Мы уже рассказывали о том, как в Петербурге готовится съезд муниципальных образований,
каким образом будет формироваться cовет этого органа.
И о том, что кандидатуры в состав президиума cовета –
в некотором противоречии с Конституцией, гарантирующей
независимость МСУ от государственной власти, – подбираются
не муниципалами, а чиновниками районных администраций.
И среди этих кандидатур подчас оказываются те, чьи имена,
скажем так, вызывают противоречивые оценки жителей.
В минувший вторник к председателю Законодательного собрания
Вадиму Тюльпанову и губернатору Валентине Матвиенко обратились
жители муниципалитета «Малая Охта», узнавшие, что одним
из кандидатов в указанный президиум является глава их
муниципального образования Дмитрий Монахов. Граждане сообщают
руководителям исполнительной и законодательной власти,
что они крайне недовольны работой своих муниципалов и
лично г-на Монахова и что их 150-страничная (!) жалоба
на действия муниципального совета и его главы ходит по
инстанциям уже восемь месяцев. Но безрезультатно.
Совет «Малой Охты» известен жителям этого района еще
со времен проверки Контрольно-счетной палатой, проведенной
в мае 2003 года. Тогда выяснилось, что муниципалы (не
нынешнего, а предыдущего созыва) потратили более 30 миллионов
рублей не вполне в соответствии с законодательством (как
следует из акта КСП). И что все работы по благоустройству
выполняет учрежденное советом муниципальное предприятие
«Наш дом», получающее бюджетные деньги без всяких конкурсов.
Однако никаких мер, несмотря на заключение КСП, принято
не было.
А в декабре 2004-го прошли новые выборы, были избраны
новые депутаты. Впрочем, многие из них оказались старыми,
благополучно переизбравшись на очередной срок. Причем,
как пишут в своей жалобе жители, выборы проходили по многократно
опробованной (и описанной в «Новой газете») технологии:
досрочное голосование, приглашение ветеранов с паспортами
туда, где расположены избирательные комиссии, для «подготовки
документов на представление к награждению медалью к 60-летию
Победы», раздача продуктовых наборов...
В январе 2005 года группа жителей попыталась присутствовать
на заседании муниципального совета, где рассматривался
бюджет и некоторые другие вопросы. В ответ заседание тут
же объявили закрытым и граждан выставили за дверь. Они,
однако, не успокоились и начали выяснять – чем же занимается
совет и на что он расходует деньги? Достали проект адресной
программы благоустройства и озеленения на 2005 год, выяснили,
что он составлен без учета мнения жителей и содержит немало
ошибок (например, предлагалось еще раз профинансировать
уже сделанные работы). Однако предложения граждан совет
принимать не стал, а предоставить им данные о стоимости
работ по благоустройству категорически отказался (общественники
считают, что расценки, мягко говоря, завышены).
Ну а когда граждане начали копать под самое святое –
расходы совета на собственное содержание, – выяснились
совсем грустные вещи. Например, что сокращение в полтора
раза (в связи с изменениями законодательства) муниципального
бюджета 2005 года по сравнению с предыдущим годом практически
никак не повлияло на расходы по содержанию местной власти.
Семь миллионов рублей – на содержание органа МСУ, 14 миллионов
– на все благоустройство округа. Восемь штатных депутатов
из двадцати, зарплаты председателей комиссий по 25 тысяч
рублей в месяц. Отдел кадров, состоящий из двух человек.
Пять человек – в бухгалтерии, три секретаря. (Эти факты
содержатся все в той же жалобе на имя Тюльпанова и Матвиенко).
Найдите бюджетную организацию (не говоря о коммерческой
фирме), которая позволила бы себе такие накладные расходы...
Стерпеть такое активисты-общественники не могли, и стали
принимать посильные меры – жаловаться. По словам жителя
округа Юрия Огарева (его заявление находится в прокуратуре
Красногвардейского района), лично Дмитрий Монахов разъяснил
ему, что совет ввел ограничения на работу с избирателями.
Теперь любые письма в канцелярию совета может приносить
только почтальон; для передачи писем, подписанных в том
числе и другими лицами, надо иметь от них доверенность;
а на все ответы на письма опять же лично Монахов установил
лимит: 100 рублей в месяц на отправку корреспонденции
и ни копейкой больше.
– По вопросу надзора за действиями муниципального совета
мы обращались во все мыслимые инстанции, – говорит одна
из заявителей, Татьяна Красавина. – Ответы получены, реальная
помощь – нет. Контрольно-счетной палатой и Комитетом финансового
контроля отказано в проверках по причине загруженности
сотрудников. Городская прокуратура сообщила об отсутствии
у нее права законодательной инициативы и спустила дело
в район. Прокуратура района усмотрела единственный повод
для реагирования – нарушение 30-дневного срока для предоставления
ответа на коллективное обращение пятисот жителей. Прекратить
существование подобной пародии на народовластие возможно,
только совершенствуя законодательство, чтобы перевести
идею МСУ из разряда деклараций в разряд реальности.
Впрочем, есть и иной взгляд на, казалось бы, столь вопиющую
картину.
– Я постоянно слежу за работой совета «Малая Охта», –
говорит депутат ЗакСа Игорь Риммер, в чьем округе находится
муниципалитет. – Да, прошлый состав совета действительно
допустил нарушения, но сейчас там работает команда, которую
я поддерживал на выборах, и теперь все нормально, злоупотреблений
нет. Да, были ошибки: на первое заседание не пустили г-жу
Красавину, но потом я лично потребовал от депутатов, чтобы
они прекратили отгораживаться от жителей. А Красавина,
кстати, уже достала всех своими жалобами: всюду пишет
и пишет, не может успокоиться, после того как не прошла
в совет на выборах. Она боролась со старым составом депутатов,
теперь по инерции борется с новым. Хотя в том, что она
говорит, есть и разумные предложения: например, согласовывать
с жителями программу благоустройства. Штаты в совете раздуты?
С будущего года мы все там исправим. Хотя жаль, конечно,
что депутаты не совсем правильно выстроили отношения с
гражданами...
Помнится, Валентина Матвиенко, обращаясь к горожанам,
советовала им взять под контроль работу муниципальных
советов. Мол, «у вас есть право прийти в муниципальный
совет и потребовать: покажите ваш бюджет, на что идут
деньги, какая у вас, уважаемые депутаты, зарплата. До
тех пор, пока сами жители не начнут контролировать работу
муниципалов, ситуация будет оставаться непрозрачной».
По иронии судьбы, именно это и пытаются сделать жители
Малой Охты, но увы... А потом они еще и узнают, что глава
их муниципалитета будет теперь одним из руководителей
всех питерских МСУ. «Мы заявляем – это слишком!» – пишут
они в Мариинский дворец и в Смольный. Будут ли они услышаны?