[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Алексей Мельников
Правильный, но только первый шаг
Об установлении Правительством России нулевой ставки на экспорт сжиженного природного газа
Специально для сайта РДП "Яблоко", 11 января 2006 года
10 января 2006 года Председатель Правительства РФ Михаил Фрадков подписал давно ожидаемое постановление «Об утверждении ставки вывозной таможенной пошлины на газ природный сжиженный, вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе». Постановлением утверждена ставка таможенной пошлины в размере, равном нулю, на сжиженный природный газ (СПГ) вывозимый с территории Российской Федерации за пределы государств - участников соглашений о Таможенном союзе (напомню, что это соглашение было подписано в феврале 1999 года Россией, Белоруссией, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном). Постановление вступает в силу через месяц со дня его официального опубликования.

Наконец-то российское правительство (нужно полагать, не без давления со стороны «Газпрома») предприняло первый за последние 12 лет серьёзный практический шаг, направленный на стимулирование производства СПГ в России. Можно ожидать, что нулевая таможенная пошлина на экспорт СПГ стимулирует интерес «Газпрома» и независимых российских производителей газа к развитию соответствующих проектов. На необходимость развития в России производства СПГ справедливо указывалось независимым экспертным сообществом (см. например В.Милов, И.Селивахин - «Проблемы энергетической политики», 2005 год, № 4, «Московский центр Карнеги», с. 20-22).

«ЯБЛОКУ» есть чем гордиться – в течение 10 лет мы вместе с большой группой российских экспертов поддерживали законодательство о соглашениях о разделе продукции (СРП) и единственный проект производства СПГ в России, близкий к завершению – это проект «Сахалин-2» (первые экспортные поставки ожидаются начиная с 2007 года). Именно механизм СРП сделал возможным реализация этого масштабного проекта (согласованные на данный момент инвестиции должны составить 12 млрд. долларов). Тем более важно, учитывая удачный опыт, работать над тем, чтобы в России существовали и другие проекты производства СПГ с участием российских нефтегазовых компаний.

Преимуществом СПГ по сравнению с экспортом природного газа по трубопроводам является высокая мобильность. Этот рынок быстро увеличивается – темпы прироста объёмов торговли за последние 10 лет составляют около 7% в год. Существуют оценки, которые говорят о том, что в 2003-2020 годах только европейский рынок СПГ увеличится больше чем в 4 раза. И, конечно, быстро растущий рынок Юго-Восточной Азии, и северо-американский рынок СПГ представляют для российских компаний несомненный интерес.

Речь может идти не только об интересах российской газовой промышленности, но и российской промышленности вообще. Точка зрения «ЯБЛОКА» заключается в том, что разработка месторождений, строительство заводов СПГ, а также (возможно это самое важное!) – создание «с нуля» российского танкерного флота – экспортёра СПГ, приведёт к общему росту российской промышленности. Это и загрузка наших промышленных предприятий, и заработная плата рабочих и инженеров, рост доходов федерального, региональных, местных бюджетов.

С точки зрения «ЯБЛОКА» важно только, чтобы вопросы разработки месторождений, транспортировки газа, строительства заводов СПГ и доставки газа потребителям рассматривались в комплексе. Нельзя сделав первый шаг – создав стимулы для экспорта с помощью нулевой ставки на экспорт СПГ остановиться и никуда не двигаться. Это очень дорогостоящие и долгосрочные проекты (например, проект «Сахалин-2» реализуется уже 12 лет), поэтому нефтегазовые компании и финансирующие их банки должны быть уверены в том, что экономические стимулы сохраняться до конца окупаемости проекта и достижения заложенного показателя рентабельности.

Сегодня сложно предсказать, что произойдёт с нулевой таможенной пошлиной на вывоз СПГ через 5-10 лет. Изменить постановление правительства легко. В общем, перспективы политического развития России и интерес главы государства к газовой отрасли не предвещают изменений в течение нескольких лет. Но всегда лучше создавать механизмы, которые дадут больше законных гарантий, а не будут базироваться исключительно на доброй воле главы государства. С экономической точки зрения важно придти к такому решению, которое позволит гибко использовать фискальную нагрузку, рассматривая все обозначенные выше производственные вопросы в едином комплексе, имея в рамках проекта несколько переменных, позволяющих управлять его прибыльностью и встроенный механизм, настраивающий фискальную и рентную нагрузку в зависимости от показателя рентабельности по проекту.

