[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Анна Гараненко
Власти составили прайс-лист московских школьников
"Известия Науки", 12 января 2006 года

В среду, привычно придя в школу после зимних каникул, столичные школьники резко возросли в цене в глазах учителей. С 1 января Москва поменяла систему финансирования средних учебных заведений - отныне школы будут получать деньги из расчета "детского поголовья". Чем больше учеников, тем полноводнее поток бюджетных денег. Процедура называется "нормативное (подушевое) финансирование" и должна - в идеале - сделать денежное содержание школ более прозрачным, плохие школы и слабых директоров - видимыми невооруженным глазом, а проблему с дефицитом мест в престижных учебных заведениях - решаемой. Впрочем, в жизни, как водится, все не так однозначно. Озабочены новой бухгалтерией авторские и элитные московские школы - их подход к обучению никак нельзя назвать массовым. Родители, в свою очередь, опасаются переполнения школьных классов в обычных школах.

Стоимость ученика зависит от статуса школы

"Деньги должны идти за учеником" - основная идея начинания. Если раньше школа запрашивала и получала средства на жизнь независимо от количества детей, то теперь каждый ученик будет приносить ей дополнительные доходы. "Стоимость" школьника зависит от статуса школы, все они поделены на 18 типов, и если в обычной общеобразовательной за одного ребенка казна отныне платит 26 172 рубля, то в гимназии - 49 933 рублей.

- Нормативы рассчитывались исходя из затрат, - объяснил "Известиям" член коллегии департамента образования Москвы, декан экономического факультета Московского педуниверситета Михаил Левицкий. - В гимназии более широкий набор предметов, а учительский корпус, как правило, с большими регалиями, поэтому уровень оплаты труда у них выше. Самое главное, что влияет на величину норматива, - это деление детей в гимназиях и лицеях на подгруппы. Меньшая наполняемость классов - значит, больше учительских ставок, выше объем оплаты труда...

Самыми "дорогими" оказались ученики загородных санаторно-лесных школ (их не только учат, но и лечат), а также воспитанники кадетских корпусов, спецшкол для трудных подростков и коррекционных школ - тех заведений, где обучение сочетается с полным содержанием и специфическими побочными расходами.

Нормативы в Москве в отличие от других областей России имеют компромиссный характер - они включают зарплату учителей и налоги с нее, покупку учебников, наглядных пособий и канцелярских товаров, хозяйственные и транспортные расходы. Деньги на капитальный и текущий ремонты, коммунальные услуги и питание детей школы будут получать, как раньше, по отдельной статье.

- Утвержденные в Москве нормативы составляют процентов 70 от реально необходимой суммы, - уверен депутат Мосгордумы Евгений Бунимович. - Но это честные цифры - на эти деньги школе уже можно жить. Система способна решить проблему нехватки мест в хороших школах. Сегодня вся округа и так знает, что эта школа хорошая, а та - нет, теперь это будет сказываться на их финансировании.

Кому придется плохо

В первую очередь нововведение скажется на самых некачественных школах Москвы. По данным "Известий", в городе около 300 школ с откровенно плохой репутацией, где количество учеников менее 500 - просто потому, что родители не хотят отдавать туда детей. Им обещано серьезное и пристальное "внимание" со стороны образовательных чиновников - самые запущенные будут банкротить, меняя школьную администрацию и передавая в управление более эффективным директорам.

Как ни парадоксально, могут пострадать и самые лучшие - например, небольшие авторские школы, где классы сознательно не увеличивают, чтобы сохранить индивидуальный подход к детям. "Существуют уникальные школы - например, школа Тубельского или "Класс-центр" Казарновского, которые строятся совсем по другим принципам. Как они будут вписываться в нормативное финансирование, пока не очень понятно", - сказал "Известиям" Евгений Бунимович.

Сильно озабочены новой бухгалтерией и элитные московские школы. Многие из них, входящие в первую сотню лучших школ, формально имеют статус обычных общеобразовательных и получат по нормативу весьма скромное содержание. Большинство из них в пожарном порядке меняют вывеску на другую - "лицей", "гимназия", "центр образования", что автоматически влечет за собой повышение норматива минимум в 1,5 раза. Подобные проблемы ожидают и школы с гимназическими классами - их ученики в денежном отношении приравнены к обычным.

Кому будет хорошо

Главная надежда, которую высказали опрошенные "Известиями" родители: детей станет легче устроить в престижные школы. Впрочем, пока она довольно иллюзорна.

- Я не могу взять лишних учеников - мне некуда. Или я должен сделать классы по 40 человек, но тогда ко мне перестанут идти, - рассказал "Известиям" Сергей Менделевич, директор школы № 57, одной из самых именитых школ Москвы. - В очень хороших школах мест нет, в приличных - почти нет, есть только в тех, что работают как "камера хранения", да и то не очень надежная... Другое дело, если хорошей школе дадут в управление соседнюю "задыхающуюся" и общее финансирование, тогда можно будет развиваться. До тех пор пока банкротство плохих школ не станет реальностью, мест в хороших больше не станет.
Система только вступила в действие, а опасения и страхи уже появились. Главное, чего боятся родители, - переполнения школьных классов. Несмотря на существующую норму в 25 человек, она редко где выдерживается - во многих школах, имеющих репутацию хороших, нормальным считается 30 детей в классе и больше. С введением новых правил вполне возможна такая ситуация, когда вместо 4 классов по 25 человек школе будет гораздо выгоднее сделать 3 класса по 33 ребенка и не держать лишнего учителя, сэкономив на его зарплате. Впрочем, как уверяет Евгений Бунимович, такого не случится: "В Москве есть четкие ограничения по количеству детей в классе: где-то - 25, где-то - 30. Директор просто не имеет права делать их больше".

Первые последствия введения новой бухгалтерии можно будет увидеть и проанализировать через несколько месяцев. "Известия" будут следить за развитием событий.

Сколько стоит ученик (руб./год)

1. Начальные общеобразовательные школы - 39808-47499
2. Начальные школы-детские сады - 39808-47499
3.. Прогимназии - 41249-45595
4. Основные общеобразовательные школы - 26172
5. Средние общеобразовательные школы с углубленным изучением отдельных предметов - 28663-45595
6. Гимназии - 49933
7. Лицеи - 49799
8. Санаторно-лесные школы - 208899
9. Кадетские школы - 53431
10. Специальные (коррекционные) общеобразовательные школы - 39401-93092
11. Специальные общеобразовательные школы (открытого типа) - 95242
12. Классы средних общеобразовательных школ с этнокультурным (национальным) компонентом образования - 31449
13. Средние общеобразовательные "Школы надомного обучения" - 81845
14. Начальные, основные и средние общеобразовательные "Школы здоровья", центры образования "Школы здоровья" - 35520-61606
15. Центры образования - 45595-46137
16. Специальные общеобразовательные школы (закрытого типа) - 148008
17. Вечерние (сменные) общеобразовательные школы - 20870
18. Негосударственные образовательные организации, реализующие общеобразовательные программы и имеющие государственную аккредитацию, - 26 187.

"Известия Науки", 12 января 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Евгений Бунимович

Политика в области образования

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]