К финишу
года Петуха российская экономика подошла с вполне приличными
макроэкономическими показателями. Годовая инфляция вряд
ли превысит 11%, при этом доходы граждан выросли на 20%.
Стабилизационный фонд за год вырос с 20 до 43 млрд. долларов
(к концу следующего года он, согласно бюджету-2006, достигнет
75 млрд.), а профицит бюджета составит 27 млрд. долларов.
При этом внешний долг, возвращаемый ускоренными темпами,
за год сократился на 32 млрд. долларов и составляет всего
87 млрд...
Но не будем спешить радоваться. Во-первых, потому, что
все описанное связано не столько с усилиями правительства,
сколько с динамикой "нефтяных" цен. А во-вторых,
если спросить рядового гражданина, чувствует ли он на
себе описанное экономическое процветание, ответ будет,
как правило, отрицательным. Ведь граждане живут не в макро-,
а в микроэкономическом пространстве. А в этом пространстве
на каждое "да" находится свое "но".
Да, официальная инфляция невелика. Но тарифы ЖКХ за год
выросли более чем на 40% и занимают все больше места в
наших семейных бюджетах. Правда, парламент уже принял
закон, дающий Федеральной службе по тарифам устанавливать
их предельные уровни для всех регионов, но лоббистские
возможности наших "противоестественных монополий"
хорошо известны.
Да, статистики говорят о росте реальных доходов граждан.
Но денежные компенсации, получаемые гражданами вместо
отмененных льгот, за год проиндексировали только на 6%
- вдвое ниже уровня инфляции. При этом осенью в подавляющем
большинстве регионов выросла плата за телефон, льготы
по которой были также отменены. Но компенсировать это
увеличение правительство и не собиралось.
Да, волна митингов против монетизации схлынула - после
того как федеральные и региональные власти пошли на ряд
уступок, в частности, введя льготные проездные билеты
в общественном транспорте. Но почти половина всех льготников
уверенно отказались от "социального пакета",
поскольку поняли, что не могут реализовать свое право
на якобы бесплатное получение лекарств.
Да, средняя пенсия за год выросла на 23%. Но, во-первых,
она так и осталась нищенской (меньше 100 долларов). А
во-вторых, дефицит бюджета Пенсионного фонда нарастает
и уже в будущем году может достичь критической точки.
Да, правительство успешно возвращает долги иностранным
кредиторам России. Но при этом продолжает считать собственных
граждан "кредиторами последней очереди": им
возвращать долги, в частности, по "сгоревшим"
вкладам 1991 года, необязательно...
Да, осенью крупнейшие нефтяные компании заявили о моратории
на повышение цен на бензин. Но теперь они говорят, что
не собираются продлевать его действие, а значит, маховик
бензиновых цен так и будет раскручиваться, раскручивая
рост цен на все прочие товары и услуги. А от предложения
ввести наконец государственное регулирование цен на бензин
правительство неизменно (и совершенно не аргументированно)
отказывается.
Да, среди экономических законов нынешнего года есть и
полезные для страны - например, новый закон о конкуренции,
который должен урезать аппетиты монополий. Однако прошло
лишь первое чтение - а до второго так и не доходит: видать,
у закона есть весьма могущественные оппоненты. И не трудно
догадаться, кто именно. Что касается прочего законотворчества,
то чего стоит один лишь принятый на ура закон, отменяющий
презумпцию виновности и дающий налоговой службе право
без всякого суда списывать со счетов налогоплательщиков
рассчитанные ею штрафы (по сути, проводить внесудебную
конфискацию имущества).
Да, Стабилизационный фонд достиг гигантской величины,
и небольшую часть денег из него уже собираются потратить
на крупные инвестиционные проекты. Но кто доказал, что
менее актуальными были бы траты на техническое оснащение
и ремонт школ и больниц, на увеличение "монетизационных"
выплат, на обеспечение клиник лекарствами и медицинской
техникой. На все это, однако, якобы "нет денег",
и подавляющее большинство граждан твердо знает, что сегодня
надо ложиться в больницу со своим постельным бельем, лекарствами,
пищей и только что не со своим врачом...