День 26 ноября должен был стать особенным на заводе
«Форд мотор компани» во Всеволожске. Конференция трудового
коллектива должна была решить – объявлять ли начало полноценной
забастовки или нет. Пока этого не произошло. Конференция
перенесена на неделю. За это время профсоюзы устранят
кое-какие формальные шероховатости – чтобы в случае чего
решение о забастовке не могло быть признано незаконным.
Между тем предзабастовочное настроение на «Форде»
царит уже давно. Еще 2 ноября прошла предупредительная
забастовка – конвейер остановили на один час. Дальнейшие
переговоры между профсоюзом и администрацией к компромиссу
не привели. 21 ноября на заводе началась «итальянская
забастовка» – работа строго по инструкциям, без каких
бы то ни было переработок. Ну а теперь вполне возможна
забастовка по полной программе – с длительной остановкой
производства.
Завод «Форд» во Всеволожске запустили летом 2002 года,
сейчас он выпускает в год 35 тысяч машин, на будущий год
планирует увеличить выпуск почти вдвое – до 60 тысяч.
Всеволожский «Форд» хорошо знаком петербуржцам. От города
– час на электричке до станции Кирпичный завод, там еще
несколько минут пешком. Впрочем, фордовские рабочие на
электричке не ездят – у них служебная развозка, автобусы
ежедневно привозят их на работу и увозят домой. Кроме
этого – почти бесплатное питание (комплексный обед стоит
всего 10 рублей!), медицинская страховка, скидки до 7%
на покупку своих автомобилей («Форд Фокус» – очень популярная
в России модель), зарплата до 15 тысяч рублей в месяц...
И в таких условиях – бастовать?
– Зарплата в 15 тысяч, говорите? – усмехается лидер фордовского
профсоюза Алексей Этманов. – Так она и на Ижорском заводе
в среднем 15 тысяч, и на Ленинградском металлическом,
этим сегодня не удивишь. Наши 15 тысяч, кстати, – только
за счет овертаймов, переработки в выходные дни. Отказываешься
– получишь на руки не больше 10 тысяч рублей. На заводах
«Форда» в Восточной Европе платят в несколько раз больше.
Да и наш управленческий персонал получает в 10–20 раз
больше, чем мы. Социальный пакет? Он есть везде, на любом
заводе в нормальных странах мира – и дотации на питание,
и развозка. И не потому, что рабочих так любят, а потому,
что это выгодно работодателю – рабочие приезжают в одно
время, и конвейер не опаздывает.
На заводе работают 1700 человек, из них около 100 человек
– «белые воротнички», остальные – рабочие (три смены обслуживают
по полтысячи человек). Живут они и в городе, и в области:
заводские автобусы во время развозки курсируют по двенадцати
разным направлениям. Профсоюз существует три года, но
был в зачаточном состоянии: в начале лета 2005-го в нем
состояло всего 113 человек. И тут-то администрация совершила
роковую ошибку: послала несколько активистов на профсоюзный
семинар в Бразилии, где тоже есть филиал «Форда».
– Первое, что спросили у нас бразильцы: мужики, а что
вы в вашем профсоюзе делаете? – рассказывает Алексей Этманов.
– Как что делаем? Как обычно: подарки на Новый год, коллективная
пьянка раз в год... Они удивились – пьянка? А сколько
денег потратили? Мы говорим: наверное, долларов 700. На
нас посмотрели недоуменно и спрашивают: а что, рядом нет
детского дома? У детей все хорошо с лекарствами и с одеждой?
У них профсоюзы сильные, и защищенность рабочих так высока,
что нам и не снилось. Там даже президент – бывший профсоюзный
лидер... В общем, после того как мы оттуда вернулись,
стали думать...
Теперь, наверное, администрация ФМК кусает локти. Нет
чтобы отправить тогда Алексея Этманова и его товарищей
не на семинар, а отдыхать на те же Канары! Куда дешевле
обошлось бы. А так – получили неприятностей по полной
программе. Активисты профсоюза освоили международную сеть
связи и обмена информацией в рабочем и профсоюзном движении
TIE (Transnational Information Exchanging) – и тут же
возмутились увеличением плана, которое отнюдь не сопровождалось
повышением зарплаты.
Ну а затем, собрав конференцию, сформулировали свои требования.
Повысить зарплату на 30% – в соответствии с увеличением
плана и инфляцией. Ввести или выплату 13-й зарплаты, или
систему премий (сейчас на «Форде» премий не платят – есть
только оклад, плюс плата за переработку). Прекратить дискриминацию
в оплате труда (те, кто пришел на завод после 1 марта
2005 года или повысил свой разряд лишь после этой даты,
получают за ту же самую работу меньше старых работников).
И создать паритетную комиссию по использованию фонда соцстраха.
Дальше случилась вещь по российским меркам удивительная.
