С нового
года тарифы на жилищно-коммунальные услуги будут устанавливаться
по-новому: под жестким контролем центра. Толчком к подобному
решению стало сентябрьское заявление Владимира Путина, который
поручил правительству "прекратить вакханалию в тарифах".
Министр экономического развития Герман Греф предложил устанавливать
на федеральном уровне предельные тарифы на услуги ЖКХ в
регионах. А в ноябре Госдума приняла в первом чтении соответствующие
поправки к закону.
Из своего кармана
Что предлагается? На два следующих года Федеральная служба
по тарифам (ФСТ) получает право устанавливать предельные
уровни цен и тарифов на услуги коммунального комплекса
по регионам. Региональные же власти в этих рамках могут
устанавливать предельные уровни тарифов для муниципалитетов.
Коммунальщики тут же заявили, что, во-первых, аргументы
о влиянии тарифов на разгон инфляции преувеличены, поскольку
стоимость коммунальных услуг с 1997 года значительно отставала
от индекса потребительских цен, к тому же доля расходов
на оплату коммунальных услуг в семейном бюджете крайне
мала. А во-вторых, вводимые ограничения отпугнут частных
инвесторов, которых до сих пор можно было привлечь в отрасль
лишь обещанием роста тарифов.
Первое из этих утверждений, впрочем, видится сомнительным:
все последние годы тарифы на "коммуналку" росли
куда быстрее инфляции. В 2001 году в среднем по России
они выросли на 56,8%, в 2002 году - на 48,8%, за 9 месяцев
2005 года - на 33,8%. Показатели же инфляции значительно
ниже. А вот конкретные цифры для Петербурга: за пять последних
лет тарифы на водоснабжение и канализацию возросли в 5,5
раза, на электроэнергию - в 5,2 раза, на горячую воду
и отопление - в 7,8 раза. Инфляция за эти годы составила
около 100%, то есть цены выросли вдвое.
Что касается чрезвычайно малой доли расходов на оплату
"коммуналки", то в том же Петербурге для семьи
из трех человек (с одним ребенком), живущей в средней
трехкомнатной квартире, оплата коммунальных услуг обойдется
примерно в 1500 - 1600 рублей. При средней зарплате в
8,5 тысячи рублей получается, что десятая часть семейного
бюджета будет потрачена только на эти цели. Для неработающих
пенсионеров эти показатели, само собой, выше: расходы
могут доходить до 22%.
Если же говорить о втором утверждении коммунальщиков,
то оно - в переводе с юридического языка на русский -
звучит просто: инвесторы готовы вложить деньги в коммунальный
комплекс лишь при условии, что тарифы будут повышать в
такой степени, чтобы обеспечить им прибыль. Иначе говоря,
инвесторами системы ЖКХ на самом деле должны будут выступить
сами граждане. Именно они оплатят из своего кармана все
то, что годами не оплачивало государство, не ремонтируя
трубы и сети, котельные и насосные станции. До сих пор
на эти вопросы власти традиционно отвечали: "Нет
денег!". Но сейчас деньги есть: бюджет страны не
испытывает недостатка в средствах. Так может быть, часть
их, вместо того чтобы держать в гигантском Стабилизационном
фонде, пустить на модернизацию коммунальной инфраструктуры?
Кипятить на полу
Передача вопроса о коммунальных тарифах на федеральный
уровень всех вопросов отрасли не решит. Ведь право устанавливать
"предельные" тарифы передается бюрократической
структуре - ФСТ. Практика показала, что везде, где тарифы
устанавливают чиновники, они с легкостью идут навстречу
интересам коммунальных монополий, охотно соглашаясь с
"экономически обоснованными затратами" монополистов,
которые те предъявляют в качестве обоснования повышения
тарифов. Куда разумнее было бы передать право устанавливать
тарифы от исполнительной власти к представительной, зависящей
от граждан.
Кроме того, так и остается нерешенной проблема учета
реального потребления коммунальных услуг. За электроэнергию
мы платим по счетчикам, а за остальное? Поставить в квартире
счетчик холодной воды еще возможно, а платить по счетчику
за горячую воду и отопление - нет: отсутствуют приборы
учета. Между тем именно плата за эти услуги составляет
примерно половину от всех расходов на коммунальные платежи.
В результате для расчета применяются некие "нормативы",
которые могут не иметь никакого отношения к истинному
потреблению и совершенно не учитывают потерь в изношенных
сетях. Знакомый физик подсчитал: если бы для отопления
его квартиры действительно тратилось такое количество
гигакалорий, какое соответствует установленным тарифам,
- существование высших форм жизни в ней было бы заведомо
исключено, поскольку кипятить чайник можно было бы, просто
поставив его на пол...
Так что новый механизм - не единственное лекарство от
"тарифной болезни". К тому же правительство
уже обсуждает такую "приятную" перспективу,
как монетизация льгот в жилищно-коммунальной сфере. Если
десятки миллионов льготников, которые сегодня платят только
50% за жилье и коммунальные услуги, заставить платить
за квартиру по полной программе, а взамен дать компенсации
- последствия предсказать нетрудно. Надо ли сомневаться,
как будет рассчитан размер этих компенсаций? В таких расчетах
правительство ошибается только в одну сторону. Предполагать,
что в сфере ЖКХ все будет иначе, было бы непозволительной
наивностью