«Смешные ребята какие: пытаются остановить намыв бабла!»
— именно так, радостно гогоча, комментировал депутат Законодательного
собрания Санкт-Петербурга единоросс Сергей Анденко попытку
«Демократической фракции» не допустить масштабного «намыва»
новых территорий на западе Васильевского острова, о котором
в августе рассказывала «Новая».
На днях был принят в третьем чтении новый Генплан развития
Петербурга до 2025 года, а за две недели до этого (при
втором чтении) «медведи» в привычной компании с «Родиной»
и ЛДПР дружно провалили поправку к нему, запрещающую «намыв».
Представьте себе, что к властям крупного европейского
города — например, Парижа, Лондона или Копенгагена — приходят
коммерсанты и предлагают осуществить масштабный проект,
серьезно меняющий внешний облик города. При этом фирма,
которую они представляют, никому не известна, опыта работы
у нее нет, экономические расчеты или отсутствуют, или
построены на песке, источники финансирования проекта фирма
раскрывать отказывается, а ее уставной капитал составляет
300 долларов.
Угадайте с трех раз, как отреагируют городские власти?
Раскроют «инвесторам» объятия и предоставят им режим наибольшего
благоприятствования? В лучшем случае политкорректные европейцы
постараются побыстрее отделаться от посетителей, а затем
устроят нагоняй референтам, пропустившим их на прием…
Губернатор Петербурга Валентина Матвиенко постоянно заявляет
о стремлении к «европейским стандартам» и безжалостно
искореняет все, что им, на ее взгляд, не соответствует
— например, торговые павильоны на остановках или маршрутные
такси, принадлежащие мелким компаниям.
Однако именно при ее покровительстве компания «Морской
фасад» с уставным капиталом в 10 тысяч рублей и прочими
перечисленными выше признаками получила статус «стратегического
инвестора» и право «намыва» территорий площадью в 477
гектаров земли для строительства морского порта, жилых
кварталов и бизнес-зон.
В окончательном варианте генплана уже «забита» возможность
создания «новой земли». Более того, российское правительство
уже перевело эти территории (пока что покрытые водой)
из федеральной собственности в городскую. И даже выделило
средства на прокладку канала к будущему порту, подготовку
акватории и системы навигационного обеспечения.
О том, что «стратегический проект» не выдерживает ни
малейшей критики, питерская оппозиция, независимые СМИ
и независимые специалисты заявляли многократно.
И потому, что новый порт можно было бы строить, не «намывая»
никаких «новых земель», а расширив причалы существующего
морского вокзала.
И потому, что представленное «Морским фасадом» (и даже
утвержденное Федеральным агентством морского и речного
транспорта) технико-экономическое обоснование морского
терминала построено на совершенно фантастических предположениях
о его пропускной способности в 12,7 миллиона туристов
в год.
И потому, что у города, где, в отличие от Сингапура или
Роттердама, достаточно свободной территории, нет никакой
необходимости строить новое жилье на «намытых» землях.
И потому, что «Морской фасад» категорически отказывается
рассказать что-либо конкретное о своих планах: сообщить,
что именно и где он собирается строить, сколько стоит
весь проект «намыва» и кто будет платить эти деньги (характерная
деталь: инвестиционный договор с городом будет подписан
лишь в августе 2006 года, а сам «намыв» собираются начать
уже в мае 2006-го).
И потому, что «инвесторы» рассказывают сказки про «ускоренные
технологии намыва», при которых строить жилье можно будет
якобы через полгода после «намыва». При том, что вице-президент
Союза строительных компаний Петербурга, профессор и почетный
строитель России Лев Каплан уверен, что таких технологий
в природе просто не существует.
Наконец, потому, что о самих «стратегических инвесторах»,
которым так доверяют в Смольном и Белом доме, известно
до чрезвычайности мало: их учредители зарегистрированы
на Кипре.
«Это посредники, — заявляют представители Смольного.
— За ними стоят крупные компании, готовые вложить средства
в намыв и строительство. А создание новых фирм специально
для реализации проекта — обычная практика». Что ж, подобная
практика действительно существует. Но создаваемые в таких
случаях «дочки» не изображают из себя круглых сирот, в
то время как «Морской фасад» предпочитает не распространяться
о своих «родственных связях»: его истинные хозяева стремятся
остаться в тени.
«Есть предприниматель — он же депутат — Виталий Южилин,
который продал свои акции в морском порту и хочет начать
новое дело», — говорит депутат Сергей Никешин, бывший
президент строительной компании «Двадцатый трест».
Депутат Госдумы Южилин, как известно, входит во фракцию
«Родина», и именно «Родина» в Законодательном собрании
в лице депутата Владимира Барканова яростно лоббирует
проект «намыва». На вопрос: «Вы считаете, что они хотят
что-то построить, или речь идет просто о разворовывании
бюджетных средств?» — Никешин отвечает: «Ну что-то им
придется построить, чтобы отчитаться».
Кстати, когда-то именно трест Никешина собирался строить
на западе Васильевского небоскреб «Башня Петра Великого».
Но так ничего и не построил. «В этом месте строить можно,
только если вбивать многометровые сваи, — говорит Никешин.
— Мы подсчитали, что фундамент будет стоить дороже, чем
все остальное здание. Хотя этот участок отстаивался на
протяжении нескольких десятилетий»…
Всего этого не могут не понимать в Смольном и Мариинском
дворце. И, судя по откровенной реакции депутата Анденко
и его коллег, понимают.
Понимают, что речь, скорее всего, идет о масштабной афере,
последствия которой придется расхлебывать на протяжении
многих лет.
Понимают, но легко закрывают глаза и на приведенные выше
аргументы, и на протесты жителей Васильевского, собравших
более 7,5 тысячи подписей против «намыва», и на неизбежные
затраты городского бюджета, и на отсутствие каких-либо
серьезных обоснований проекта…
Видимо, считают законным и обоснованным желание «стратегических
инвесторов» проекта «намыть» как можно больше денег (кстати,
многие считают, что «намывщики» придут за городскими гарантиями
по взятым для строительства кредитам, как это уже было
с РАО «ВСМ»*).
Размах проекта между тем ширится: рекламные публикации
в городских СМИ следуют одна за другой, «Морской фасад»,
еще недавно сидевший в промзоне (кстати, в одном доме
с офисом «Родины»), переехал в соседний со Смольным дом,
советником у президента компании Шавката Кары-Ниязова
нынче трудится недавний главный архитектор Петербурга
Олег Харченко, а горожанам внушают, что все решено и ничего
изменить они не могут.
Когда же оппозиция организует митинги или пикеты, питерские
«Вести» или Пятый канал сообщают, что участникам акций
протеста платят деньги и вообще против «намыва» выступает
только жалкая кучка смутьянов. «Мы не позволим связать
властям руки!» — заявляет губернатор Валентина Матвиенко
в ответ на вопросы о протестах против «намыва».
Власти любого европейского города, которые вели бы себя
описанным выше образом (начиная с лоббирования крайне
сомнительного проекта и заканчивая презрительным отторжением
общественного мнения), не продержались бы на своем месте
и дня.
* Строится высокоскоростная железнодорожная магистраль
(ВСМ) Санкт-Петербург — Москва. Напомним: построили пока
только гигантский котлован в центре Питера.
Борис ВИШНЕВСКИЙ, обозреватель «Новой газеты»
22.12.2005