[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Елена Щедрунова (ведущая программы)
Доступное жилье и новый Жилищный кодекс
"Маяк", 30 ноября 2005 года

Сегодня мы будем говорить о национальной программе "Доступное жилье", будем говорить о приватизации квартир, которая на данный момент официально заканчивается 1 января 2007 года. Свое мнение по этому поводу выскажет наша гостья - член Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галина Хованская.

- Галина Петровна, начнем с национальной программы "Доступное и комфортное жилье - гражданам России". Вчера, 29 ноября, о ней опять вспоминали, говорили о том, что вложения в жилищную сферу увеличатся в четыре раза. Впечатляет. Первый вопрос: насколько реальна реализация этого проекта "Доступное жилье"? Вот с вашей точки зрения, с точки зрения человека, который занимается всю свою сознательную жизнь проблемами доступного жилья?

Галина Хованская: Государство обязано эту проблему решить. Так что деваться нам некуда, ее придется решать. Но сложности очень большие.

- Но те контуры, которые обрисованы сейчас, они дают вам какую-то надежду, что будет движение?

Галина Хованская: Несмотря на то, что финансирование действительно увеличено, по сравнению с первыми заявленными цифрами оно действительно подросло, но, когда мне задавали такой вопрос, я говорила о том, что нужно увеличить в семь раз финансирование, чтобы россияне хоть как-то почувствовали изменение в своей судьбе, в решении квартирного вопроса. Не все, конечно, определяется только финансированием, хотя это первый и очень важный вопрос.

Второе, о чем говорил президент, и здесь я должна согласиться с его позицией, что очень много бюрократических препятствий при оформлении для инвестора, желающего построить дом, всех этих документов. Прорваться через эти барьеры - это удел только отдельных и самых активных, выходящих на это поле. И, к сожалению, коррупция, она тоже препятствует процессу конкуренции нормальной на этом рынке. Потому что человек, желающий построить дом и имеющий деньги, не имеет никаких гарантий, что он эту свою проблему сможет решить. Но я всегда считаю, что если это хоть кому-то поможет, хоть сотне, тысяче очередников наших или даже не очередникам, а просто нуждающимся в улучшении жилищных условий, то это правильно, это разумно, это надо поддерживать.

- Бюрократические препоны, коррупция - это проблемы региональные, это региональные бюрократические препоны? Если региональные, что может сделать федеральная власть? Можно ли принять какие-то решения, которые будут касаться всех и напрямую? Или все-таки говорить чиновникам: работайте хорошо, будьте честными, - это все, что может сделать региональная власть?

Галина Хованская: Вы знаете, проблема коррупции - это отдельная тема для отдельной передачи, это колоссальная проблема, и как ее решать, это не нам с вами обсуждать. Ликвидировать коррупцию невозможно, она есть во всех странах. Но те масштабы, которые она приобрела в России, конечно, нужно радикально сократить, на порядок, я бы сказала.

- Бюрократические препоны?

Галина Хованская: Конечно, если на нормативном уровне все правила игры прописаны четко, то, кстати, и с коррупцией легче бороться, потому что нет возможности для чиновника проскользнуть в эту щель. Когда она возникает? Когда появляются в том же Жилищном кодексе формулировочки типа "может быть предоставлено право", "могут быть выделены деньги на капитальный ремонт", "могут быть выделены средства на адресную помощь малоимущим", - вот уже поле для того, чтобы договариваться.

- То есть субъективные вещи появляются.

Галина Хованская: Абсолютно зависящие от честности и порядочности конкретного чиновника и того, с кем он договаривается.

- Новый Жилищный кодекс будет устранять эти бюрократические препоны, которые возникают при строительстве нового жилья? Или это не имеет никакого отношения к Жилищному кодексу?

Галина Хованская: Нет, это скорее Градостроительный кодекс, это проблема градостроительного законодательства в первую очередь. Это проблема закона о долевом участии в строительстве, сейчас эта тема тоже очень активно обсуждается. И здесь, конечно, нужна корректировка именно на нормативном, законодательном поле.

- То есть, по идее, Дума должна этим заняться?

Галина Хованская: Безусловно. То есть в закон о долевом участии в строительстве, безусловно, нужны изменения. По моим сведениям, эти поправки сейчас готовятся. А то, что касается непосредственно Жилищного кодекса, здесь в первую очередь нужно устранять формулировки "может быть". Знаете, еще была такая формулировка "как правило". Норма взяткоемкая, норма коррупционная.

- Следующий момент, касающийся поправок в Жилищный кодекс, - это сроки приватизации жилья для тех людей, которые получили это жилье до 1 марта 2005 года. Я правильно называю сроки?

Галина Хованская: Вы правильно называете сроки. К сожалению, дата 1 марта 2005 года уже наступила. И она уже лишила несколько миллионов россиян, я так оцениваю, что это где-то 10 миллионов, права иметь свою долю этого государственного пирога, иметь в собственности квартиру. И вы прекрасно помните, какие это категории. Это жители общежитий, которые сейчас объединяются, создают даже движение жителей общежитий за сохранение своих прав на приватизацию, в том числе и на то, чтобы не быть выброшенными на улицу новым хозяином общежития. Это тоже тема интересная, она требует отдельного обсуждения, потому что здесь нарушение прав идет и со стороны властей, и со стороны бывших руководителей государственных предприятий, а ныне уже собственников акционерных предприятий.

- На пейджере уже есть вопрос от Глеба: "Удалось ли вам внести изменение в кодекс, разрешающее приватизировать комнату в ведомственном общежитии?"

