целях строительства морского пассажирского
терминала» – Артемьев заверил коллег, что об этом речи
нет. Однако есть большие сомнения...
С самого начала обсуждения вопроса о намыве (еще тогда,
когда говорили исключительно о строительстве терминала,
не замахиваясь на жилую застройку) жители Васильевского
острова опасались, что строить в устье Смоленки собираются
именно торговый, то есть – грузовой порт. Со всеми вытекающими
последствиями в виде потока грузов, идущего у них под
окнами.
Именно в этом видели они и одну из главных целей строительства
Западного скоростного диаметра: который в данном случае
будет полезен не столько для вывоза из устья Смоленки
туристов, сколько для вывоза контейнеров. К тому же, как
заявлял еще в прошлом году бывший начальник БМП Виктор
Харченко, пассажирские терминалы плохо окупаются, – и,
чтоб вернуть свои деньги, инвесторам придется совмещать
пассажирский порт с грузовым. Авторы проекта «Большой
намыв» все это неизменно и категорически отрицали, уверяя:
речь идет только о пассажирских перевозках. Столь же неизменно
в исключительно пассажирском характере порта нас уверяли
и при обсуждении и принятии генплана.
Белоснежные лайнеры с туристами, чьи карманы набиты деньгами,
которые они жаждут потратить в Петербурге, – это, конечно,
куда более привлекательная картина, чем контейнеровозы,
разгружающиеся перед «морским фасадом» города. Но если
теперь даже в названии будущего объекта присутствует ключевое
слово «торговый порт» – не означает ли это, что ограничения
сняты? И ничто не помешает администрации и лоббистам намыва
строить грузовой порт?
В справедливости этой гипотезы убеждает и тот факт, что
президент компании «Морской фасад» Шавкат Кары-Ниязов
недавно возглавил Национальную контейнерную компанию.
Которая, уже в силу своего названия (а также – известного
профиля работы), занимается строительством контейнерных
терминалов и соответствующими перевозками. В частности,
она управляет контейнерным терминалом в Большом порту
Санкт-Петербурга и строит порт в Усть-Луге. А учредителями
«Морского фасада» являются структуры, входящие в группу
компаний First Quantum, которая прочно связана именно
с контейнерными перевозками.
Наконец, обосновывая свой проект, депутат Артемьев ссылался
на пункт 2 статьи 7 Федерального закона «О наименованиях
географических объектов». Что же там написано? А вот что:
«Наименование, присваиваемое географическому объекту,
должно отражать наиболее характерные признаки местности,
в которой расположен этот объект». Вот оно теперь и отражает
«наиболее характерные признаки», указывая, что порт –
торговый. А пассажирский терминал – это так, в качестве
приложения.