Национальные проекты, о которых так много говорилось
в конце прошлого года, реально стартовали в январе. Ответственный
за их реализацию первый вице-премьер Дмитрий Медведев
без устали ездит по городам и весям, осуществляя "запуск"
нацпроектов на местах. Между тем уже на начальном этапе
хорошо просматриваются как сильные, так и слабые стороны
этого, бесспорно, самого масштабного начинания российской
власти.
Планов громадье
Идея национальных проектов была сформулирована в сентябре
на совещании президента с членами правительства, руководством
Федерального собрания и членами президиума Госсовета.
Проектов было определено четыре: здравоохранение, образование,
доступное жилье, развитие сельского хозяйства. По каждому
из них на ближайшие три года объявлены свои планы и даны
свои обещания. В бюджете 2006 года уже расписаны средства:
63 млрд. рублей - на здравоохранение, 31 млрд. - на образование,
22 млрд. - на программу доступного жилья, 19 млрд. - на
развитие агропромышленного комплекса.
Реакция общественности на идею нацпроектов в основном
сводилась к двум диаметрально противоположным позициям.
"Наконец-то власть повернулась лицом к людям: средства
стабилизационного фонда перестанут лежать в заначке, а
будут работать на благо граждан!" - радуются одни.
"Все это - большой пиар, цель которого - обеспечить
к выборам 2008 года благоприятный для Кремля социально-экономический
фон и "раскрутку" путинского преемника",
- полагают другие. Не будем пока делать выбор между этими
гипотезами - время покажет. Лучше приглядимся: что же
планируется реально?
Здравоохранение. Вводятся дополнительные выплаты участковым
врачам и медсестрам - соответственно по 10 и 5 тысяч рублей
в месяц. Для доплат персоналу "Скорой" и фельдшерско-акушерских
пунктов выделено около 5 млрд. рублей. Заменят 25 тысяч
машин "неотложек" и закупят новые машины, построят
15 новых высокотехнологичных медицинских центров в регионах,
а также дооснастят существующие центры.
Образование. Вводятся дополнительные выплаты (по 1000
рублей в месяц) классным руководителям. Ежегодно 10 тысяч
лучших учителей страны будут получать премию по 100 тысяч
рублей. Зарплаты квалифицированных научных работников
к 2008 году возрастут до 30 тысяч рублей. Увеличатся надбавки
за ученые степени: кандидатам наук - до 3 тысяч рублей,
докторам - до 9 тысяч рублей. 30 вузов и 6 тысяч школ
ежегодно будут получать на конкурсной основе денежные
гранты.
Доступное жилье. Должны резко увеличиться объемы ипотечного
кредитования и жилищного строительства. Ежегодное количество
выдаваемых ипотечных кредитов через 4 - 5 лет должно увеличиться
до 1 миллиона, а объемы кредитования населения - до 415
млрд. рублей в год. Доля семей, воспользовавшихся ипотекой,
должна увеличиться с 8 до 30%. Что касается строительства
жилья, то к 2008 - 2010 годам будет введено в строй около
80 млн. квадратных метров.
Сельское хозяйство. К 2008 году будут модернизированы
до 12% животноводческих комплексов и почти на 25% увеличено
производство мяса. Из бюджета выделят 6 млрд. рублей на
субсидирование процентных ставок по кредитам, предоставляемым
крестьянско-фермерским хозяйствам.
В общем, планы обещают небывалое процветание - но с их
составлением у нас еще с советских времен все было хорошо.
Вот с реализацией, мягко говоря, - неважно. Как бы не
получилось так же и на этот раз - между тем ряд тревожных
признаков уже налицо.
Покушение на заначку
Первым по скорости реализации идет проект "Здравоохранение"
- указанные выплаты врачам и медсестрам должны начаться
уже в феврале. Но пока денег еще нет - сейчас в регионах
лихорадочно составляют для Москвы "реестры"
тех, кто имеет право на доплаты. Зато возникли серьезные
опасения, что, вводя доплаты, государство запретит медикам
работу на полторы-две ставки, которая сейчас чрезвычайно
распространена и помогает получать более-менее пристойную
зарплату. Власти почему-то не торопятся опровергнуть эти
слухи.
Кроме того, доплат не получат врачи-специалисты, которые
ничуть не меньше (а порой и больше) нагружены, чем участковые
врачи, и очереди к которым не иссякают. Почти в любом
крупном российском городе сегодня одно и то же: попасть
к специалисту можно, только записавшись за неделю. А можно
и не попасть - если не хватит номерков, которые достаются
лишь тем, кто занимает очередь ранним-ранним утром в день
их выдачи. Надо ли объяснять, что введение доплат может
вызвать "социальное расслоение" среди врачей
и их новый отток из государственной медицины в частную?
Говорят, правда, о грядущем увеличении для "спецов"
тарифов за обслуживание больных, но никаких официальных
решений пока не принято.
