Они «шли
под грохот кононады». Они «смерти смотрели в лицо». Они
– песенные герои, отряды «спартаковцев смелых бойцов», поднявших
в 1919 году в Берлине пробольшевистское восстание, свернутое
за десять дней солдатами-добровольцами.
Мы шли под совершенно другие звуки и смотрели в лицо
совершенно иному явлению. Мы – несколько тысяч москвичей,
вышедших на антифашистскую демонстрацию в минувшее воскресенье.
Мы не затевали восстание. Более того, организаторы шествия
даже не пригласили присоединиться КПРФ, имеющую определенные
генетические связи с теми, немецкими «спартаковцами».
Не пригласили, видимо, чтобы лишний раз не задумываться
над гениальным открытием Мориса Дюверже о том, что «разница
между немецким нацизмом и русским большевизмом – не более
чем разница между немецким и русским темпераментом». Впрочем,
ни нынешних российских коммунистов, ни их отцов и дедов
никак не заподозришь в симпатиях к фашистам прежним и
нынешним. Не сомневаюсь, что они откликнулись бы на приглашение
организаторов и привели колонны своих сторонников под
красными флагами и с раз и навсегда утвержденными транспарантами.
Но их не позвали, а прийти на демонстрацию рядовыми гражданами
– чего-то не хватило. Жаль.
Конечно, количество москвичей, для которых фашистская
идеология неприемлема, исчисляется не тысячами, а миллионами
человек. Но почему на демонстрацию вышли всего несколько
тысяч? Причин, думаю, немало. Во-первых, далеко не все
могут распознать обыкновенный фашизм в лозунгах «Москва
– для москвичей!», «Россия – для русских!», «Нелегальных
мигрантов – вон!» и т.п. Точно так же не все согласятся
с лозунгом «Наше отечество – все человечество!», который
скандировала присоединившаяся к демонстрации группа молодежи
с черно-красными флагами. Хотя, по большому счету, если
иметь в виду всю крохотность и хрупкость сегодняшнего
мира, ребята близки к истине.
Во-вторых, абсолютное большинство моих знакомых уверено
в том, что вирус фашизма хоть и проник в российское общество,
но заразил только маргинальные слои, которые не делают
погоды в стране. Они убеждены, что эпидемия птичьего гриппа
является гораздо более реальной угрозой, чем эпидемия
фашизма. Кроме того, и это в-третьих, они уверены, что
власть, конечно же, не допустит фашизации страны, хотя
будет всячески раздувать фашизоидные политические силы,
чтобы в момент очередного исторического выбора, например
в 2007 и 2008 годах, поставить избирателя перед альтернативой:
или мы, долго и счастливо управляющие страной, или они,
фашисты или полуфашисты, но уж, как минимум, шовинисты
и ксенофобы, а значит, экстремисты. Причем если к тому
времени не в меру радикальная партия националистического
толка окажется не чересчур популярна, то ею воспользуются
как создающим благоприятный контраст спаринг-партнером,
а если чересчур – в последний момент снимут с электоральной
дистанции, как это было проделано с партией «Родина» на
выборах в Мосгордуму. Здесь, правда, важно не пропустить
момент: выпуская джинна из бутылки, нужно все время придерживать
пробочку, чтобы в нужный момент защемить ему важную деталь,
сделав тем самым куда более покладистым.
В-четвертых, огромное большинство москвичей и думать
не думают ни о какой фашистской опасности. Для них нынешняя
борьба между фашистами и антифашистами видится чем-то
далеким, клубящимся в эмпиреях высокой политики и не имеющим
никакой связи с их каждодневными заботами и печалями.
Рост цен их волнует, а рост числа убийств на национальной
почве – нет.
В-пятых, среди моих земляков найдется немало и таких,
кто убежден, что действительно все зло от «понаехавших».
В своем неведении они готовы окружить город валом и рвом,
опутать колючей проволокой, лишь бы избавиться от «гостей
столицы». Но если вы им скажете, что подобная, мягко говоря,
нетолерантность сродни фашизму, они вас не поймут и обидятся.
Тем более что в таком мироощущении они живут уже не один
десяток лет, несмотря на настойчивую официальную пропаганду
дружбы народов.
Декабрь давно уже стал в нашей стране месяцем демонстраций.
Еще в 1876 году именно 18 декабря случилась первая в России
политическая демонстрация. Правда, не в Москве, а в Северной
столице, на площади перед величественным Казанским собором.
Тогда тоже народу вышло немного: организация «Земля и
воля» вывела около 400 человек. Но именно в тот день впервые
над митингующими взметнулось красное знамя. И хотя демонстрация
была разогнана полицией, а некоторые ее участники отправились
в ссылку и на каторгу, дальние последствия той сходки
мир ощущал на себе почти весь двадцатый век. Совсем другая
демонстрация прошла 5 декабря 1965 года, когда всего несколько
десятков человек вышли к памятнику Пушкину с транспарантом
«Соблюдайте Конституцию (Основной Закон) Союза ССР!».
Нынешние школьники ведут именно от этой демонстрации историю
правозащитного движения, оказавшего огромное моральное
и идейное влияние на тех, кто осуществлял демонтаж советской
тоталитарной системы.
Оба примера доказывают: значение демонстрации – не в
числе участников, а в силе той идеи, которая вывела их
на площадь, в их готовности ее защищать. Защищать, несмотря
на слякоть под ногами и шум торговых рядов, несмотря на
безразличие толпы и грозный оскал милицейских собак. Вчера
мы все вместе дошли до Соловецкого камня. Завтра, если
понадобится, мы пойдем дальше.