В среду, привычно придя в школу после зимних каникул,
столичные школьники резко возросли в цене в глазах учителей.
С 1 января Москва поменяла систему финансирования средних
учебных заведений - отныне школы будут получать деньги
из расчета "детского поголовья". Чем больше
учеников, тем полноводнее поток бюджетных денег. Процедура
называется "нормативное (подушевое) финансирование"
и должна - в идеале - сделать денежное содержание школ
более прозрачным, плохие школы и слабых директоров - видимыми
невооруженным глазом, а проблему с дефицитом мест в престижных
учебных заведениях - решаемой. Впрочем, в жизни, как водится,
все не так однозначно. Озабочены новой бухгалтерией авторские
и элитные московские школы - их подход к обучению никак
нельзя назвать массовым. Родители, в свою очередь, опасаются
переполнения школьных классов в обычных школах.
Стоимость ученика зависит от статуса школы
"Деньги должны идти за учеником" - основная
идея начинания. Если раньше школа запрашивала и получала
средства на жизнь независимо от количества детей, то теперь
каждый ученик будет приносить ей дополнительные доходы.
"Стоимость" школьника зависит от статуса школы,
все они поделены на 18 типов, и если в обычной общеобразовательной
за одного ребенка казна отныне платит 26 172 рубля, то
в гимназии - 49 933 рублей.
- Нормативы рассчитывались исходя из затрат, - объяснил
"Известиям" член коллегии департамента образования
Москвы, декан экономического факультета Московского педуниверситета
Михаил Левицкий. - В гимназии более широкий набор предметов,
а учительский корпус, как правило, с большими регалиями,
поэтому уровень оплаты труда у них выше. Самое главное,
что влияет на величину норматива, - это деление детей
в гимназиях и лицеях на подгруппы. Меньшая наполняемость
классов - значит, больше учительских ставок, выше объем
оплаты труда...
Самыми "дорогими" оказались ученики загородных
санаторно-лесных школ (их не только учат, но и лечат),
а также воспитанники кадетских корпусов, спецшкол для
трудных подростков и коррекционных школ - тех заведений,
где обучение сочетается с полным содержанием и специфическими
побочными расходами.
Нормативы в Москве в отличие от других областей России
имеют компромиссный характер - они включают зарплату учителей
и налоги с нее, покупку учебников, наглядных пособий и
канцелярских товаров, хозяйственные и транспортные расходы.
Деньги на капитальный и текущий ремонты, коммунальные
услуги и питание детей школы будут получать, как раньше,
по отдельной статье.
- Утвержденные в Москве нормативы составляют процентов
70 от реально необходимой суммы, - уверен депутат Мосгордумы
Евгений Бунимович. - Но это честные цифры - на эти деньги
школе уже можно жить. Система способна решить проблему
нехватки мест в хороших школах. Сегодня вся округа и так
знает, что эта школа хорошая, а та - нет, теперь это будет
сказываться на их финансировании.
Кому придется плохо
В первую очередь нововведение скажется на самых некачественных
школах Москвы. По данным "Известий", в городе
около 300 школ с откровенно плохой репутацией, где количество
учеников менее 500 - просто потому, что родители не хотят
отдавать туда детей. Им обещано серьезное и пристальное
"внимание" со стороны образовательных чиновников
- самые запущенные будут банкротить, меняя школьную администрацию
и передавая в управление более эффективным директорам.
Как ни парадоксально, могут пострадать и самые лучшие
- например, небольшие авторские школы, где классы сознательно
не увеличивают, чтобы сохранить индивидуальный подход
к детям. "Существуют уникальные школы - например,
школа Тубельского или "Класс-центр" Казарновского,
которые строятся совсем по другим принципам. Как они будут
вписываться в нормативное финансирование, пока не очень
понятно", - сказал "Известиям" Евгений
Бунимович.
Сильно озабочены новой бухгалтерией и элитные московские
школы. Многие из них, входящие в первую сотню лучших школ,
формально имеют статус обычных общеобразовательных и получат
по нормативу весьма скромное содержание. Большинство из
них в пожарном порядке меняют вывеску на другую - "лицей",
"гимназия", "центр образования", что
автоматически влечет за собой повышение норматива минимум
в 1,5 раза. Подобные проблемы ожидают и школы с гимназическими
классами - их ученики в денежном отношении приравнены
к обычным.
Кому будет хорошо
Главная надежда, которую высказали опрошенные "Известиями"
родители: детей станет легче устроить в престижные школы.
Впрочем, пока она довольно иллюзорна.
- Я не могу взять лишних учеников - мне некуда. Или я
должен сделать классы по 40 человек, но тогда ко мне перестанут
идти, - рассказал "Известиям" Сергей Менделевич,
директор школы № 57, одной из самых именитых школ Москвы.
- В очень хороших школах мест нет, в приличных - почти
нет, есть только в тех, что работают как "камера
хранения", да и то не очень надежная... Другое дело,
если хорошей школе дадут в управление соседнюю "задыхающуюся"
и общее финансирование, тогда можно будет развиваться.
До тех пор пока банкротство плохих школ не станет реальностью,
мест в хороших больше не станет.
Система только вступила в действие, а опасения и страхи
уже появились. Главное, чего боятся родители, - переполнения
школьных классов. Несмотря на существующую норму в 25
человек, она редко где выдерживается - во многих школах,
имеющих репутацию хороших, нормальным считается 30 детей
в классе и больше. С введением новых правил вполне возможна
такая ситуация, когда вместо 4 классов по 25 человек школе
будет гораздо выгоднее сделать 3 класса по 33 ребенка
и не держать лишнего учителя, сэкономив на его зарплате.
Впрочем, как уверяет Евгений Бунимович, такого не случится:
"В Москве есть четкие ограничения по количеству детей
в классе: где-то - 25, где-то - 30. Директор просто не
имеет права делать их больше".
Первые последствия введения новой бухгалтерии можно будет
увидеть и проанализировать через несколько месяцев. "Известия"
будут следить за развитием событий.
Сколько стоит ученик (руб./год)
1. Начальные общеобразовательные школы - 39808-47499
2. Начальные школы-детские сады - 39808-47499
3.. Прогимназии - 41249-45595
4. Основные общеобразовательные школы - 26172
5. Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением
отдельных предметов - 28663-45595
6. Гимназии - 49933
7. Лицеи - 49799
8. Санаторно-лесные школы - 208899
9. Кадетские школы - 53431
10. Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы
- 39401-93092
11. Специальные общеобразовательные школы (открытого типа)
- 95242
12. Классы средних общеобразовательных школ с этнокультурным
(национальным) компонентом образования - 31449
13. Средние общеобразовательные "Школы надомного
обучения" - 81845
14. Начальные, основные и средние общеобразовательные
"Школы здоровья", центры образования "Школы
здоровья" - 35520-61606
15. Центры образования - 45595-46137
16. Специальные общеобразовательные школы (закрытого типа)
- 148008
17. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы - 20870
18. Негосударственные образовательные организации, реализующие
общеобразовательные программы и имеющие государственную
аккредитацию, - 26 187.