И таким механизмом с точки зрения «ЯБЛОКА» является СРП (в рамках которого, экспортные пошлины не действуют, заменяясь вместе с другими налогами разделом продукции). Весь комплекс законодательства об СРП был настолько испорчен в 2003 году, что на сегодняшний день реально работать могут только проекты, заключённые до вступления в силу закона об СРП в начале 1996 года («Сахалин-1», «Сахалин-2», Харьягинский). Даже проекты разработки Приразломного и Штокмановского месторождений в сегодняшних условиях на основе СРП вряд ли возможны. А ведь именно Штокмановское месторождение, которое «Газпром» собирается разрабатывать вместе с рядом иностранных партнёров, является одним из первых кандидатов на производство СПГ с 50%-ным участием российской компании. Не исключено, что и постановление правительства принято прежде всего с учётом потребностей именно этого проекта.

Поэтому, с точки зрения «ЯБЛОКА», первой практической задачей должно быть понимание необходимости перехода от мер тарифного стимулирования производства СПГ к мерам инвестиционного стимулирования через внесение поправок в законы «О недрах», «О СРП», «О естественных монополиях», «О газоснабжении в Российской Федерации», а также серьёзная переработка главы 26.4 «Налогового Кодекса Российской Федерации» («Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции»). При этом поправки в законодательство должны вноситься параллельно с разработкой самих соглашений по крупнейшим проектам производства СПГ – это позволит сделать законодательную работу максимально прагматичной и провести её в сжатые сроки.

С учётом сегодняшней политической ситуации российское законодательство об СРП может содержать норму, что оно применяется только к проектам с участием государственных нефтегазовых компаний. Предлагать его широкое использование, несмотря на все выгоды, в сегодняшней ситуации вряд ли реалистично. Но, по крайней мере, хотя бы часть нефтегазового сектора России сможет использовать эффективную форму СРП, рентную систему обложения.

Проблема заключается в том, что высшая бюрократия в 3-х российских ведомствах (Минфин, Минэкономразвития, Минэнерго) в 2003 году активно участвовала в фактическом уничтожении СРП, поэтому она вряд ли будет союзником в реализации указанной задачи. И это несмотря на то, что СРП доказали свою жизнеспособность и выгодность для экономики нашей страны – на сегодня «Сахалин-1» и «Сахалин-2» два крупнейших реализуемых инвестиционных проекта, вышедших на стадию производства. Эти проекты обеспечивают львиную долю прямых иностранных инвестиций в российскую экономику.

Если говорить о реальном продвижении вопроса, то его разумнее решать в рамках диалога «Газпрома» (несмотря на всю его неповоротливость) и главы государства. Другой продуктивный путь вряд ли возможен. Таковы особенности созданной системы – ни парламент, ни правительство не играют в ней самостоятельного значения. Правительство может мешать, но самостоятельно ничего существенного для реализации масштабных задач делать не способно. Двухлетний застой в области реформирования налога на добычу полезных ископаемых (НДПИ) и полное нежелание изменить режим СРП – лучшее доказательство этого тезиса.

Но и независимые производители газа не должны быть исключены из диалога. Не исключено, что возможна совместная реализация «Газпромом» и некоторыми независимыми российскими производителями газа совместных проектов по производству СПГ. Вероятно, это максимум того, что возможно при существующих в России порядках, выражающихся в политических преференциях, которыми пользуется «Газпром». Во всяком случае, подобная идея не бессмысленна, принимая во внимание недостаток инвестиционных ресурсов «Газпрома» с одной стороны и невозможность для независимых российских производителей газа получить доступ на экспортные рынки, с другой. Возможно, что какой-либо из потенциальных проектов производства СПГ сможет счастливо сочетать «инвестиционную» и «рыночную» недостаточность, а также сложить стимулы частного предпринимательства с политическим влиянием государственной бюрократии. Если речь идёт о завоевании экспортных рынков СПГ, то, как показывает история проекта «Сахалин-2», межгосударственные гарантии очень важны и могут ускорить заключение контрактов на поставки СПГ.

Для осуществления сказанного выше нужно много энергии и многолетнего труда большого числа людей. С точки зрения «ЯБЛОКА» желательно, чтобы осознание необходимости большой работы, которая описана выше, произошло как можно скорее. Пока цены на углеводороды высоки, нужно как можно скорее прорабатывать проекты, привлекать кредиты на выгодных условиях и начинать работать!

«ЯБЛОКО», конечно, противник той системы авторитарной власти, которая установлена в России сегодня. Но экономический и социальный прогресс России – ценности, которые будут востребованы в нашей стране и сегодня, и завтра. По-видимому, постепенное движение России к демократической форме правления, осознание российским обществом практичности, выгодности демократии пойдут рука об руку с ростом уровня жизни граждан в нашей стране. И развитие российской газовой промышленности, связанный с этим общий рост экономики и социальной обеспеченности граждан сыграют в этом движении не последнюю роль.

Специально для сайта РДП "Яблоко", 11 января 2006 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Алексей Мельников

Законодательство по СРП

Обсуждение статьи на форуме

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]