Все непросто и с проектом "Образование". Тысяча
рублей в месяц за классное руководство - это, вообще говоря,
капля в море. Один только рост коммунальных платежей,
удорожание общественного транспорта, продуктов и одежды
легко съедает эту добавку. А "базовая" зарплата
учителей сегодня такова, что даже при полной нагрузке
(которая достается не всем) в месяц выходит примерно по
7 тысяч рублей. Вот где - непаханое поле для существенных
доплат, но о них пока ничего не слышно.
Если говорить о науке, то, конечно, для подавляющего
большинства ученых зарплата в 1000 долларов в месяц представляется
чем-то сказочным. Но рост ассигнований на науку в федеральном
бюджете 2006 года весьма невелик, и вице-президент РАН
Геннадий Месяц говорит, что достичь обещанного уровня
благосостояния ученых можно будет лишь в одном случае:
сократив их число на порядок:
Теперь - о "квартирном вопросе", чрезвычайно
важном для многих. Руководитель соответствующей рабочей
группы - министр регионального развития Владимир Яковлев
заявляет, что к 2010 году планируется снизить ставки ипотечных
кредитов (в рублях) с нынешних 14 до 8% годовых и увеличить
сроки выплат. Эти планы, по словам министра, заложены
в федеральной целевой программе "Жилище", которая
буквально на днях одобрена правительством.
Как решать вопрос - в общем, давно известно. Во-первых,
пресечь монополизм на строительном рынке и рынке стройматериалов,
позволяющий вздувать цены на квартиры, а во-вторых - сделать
ипотечные кредиты доступными для граждан. Заметим: о первой
из этих задач ни Владимир Яковлев, ни другие члены совета
по нацпроектам не говорят вообще. Что касается второй
задачи, то в принудительном порядке заставить банки снизить
нынешние "драконовские" ставки нельзя - если
только это не государственный Сбербанк. Но и о его намерениях
снизить ставки неизвестно. Как неизвестно и о намерениях
правительства применить простой способ: выделять гражданам
дешевые ипотечные кредиты прямо из стабилизационного фонда.
Между прочим, это сразу же заставило бы коммерческие банки
снизить процентные ставки.
И еще о проекте "Доступное жилье". В нем, к
сожалению, ни слова не говорится ни о решении проблем
пяти миллионов граждан, которые живут в ветхом и аварийном
жилье, ни об обеспечении жильем 4,5 миллиона семей малоимущих,
стоящих в очереди. Никакая ипотека их не спасет - они
не смогут позволить себе брать кредиты даже по самым низким
ставкам.
Кстати, при всей масштабности средств, выделенных на
национальные проекты, в 2006 году они составляют всего
лишь 6% от размера стабилизационного фонда. Что же у нас
в стране настолько важнее образования, здравоохранения
и обеспечения граждан жильем, что на эти цели отпущено
только 6 процентов от "государственной заначки"?
Досье МН
КОММЕНТАРИЙ
Екатерина ЛАХОВА, председатель Комитета по делам женщин,
семьи и детей Госдумы РФ:
- Впервые глава государства озвучил проблемы, которые
волнуют практически каждого человека и влияют на качество
жизни: здравоохранение, образование, жилье, жизнь села.
И это только начало. Не стоит думать, что за два года
эти проекты пройдут, и все на этом закончится. Думаю,
они будут развиваться: разве можно решить ту же проблему
жилья за два года, когда многие страны решали ее в течение
20 лет?
Сейчас, в самом начале реализации национальных проектов,
самое главное, чтобы средства, которые выделены в бюджете,
дошли до адресатов. Например, по проекту "Здравоохранение":
каждый субъект Федерации знает, что ему выделены средства
на приобретение машин "скорой помощи" и медицинского
оборудования, которое пойдет в детские и взрослые поликлиники.
Это рентгеновские аппараты, эндоскопическое и лабораторное
оборудование, УЗИ-аппараты, электрокардиографы. И уже
начинаются "торги", в какую поликлинику что
направить. Так вот, есть утвержденный перечень, и нужно
знать, что за распределение отвечают местный департамент
здравоохранения и лично губернатор. Чтобы потом не получилось
так, что проект закончился, а поликлиника осталась ни
с чем.
Наша партия "Единая Россия" взяла на себя ответственность
за реализацию национальных проектов, поскольку именно
она в первую очередь голосовала за бюджет, в котором заложены
средства, предназначенные для всех четырех проектов. Сегодня
все региональные отделения нашей партии считают своим
долгом осуществлять контроль за их выполнением. Еще только
январь, а мы уже провели и будем регулярно проводить организационно-просветительские
семинары именно на эту тему. Поскольку наши региональные
отделения имеют своих представителей в местных исполнительных
органах власти, они могут сегодня влиять на принятие решений