Увидев, что профсоюз начал реально бороться за права рабочих,
в него начали вступать в массовом порядке. К ноябрю в
профсоюзе было уже около 1100 человек – более 60 процентов
всех работников завода. Профсоюз создал примирительную
комиссию с администрацией, которая начала обсуждать выдвинутые
рабочими требования. Естественно, согласия сразу достигнуто
не было...
Точку зрения администрации завода сообщила «Новой» PR-менеджер
«Форд мотор компани» Екатерина Кулиненко. Правда, будучи
предельно любезной, предупредила: по телефону (г-жа Кулиненко
постоянно находится в Москве, а не во Всеволожске) ничего
комментировать не буду, пришлите вопросы по электронной
почте. Но на вопросы ответила быстро и четко.
«По всем выдвинутым требованиям в настоящее время ведутся
переговоры, – разъясняет г-жа Кулиненко. – В настоящий
момент увеличение зарплаты на 30% невозможно. Следует
отметить, что средняя зарплата на заводе одна из самых
высоких в регионе. Понятие 13-й зарплаты никак не регулируется
российским законодательством, скорее всего может идти
речь о пересмотре системы начисления заработной платы
и бонусов по результатам работы в целом. Администрация
предложила перенести урегулирование вопроса бонусов на
следующий год. Далее, администрация сразу согласилась
на требование о пересмотре системы выплаты заработной
платы. Согласование и принятие подобных решений занимает
достаточно долгое время в таких больших компаниях, мы
надеемся на понимание профсоюза в этом вопросе. Что касается
требования по созданию паритетной комиссии по использованию
средств социального страхования, оно было принято».
Эта позиция, однако, не устроила профсоюз.
– Когда мы встречались с генеральным директором Тео Штрайтом,
– говорит Алексей Этманов, – он сказал: будем идти на
компромисс. Но компромисса мы не видим! Да, создали комиссию
по соцстраху. А что еще? Нас кормят обещаниями, но ни
одного конкретного предложения нет. Новой системы оплаты
труда нет, мы предложили озвучить ее на конференции 26
ноября – администрация отказывается. Только что план еще
раз взлетел, зарплата не повышается, из людей выжимают
все соки. Люди, которые раньше боялись голову поднять,
теперь подходят и спрашивают у нас: когда наконец объявите
забастовку? Что же, на конференции мы утвердим ее сроки,
за десять дней, как положено, предупредим администрацию
– и начнем.
С 21 ноября на «Форде» началась «итальянская забастовка»,
которая продлится вплоть до конца нынешней недели – когда
состоится конференция трудового коллектива, которая примет
решение об объявлении полноценной забастовки. В «итальянской
забастовке» участвует весь коллектив завода, который перешел
на работу исключительно по правилам: без увеличения скорости
конвейера и без каких бы то ни было переработок.
В администрации завода к этому относятся спокойно. Надо
сказать, что обе стороны конфликта вообще ведут себя крайне
цивилизованно: ни обвинений, ни оскорблений – ничего этого
нет, нормальный спор, хотя позиции, естественно, отличаются.
«Администрация прилагает максимум усилий для нахождения
компромисса, который бы устроил обе стороны, – говорит
Екатерина Кулиненко. – Следует заметить, что это обоюдный
процесс, и при конструктивной поддержке профсоюза и лояльности
к компании он мог бы идти быстрей». О возможном изменении
позиции администрации в случае, если забастовка все-таки
начнется, г-жа Кулиненко говорит дипломатично: «путем
забастовок трудно достичь компромисса, в компании больше
верят в силу переговорного процесса, нежели в силу угроз,
тем более что администрация настроена на открытый и конструктивный
диалог»...
Между тем рабочие «Форда» настроены решительно.
– Впервые в России мы идем к абсолютно законной забастовке,
– говорит Алексей Этманов. – Если кто-то думает, что пришел
в страну третьего мира, с дешевой рабочей силой, и может
вытворять что хочет, – он здорово ошибается.
Профсоюзный лидер, кстати, сам ездит на «Ладе», но, смеясь,
уверяет, что дело не в плохом качестве собственной продукции.
«Я – патриот «Форда», ездил бы на нем с огромным удовольствием,
если бы платили достойную зарплату и у меня хватало на
это денег»...
Что ж, казалось бы, подобных историй сегодня случается
немало. Один только Петербургский морской порт то и дело
преподносит сюрпризы: бастуют то лоцманы, то докеры, то
другие портовые службы. Но, вместе с тем, есть на «Форде»
своя изюминка.
Похоже, что на иностранном предприятии в России рождаются
вполне «западные» отечественные профсоюзы. Такие, какими
они, собственно, и должны быть. Защищающие интересы рабочих
(а не руководства). Тех рабочих, которые уверены, что
прибыль владельцев создается их руками. И которые твердо
намерены бороться за свои права. Решительно и цивилизованно.