Городское правительство преподнесло очередной «подарок»: на 20 процентов
дорожает стоимость проезда в городском транспорте. Теперь
одна поездка в автобусе, троллейбусе, трамвае или метро
обойдется в двенадцать рублей вместо прежних десяти. Это
решение Смольный принял в минувший вторник, а уже в пятницу
Комитет по транспорту издал новое распоряжение о стоимости
месячных проездных билетов. Здесь прирост еще больше:
карточки дорожают не на 20%, а на 25%...
Приведем некоторые цифры. Месячный проездной билет на
один вид наземного транспорта будет теперь стоить 330
рублей (было – 265). На два вида наземного транспорта
– 400 рублей (было 320). На три вида – 490 рублей (было
390). Единая карточка для проезда в метро в течение месяца
будет стоить 575 рублей (было 460). А единая карточка
на все виды городского транспорта (автобус, троллейбус,
трамвай, метро) – 750 рублей вместо прежних 600.
Наконец, дорожают и многоразовые проездные билеты для
метро. Билет на 10 поездок обойдется в 98 рублей вместо
прежних 82, на 20 поездок – 188 рублей вместо прежних
157 и так далее.
«Это сделано в целях обеспечения стабильной работы транспортных
предприятий», – сообщает Комитет по транспорту, объясняя
суровую необходимость роста платы за проезд. Что же, отнесемся
с пониманием к нуждам транспортников, но в таком случае
остается непонятным поведение городского правительства.
Дело в том, что не далее как в середине ноября было принято
постановление правительства Санкт-Петербурга «О тарифной
политике на 2006 год». И в нем, в частности, на текущий
год закреплялась старая величина платы за проезд – в размере
10 рублей. При этом председатель Комитета по экономическому
развитию, промышленной политике и торговле Владимир Бланк
заверял общественность в том, что «ключевая позиция администрации
такова: в течение всего года не будет повышаться плата
за проезд в общественном транспорте».
С момента издания этого постановления прошло два месяца
– и «ключевая позиция» почему-то поменялась. Теперь г-н
Бланк сообщает общественности: оказывается, «рост себестоимости
транспортных перевозок составил 21%, что превышает темпы
роста инфляции, и на этом основании и было принято решение
об увеличении тарифов. Транспортные предприятия получат
более 1,8 миллиарда рублей, которые пойдут на покрытие
издержек и улучшение транспортного обслуживания».
Просто замечательно. Но...
В сентябре 2004 года все то же городское правительство
принимало постановление № 1474 «О совершенствовании тарифной
политики Санкт-Петербурга». В нем содержался ряд несложных
правил по установлению и изменению любых регулируемых
исполнительной властью тарифов. А именно: тарифы вводятся
в действие с начала очередного года и устанавливаются
на срок не менее года. Тарифы должны устанавливаться до
того, как принят закон о бюджете на очередной финансовый
год. Изменение тарифов в течение года возможно только
при условии одновременного внесения изменений в бюджет.
Все это, заметим, вполне логично. От того, какими будут
тарифы, зависят многие бюджетные расходы – начиная с дотаций
транспортным предприятиям и заканчивая расходами на оплату
коммунальных платежей для городских учреждений. И было
бы странно сперва принять бюджет, а уже потом устанавливать
или менять тарифы.
Однако несложно видеть, что, принимая сейчас решение
о повышении транспортных тарифов, городское правительство
нарушило все те правила, которые само для себя и установило.
Со дня установления старых тарифов прошел не год, а два
месяца, бюджет принят еще в декабре, а сейчас, одновременно
с ростом тарифов, Смольный вовсе не предлагает вносить
в него никаких изменений! Это – во-первых.
Во-вторых, вызывает, мягко говоря, сомнения экономическая
обоснованность нынешнего повышения.
Когда выяснилось, что издержки транспортников выросли
на 21 процент? За какой это период? С чем это связано?
Кто предоставил эти данные? По законодательству изменению
тарифов должна предшествовать независимая экспертиза –
где ее результаты? Были ли они известны городскому правительству
в ноябре, когда оно принимало решение о том, что проезд
должен стоить 10 рублей? Где положенный в соответствии
с установленным в городе порядком изменения тарифов «прогнозный
анализ их влияния на финансово-экономическое состояние
потребителей продукции, работ и услуг и уровень жизни
населения»? Как можно с ним ознакомиться?
Наконец, как именно (и когда) должно улучшиться качество
обслуживания граждан общественным транспортом, который
в Петербурге в последние годы, усилиями городского правительства,
все больше и больше относится к вымирающим видам? И ситуация
никак не меняется по мере того, как регулярно растет плата
за проезд.
Перед тем как ее в очередной раз повысить, мы слышим
жалобы на возросшие расходы транспортников и обещания
светлого будущего для пассажиров после повышения расценок,
ну а затем... затем все остается по-прежнему. До следующего
повышения, когда мы вновь слышим старые песни о главном
– о том, что мы ездим так, как платим. И плохо ездим исключительно
потому, что платим недостаточно.