В подписанной на минувшей неделе премьером Михаилом Фрадковым
программе экономического развития страны на среднесрочную
перспективу (2006 - 2008 годы) говорится о том, что в
ближайшие годы НДС будет снижен с 18 до 13 процентов.
Когда именно это произойдет, не уточняется: по словам
премьера, "конкретные возможности будут связаны с
наличием необходимых и достаточных условий".
В общем, ясности с величиной НДС даже подписанный документ
не добавил. Видимо, 13 не случайно считается несчастливым
числом. Во всяком случае, локальная проблема изменения
конкретного налога на то или иное количество пунктов вызвала
многомесячную публичную перепалку между премьером и его
подчиненными - министром финансов Алексеем Кудриным и
министром экономического развития Германом Грефом.
Спорить о снижении НДС в Белом доме начали больше года
назад. Премьер предложил уменьшить ставку до 13%, заявив,
что это оживит экономику и выведет ее немалую часть из
тени. Кудрин и Греф встали насмерть, заявив, что потери
бюджета будут слишком велики. Ведь за каждым процентом
налога стоят миллиарды, текущие в казну. Однако затем
о необходимости снижения НДС заявил уже Владимир Путин,
и осенью премьер поручил включить этот пункт в готовящуюся
среднесрочную программу. Министры продолжали настаивать
на своем, соглашаясь лишь на 15-процентную ставку, и то
с 2009 года.
В конце января 2006 года Кудрин и Греф улетели - один
в Париж, другой в Давос - и там узнали, что в последний
момент Фрадков все-таки вставил в подписанную им программу
пункт о снижении НДС до 13%, хотя и в уклончивой формулировке.
Министры возмутились и заявили, что в этом случае налог
"через пару лет придется снова повышать". В
ответ возмутился уже премьер, давший понять, что его подчиненные
должны выполнять его поручения, а не объяснять, почему
эти поручения неправильные.
Все с интересом ждали, как на этот "бунт на корабле"
отреагирует президент, чьими фаворитами считаются Кудрин
и Греф, а вовсе не Фрадков. Путин предпочел взять паузу
и заявил: "Не считаю, что в этом споре окончательно
поставлена точка, - налоги будут снижаться, вопрос в том,
когда, какими темпами и какие из них стоит снижать".
Повод для дискуссии, бесспорно, есть: у обоих вариантов
есть плюсы и минусы. Снижение налога до 13% лишит бюджет
2006 года примерно 300 млрд. рублей, снижение до 15% обойдется
в 180 млрд. С одной стороны, снижение НДС должно легализовать
часть теневого сектора и дать бюджету дополнительные доходы.
С другой - именно этим Кудрин и Греф два года назад обосновывали
снижение единого социального налога. И чем дело кончилось?
Налог снизили, а поступления не возросли, следствием чего
стали трудности с наполнением бюджета Пенсионного фонда.
Впрочем, как представляется, экономика здесь - лишь декорация,
на фоне которой разворачивается политический спектакль
"Кто в доме хозяин". Понятно, что ни Кудрин,
ни Греф в глубине души никогда не считали себя подчиненными
Фрадкова, чьи поручения они обязаны выполнять. Понятно,
что и тот, и другой ведут себя не столько как сегодняшние
министры, сколько как завтрашние премьеры. Понятно, что
близость к президенту заставляет их искренне возмущаться
любыми попытками Фрадкова напомнить им о субординации.
Понятно, что публичные отказы членов правительства выполнять
решения, подписанные премьером, если они им не нравятся,
не могут считаться нормальными.
На этом фоне странно выглядят и заявления по налоговой
проблеме президента, из которых следует, что решения правительства
мало что значат, поскольку "точка в споре еще не
поставлена". Ведь этим он убедительно доказывает,
что правительство является не более чем дискуссионным
клубом по социально-экономическим проблемам. Решения же
принимаются совсем в другом месте. Похоже, у нас такой
особый путь: дискуссий давно нет в парламенте, зато есть
в правительстве.
Впрочем, может быть, хорошо, что хотя бы там они еще
есть?