Даже в благополучной Москве, дождавшись окончания
выборов, оплату жилищно-коммунальных услуг тут же повысили
на 15%. В Челябинске рост составил 20%, а в Стерлитамаке
(Башкирия) уже прошел митинг перед зданием городской администрации:
пенсионеры протестовали против роста тарифов и удорожания
стоимости льготных проездных карточек. В прошлом году
они стоили 300 рублей, в нынешнем году — 750(!). (В Петербурге,
для примера, льготная карточка на проезд стоит 230 рублей.)
«Мы вынуждены следовать политике правительства!» — заявили
митингующим башкирские чиновники…
Вообще-то правительство обещало совсем другую политику:
с января прекратить вакханалию в тарифах. На осеннем совещании
с министрами Владимир Путин выслушал жалобы на то, что
региональные власти накручивают тарифы, и потребовал немедленно
принять закон, ограничивающий это своеволие.
Что и было сделано: Федеральной службе по тарифам (ФСТ)
на три ближайших года дали право устанавливать для всех
регионов предельные уровни изменения тарифов на жилищно-коммунальные
услуги по сравнению с предшествующим годом. Там же, где
власти попытаются устроить более существенное повышение,
его придется аннулировать: ФСТ выдаст предписание о пересмотре
тарифов, которое в течение месяца придется выполнять под
угрозой суда.
26 декабря закон был подписан президентом, а уже 29 декабря
ФСТ издала приказ, установив соответствующие пределы на
2006 год. Разнообразием эти пределы не отличаются: для
подавляющего большинства регионов (71 из 88) они установлены
в 120%. Минимум — 110% — установлен в Белгородской и Мурманской
областях, 115% — в Мордовии, Брянске, Иванове и Челябинске,
116% — в Томске и Курске, 117% — в Татарстане и Тамбове,
118% — в Перми. Москва и Питер, естественно, на 120-процентном
максимуме.
Конечно, даже и эти ограничения все равно вылетают за
установленный бюджетом прогноз инфляции (8,5%). Конечно,
увеличение даже и в этих пределах практически съедает
у пенсионеров обещанные им прибавки к пенсиям. Тем не
менее и это благо: ведь в 2005 году жилищно-коммунальные
тарифы выросли почти на 40%. Но…
В России, как известно, 33 миллиона льготников: 13 миллионов
— федеральные, остальные — региональные. И независимо
от категории всех их в наступившем году ждут нелегкие
времена.
Для федеральных льготников — инвалидов и участников войны,
блокадников, инвалидов по общему заболеванию и инвалидов
с детства — закон 122 сохраняет 50-процентные льготы по
оплате за квартиру. Разницу доплачивает федеральный бюджет:
эти расходы финансируются за счет специального Федерального
фонда компенсаций и направляются в региональные бюджеты
— в виде субвенций. Казалось бы, какая разница? А вот
какая: размер субвенций рассчитывается по хитрой методике
и зависит от того, подняли ли в регионе квартплату до
так называемых федеральных стандартов.
Полностью субвенции получают те, кто установил квартплату
на стандартном уровне. Кто установил ее в меньшем размере
— получает меньшую сумму или вообще не получает ничего.
Сами же стандарты каждый год утверждаются правительственным
постановлением. В 2006 году в среднем по стране они составят
41,6 рубля за квадратный метр общей площади в месяц (имеется
в виду суммарная стоимость всех жилищно-коммунальных услуг).
В прошлом году, заметим, стандарт был существенно меньше
— всего 31,9 рубля. А вообще, начиная с 1999 года, он
вырос в три с половиной раза. Для каждого региона правительство
утверждает свою предельную ставку. Так, в нынешнем году
в Дагестане федеральный стандарт составит 21,6 рубля,
в Татарстане — 25 рублей, в Нижнем Новгороде — 35,7 рубля,
в Петербурге — 34,8 рубля, в Москве — 40,8 рубля, в Ямало-Ненецком
АО — 112,5 рубля, в Корякском АО — 193,7 рубля…
Средний рост федерального стандарта в 2006 году по сравнению
с 2005-м, как легко подсчитать, — около 30 процентов.
Это существенно больше, чем установленное ФСТ предельное
значение роста тарифов ЖКХ: как уже сказано, там установлена
не более чем 20-процентная планка.
Что из этого следует? А вот что: выполняя решение ФСТ
и повышая тарифы в установленных ею границах, регионы
обрекают себя на сокращение федеральных субвенций для
ветеранов. И, следовательно, на недостаток средств для
финансирования 50-процентной льготы по кварт-плате. А
также на недостаток средств для финансирования жилищных
компенсаций малоимущим (они полагаются тем, у кого квартплата
превышает 22% доходов семьи), ведь компенсации платят
за счет тех же федеральных субвенций.
В тех регионах, где есть деньги (Москве, Питере, Нижнем,
Тюмени и других нефтегазоносных провинциях), скорее всего,
сумеют выкрутиться и обеспечить федеральных льготников
за свой счет. А остальным придется туго. Ведь, кроме федеральных,
есть еще региональные льготники — труженики тыла, ветераны
труда и жертвы репрессий. Им-то все льготы по квартплате
с 2006 года должны предоставляться исключительно в порядке,
устанавливаемом законодательными актами субъектов Российской
Федерации. То есть в зависимости от наличия средств. Есть
средства — сохранят льготы, нет — извините.
В прошлом году большинство регионов правдами и неправдами
сумело сохранить льготы по оплате услуг ЖКХ. В году нынешнем,
судя по всему, нас ждет куда более грустная картина. А
если учесть постоянно звучащие намеки на монетизацию льгот
по ЖКХ, то есть на замену льгот денежными компенсациями,
становится совсем невесело. Исходя из прошлогоднего опыта
угадайте с трех раз: в какую сторону ошибется правительство
при расчете этих компенсаций?