[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
С Новым годом, собаки
Похоже, правительство решило удваивать не ВВП, а тарифы в регионах
"Новая газета", 19 января 2006 года

Даже в благополучной Москве, дождавшись окончания выборов, оплату жилищно-коммунальных услуг тут же повысили на 15%. В Челябинске рост составил 20%, а в Стерлитамаке (Башкирия) уже прошел митинг перед зданием городской администрации: пенсионеры протестовали против роста тарифов и удорожания стоимости льготных проездных карточек. В прошлом году они стоили 300 рублей, в нынешнем году — 750(!). (В Петербурге, для примера, льготная карточка на проезд стоит 230 рублей.) «Мы вынуждены следовать политике правительства!» — заявили митингующим башкирские чиновники…

Вообще-то правительство обещало совсем другую политику: с января прекратить вакханалию в тарифах. На осеннем совещании с министрами Владимир Путин выслушал жалобы на то, что региональные власти накручивают тарифы, и потребовал немедленно принять закон, ограничивающий это своеволие.

Что и было сделано: Федеральной службе по тарифам (ФСТ) на три ближайших года дали право устанавливать для всех регионов предельные уровни изменения тарифов на жилищно-коммунальные услуги по сравнению с предшествующим годом. Там же, где власти попытаются устроить более существенное повышение, его придется аннулировать: ФСТ выдаст предписание о пересмотре тарифов, которое в течение месяца придется выполнять под угрозой суда.

26 декабря закон был подписан президентом, а уже 29 декабря ФСТ издала приказ, установив соответствующие пределы на 2006 год. Разнообразием эти пределы не отличаются: для подавляющего большинства регионов (71 из 88) они установлены в 120%. Минимум — 110% — установлен в Белгородской и Мурманской областях, 115% — в Мордовии, Брянске, Иванове и Челябинске, 116% — в Томске и Курске, 117% — в Татарстане и Тамбове, 118% — в Перми. Москва и Питер, естественно, на 120-процентном максимуме.

Конечно, даже и эти ограничения все равно вылетают за установленный бюджетом прогноз инфляции (8,5%). Конечно, увеличение даже и в этих пределах практически съедает у пенсионеров обещанные им прибавки к пенсиям. Тем не менее и это благо: ведь в 2005 году жилищно-коммунальные тарифы выросли почти на 40%. Но…

В России, как известно, 33 миллиона льготников: 13 миллионов — федеральные, остальные — региональные. И независимо от категории всех их в наступившем году ждут нелегкие времена.

Для федеральных льготников — инвалидов и участников войны, блокадников, инвалидов по общему заболеванию и инвалидов с детства — закон 122 сохраняет 50-процентные льготы по оплате за квартиру. Разницу доплачивает федеральный бюджет: эти расходы финансируются за счет специального Федерального фонда компенсаций и направляются в региональные бюджеты — в виде субвенций. Казалось бы, какая разница? А вот какая: размер субвенций рассчитывается по хитрой методике и зависит от того, подняли ли в регионе квартплату до так называемых федеральных стандартов.

Полностью субвенции получают те, кто установил квартплату на стандартном уровне. Кто установил ее в меньшем размере — получает меньшую сумму или вообще не получает ничего. Сами же стандарты каждый год утверждаются правительственным постановлением. В 2006 году в среднем по стране они составят 41,6 рубля за квадратный метр общей площади в месяц (имеется в виду суммарная стоимость всех жилищно-коммунальных услуг).

В прошлом году, заметим, стандарт был существенно меньше — всего 31,9 рубля. А вообще, начиная с 1999 года, он вырос в три с половиной раза. Для каждого региона правительство утверждает свою предельную ставку. Так, в нынешнем году в Дагестане федеральный стандарт составит 21,6 рубля, в Татарстане — 25 рублей, в Нижнем Новгороде — 35,7 рубля, в Петербурге — 34,8 рубля, в Москве — 40,8 рубля, в Ямало-Ненецком АО — 112,5 рубля, в Корякском АО — 193,7 рубля…

Средний рост федерального стандарта в 2006 году по сравнению с 2005-м, как легко подсчитать, — около 30 процентов. Это существенно больше, чем установленное ФСТ предельное значение роста тарифов ЖКХ: как уже сказано, там установлена не более чем 20-процентная планка.

Что из этого следует? А вот что: выполняя решение ФСТ и повышая тарифы в установленных ею границах, регионы обрекают себя на сокращение федеральных субвенций для ветеранов. И, следовательно, на недостаток средств для финансирования 50-процентной льготы по кварт-плате. А также на недостаток средств для финансирования жилищных компенсаций малоимущим (они полагаются тем, у кого квартплата превышает 22% доходов семьи), ведь компенсации платят за счет тех же федеральных субвенций.

В тех регионах, где есть деньги (Москве, Питере, Нижнем, Тюмени и других нефтегазоносных провинциях), скорее всего, сумеют выкрутиться и обеспечить федеральных льготников за свой счет. А остальным придется туго. Ведь, кроме федеральных, есть еще региональные льготники — труженики тыла, ветераны труда и жертвы репрессий. Им-то все льготы по квартплате с 2006 года должны предоставляться исключительно в порядке, устанавливаемом законодательными актами субъектов Российской Федерации. То есть в зависимости от наличия средств. Есть средства — сохранят льготы, нет — извините.

В прошлом году большинство регионов правдами и неправдами сумело сохранить льготы по оплате услуг ЖКХ. В году нынешнем, судя по всему, нас ждет куда более грустная картина. А если учесть постоянно звучащие намеки на монетизацию льгот по ЖКХ, то есть на замену льгот денежными компенсациями, становится совсем невесело. Исходя из прошлогоднего опыта угадайте с трех раз: в какую сторону ошибется правительство при расчете этих компенсаций?

"Новая газета", 19 января 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

Социальная политика

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]