Вчера депутаты приняли две поправки – большую и маленькую.
Большую – губернаторскую, которая включила все изменения
к картографической части генплана (их, по решению ЗакСа,
мог представлять только Смольный). Маленькую – депутата
Алексея Тимофеева, который предложил включить в перечень
объектов культурного наследия первый километр Дороги жизни.
Все прочие депутатские поправки были отвергнуты, в
том числе касающиеся запрета на строительство на намывных
территориях к западу от Васильевского острова. Правда,
некоторых подвижек в этом вопросе добиться все же удалось:
теперь в генплане в границах возможного намыва не будет
обозначения, прямо разрешающего там жилую застройку. Что,
впрочем, еще не означает победы противников намыва: вокруг
этого вопроса еще сломают немало копий.
В первом чтении генплан, как известно, принимали еще
в начале июля, а до второго дошли только сейчас: настолько
много оказалось предложений по его изменению. Часть поправок
представили сами депутаты, часть (в том числе, как уже
упомянуто, все картографические) представлялась от имени
губернатора, но формулировалась специальной рабочей группой,
куда входили и депутаты, и чиновники Смольного.
После нескольких этапов обсуждения губернаторская поправка
приобрела вид тринадцати альбомов с новыми вариантами
соответствующих карт, описывающих будущее назначение и
границы той или иной зоны города. Все эти предложения
были собраны в один пакет, и обсуждать их отдельно не
представлялось возможным.
Однако эту поправку приняли, и одним из своих достижений
депутаты считают тот факт, что 86 их предложений по созданию
новых зеленых зон (парков, садов, бульваров и скверов)
оказалось включено в губернаторский пакет.
Что касается намыва, то, наверное, из всего генплана
он вызвал наибольшие дискуссии (о чем мы рассказывали
не раз). Поправки Михаила Амосова, Сергея Гуляева и Алексея
Ковалева, предусматривающие либо полный запрет на жилую
и деловую застройку на «новой земле», либо разрешение
на этой территории только лишь строительства морского
пассажирского терминала, парламентское большинство отвергло.
Впрочем, в таком исходе мало кто сомневался – упорство,
с которым Смольный поддерживает проект намыва, хорошо
известно (хотя и плохо объяснимо). Вице-губернатор Александр
Вахмистров даже заявил, что принимать эти поправки нельзя,
потому что уже принято постановление федерального правительства
о строительстве терминала. Это, заметим, явное лукавство:
в указанном постановлении ничего не говорится о строительстве
жилья, против которого выступают депутаты. Все та же знакомая
смольнинская логика: противники жилой застройки «новой
земли» изображаются противниками терминала, а самый болезненный
вопрос просто замалчивается...
Тем не менее в губернаторскую поправку попало, хотя и
в измененном виде, предложение Амосова, касающееся намыва.
В проекте, принятом в первом чтении, к западу от Васильевского
значились как зоны деловой застройки, так и зоны, обозначенные
буквами «ЖМР», а именно – «жилая многоквартирная застройка».
Теперь в этих границах используется только одно обозначение
– «ДР», а именно – перспективная «общественно-деловая»
застройка. Ни слова о жилой застройке на этом месте в
генплане теперь нет.
– Конечно, получилось не совсем то, что я бы хотел, –
говорит Амосов. – Тем не менее раньше все было расписано
так, что обсуждать было нечего: здесь – порт, здесь –
деловая застройка, здесь – жилье. Теперь – можно уточнять
параметры для этой зоны. Я буду настаивать, чтобы мы потом,
городским законом, определили, что именно на этой территории
можно будет строить.
Конечно, неопределенность в «намывном» вопросе еще сохраняется.
Тем более что председатель Комитета по градостроительству
и архитектуре, он же главный архитектор города Александр
Викторов, уже успел заявить, что нынешнее обозначение
намыва теоретически «позволяет строительство жилья, но
эта функция не будет доминирующей». И все же общественные
протесты и активность политиков изменили ситуацию...
Другой пример, где удалось добиться некоторых изменений,
– строительство развязки в Дачном, о котором также рассказывала
«Новая». Здесь жители не только создали общественный совет
под руководством муниципального депутата Виктора Безрукова,
но даже разработали альтернативный проект, существенно
снижающий неблагоприятные экологические последствия строительства
будущего виадука. После чего депутаты Сергей Андреев,
Михаил Амосов и Вадим Тюльпанов (Андреев и Тюльпанов представляют
Кировский район, где и планируется стройка) предложили
на упомянутой рабочей группе внести соответствующую поправку
в генплан. Группа, правда, поправку отклонила, но вчера
вице-губернатор Александр Вахмистров заявил, что найден
компромиссный вариант и будет предложено несколько иное
техническое решение. Что же, посмотрим, каким оно окажется.
Ну а третье чтение генплана пройдет скорее всего 21 декабря.