Вчера Совет Госдумы повторно отложил второе чтение законопроекта
об НКО и НПО – уже на 21 декабря. Думцы – авторы знаменитых
поправок в закон о некоммерческих организациях, ужесточавших
режим их существования в стране, в ожидании президентских
замечаний оказались дважды обманутыми. Владимир Путин
не поддержал их концепции жесткой регистрации иностранных
фондов и не стал направлять на Охотный Ряд конкретных
юридических замечаний, ограничившись заключением, написанным
в гораздо более вольном стиле. Теперь парламентарии в
поте лица и в обстановке полной секретности превращают
это заключение в четкие законодательные нормы. По словам
спикера ГД Бориса Грызлова, все дело в большом количестве
поправок. Первый вице-спикер Олег Морозов подтвердил версию
партийного руководства: сам он замечаний Путина пока не
видел, но может предположить, что у комитета «могли возникнуть
определенного рода трудности».
Глава профильного комитета Сергей Попов отказался сообщить,
какие новые нормы вводятся в текст в соответствии с поручением
президента. Попытки выяснить подробности через авторов
законопроекта – членов оппозиционных фракций к успеху
не привели. Александр Чуев (фракция «Родина») оказался
не в курсе проводимых между думцами и администрацией президента
консультациями. Координатор фракции КПРФ Сергей Решульский
тоже не участвовал в процессе. Большая часть единороссов
тоже оказалась не при делах: например, Владимир Плигин
напрочь отказался говорить о новом тексте законопроекта,
а депутат Андрей Макаров, формальный инициатор отвергнутых
президентом ужесточений, с пятницы находится в больнице
из-за сердечных болей и, судя по всему, намерен в этом
году на Охотном Ряду появляться как можно реже.
По сведениям «НГ», еще в прошлую пятницу, получив текст
президентского заключения, думские специалисты поняли
– сделать из него однозначные законодательные нормы непросто.
Особенно с учетом того, что некоторые идеи были сформулированы
предельно неопределенно.
Запутанная ситуация с документом, считает член научного
совета Московского центра Карнеги Алексей
Арбатов, становится уже характерной чертой деятельности
российских ветвей власти: «сначала появляется какая-то
инициатива, направленная на закручивание гаек, послушный
парламент с радостью ее подхватывает – потому что всегда
готов соответствовать веяниям исполнительной власти и
бежать впереди паровоза и всегда хочет угодить, я имею
в виду парламентское большинство». А потом выясняется,
напоминает эксперт, что общество вовсе не в восторге от
этих инициатив: начинаются протесты, они перебрасываются
иногда на Запад, «который в данном случае в отличие от
многих других примеров своей политики совершенно правильно
ставит вопрос: если мы говорим о четырех пространствах
Европейского союза, Россия должна соответствовать определенным
демократическим стандартам».
Госдума, заметил Арбатов, всегда рада услужить и по первому
сигналу повернуться на 180 градусов и признать свои ошибки,
«но в данном случае получилась путаница – это как железнодорожный
состав, остановленный на полном ходу: вагоны начинают
перемешиваться, наползать друг на друга...» Поэтому, предупреждает
политолог, Дума попытается формально учесть эти замечания,
но ничего не менять по существу, оставив драконовскую
суть этого закона».
Главная президентская «поправка к поправкам», напомним,
касается замены обязательной перерегистрации уведомлением.
Другое принципиальное замечание главы государства, указывает
политолог: «некоторые поспешные высказывания, сделанные
в прошлом, сейчас пересмотрены, потому что филиалы западных
фондов и общественных организаций, получающих гранты,
вовсе не являются орудием западной политики». Если подходить
к делу таким образом, указывает эксперт, то «у нас все
правительство является орудием западной политики – в 90-е
годы мы получали десятки миллиардов кредитов, миллиарды
возмездной и безвозмездной помощи, и сегодня кабинет планирует
получить в ближайшие десять лет 20 миллиардов по программе
партнерства...»