Галина Хованская: Мой проект, который решает и эту проблему в том числе, внесен 18 марта. Но до сих пор мы не имеем отзыва правительства, хотя, вы видите, чем больше месяцев проходит, тем острее становится проблема, возникают конфликты по мере того, как какая-то норма затрагивает конкретного человека, конкретную семью. Да, я эти все поправки внесла. Я предлагаю отменить обе даты: и 1 марта 2005 года, и 1 января 2007 года. Но это не значит, что я считаю, что не надо завершать приватизацию, но завершать ее нужно честно. Нужно ее завершать, определяя правила игры до ее начала. Не нужно лишать права приватизации тех, кто простоял 20 лет в очереди, кто живет в общежитии, в аварийном жилье, в закрытых военных городках, то есть те категории россиян, которым в силу закона запрещена на сегодняшний день приватизация занимаемого жилого помещения.

- Как же сроки-то определять? В этом смысле тогда приватизация будет бесконечной.

Галина Хованская: Ничего подобного. Что я предлагаю? 1 марта ввели Жилищный кодекс в действие. Тем, кто встает на очередь после 1 марта 2005 года, тем, кто уже должен быть малоимущим, других мы на учет не ставим, нужно быть не только нуждающимся, нужно быть еще и малоимущим, вот этим людям говорят заранее, что, когда ты получишь квартиру по договору социального найма, ты ее приватизировать не сможешь. Так этой категории приватизация и не нужна по существу, раз они малоимущие. Это бремя им не по силам.

- Понятно. То есть вы предлагаете ввести новые правила игры только для людей, которые встают на очередь после 1 марта 2005 года.

Галина Хованская: Абсолютно правильно. И не нужно затрагивать интересы жителей общежитий и аварийных домов, пусть они свое право реализуют. Не нужно затрагивать семьи, где не договорились, один против, а четверо - за.

- Не договорились о приватизации.

Галина Хованская: Да. 30 лет они уже живут в этом жилье, но бабушка не хочет, а остальные все хотят. И что же, этой бабушке год жить? Какие отношения будут в этой семье? Зачем на ровном месте создавать конфликты, я не понимаю? У нас есть процент принципиальных противников приватизации, ну они и останутся в социальном жилье, это 10-15 % жилищного фонда. Остальное социальное жилье надо строить. И вот если будет этот блок, а я знаю, что он есть в национальном проекте, вот это правильный подход к решению проблемы. Потому что старые обязательства государство с себя сбросить не может.

- Вы уже упомянули о том, что вы были против даты 1 января 2007 года, я поясню: это срок окончания приватизации квартир для всех абсолютно. Тем не менее Московская городская Дума уже выступила с инициативой продлить этот срок до 1 января 2010 года. И наши слушатели интересуются, насколько велика вероятность продления Госдумой сроков бесплатной приватизации жилья до 2010 года?

Галина Хованская: Еще раз говорю, что это в принципе неправильный подход.

- Но хотя бы вот так. Я думаю, что многих уже это успокоит.

Галина Хованская: Даст людям вздохнуть, успокоит органы, регистрирующие эти сделки. В общем, это какой-то компромисс временный. Но в принципе это неправильно.

- Но этот компромисс возможен? Госдума будет этим заниматься?

Галина Хованская: Я не могу сказать, что решит фракция "Единая Россия". Этот вопрос задайте, пожалуйста, представителям этой фракции, потому что они имеют большинство в Государственной Думе и они будут решать, соглашаться с этим проектом или нет.

- Но если учесть, что в Московской городской Думе это тоже было предложение со стороны "Единой России", видимо, будет преемственность предложений. А ваше предложение, которое лежит в Государственной Думе, на эту же тему, оно рассматривалось, обсуждалось?

Галина Хованская: Вообще я нахожу поддержку у очень многих юристов, которые соглашаются с тем, что закон, ухудшающий положение граждан, обратной силы не имеет, не должен иметь. Более того, это противоречит Конституции Российской Федерации. В ней сказаны очень простые и понятные для всех наших слушателей слова: не могут приниматься в России законы, отменяющие или умаляющие права граждан. А здесь, особенно в том, что касается 1 марта, мы имеем именно такую ситуацию, когда умаляются права граждан. Им по закону нельзя сейчас приватизировать занимаемое жилье.

- Даже тем, кому можно приватизировать это жилье, приходится преодолевать огромные препоны. И, кстати, почему заговорили про 2010-й? Даже начальник Главного управления Минюста по Москве А. Буксман сказал, что не успеют всех обеспечить этими регистрационными листами, если будут работать в том темпе, который есть. Он назвал цифру: в Москве порядка 750 тысяч неприватизированных квартир. При этом он же предложил воспользоваться в качестве альтернативной меры услугами коммерческих организаций. Тут сразу рождается вопрос: а может быть, все это делается именно для того, чтобы кто-то деньги на этом заработал?

Галина Хованская: Я такого варианта не исключаю, конечно. 750 тысяч квартир? Пусть нас не пугают эти руководители, я уже сказала, что есть определенный процент граждан, которые принципиально не хотят. Они взвесили свои возможности финансовые, они принципиально не хотят приватизировать занимаемое жилое помещение, и это их право. И таких будет достаточно много, из этих 750 тысяч, может быть, большая половина и не придет в регистрирующий орган.

- То есть проблема этих очередей с чем связана?

Галина Хованская: Проблема связана с тем, что, во-первых, непродуманно определили "час Х" - 1 января 2007 года. Этого не нужно было делать вообще. Пусть люди определяются столько, сколько им нужно. Второе, это совпало с административной реформой регистрирующих органов.

- И поэтому такие проблемы?

Галина Хованская: Да, это привело к возникновению огромных очередей. Но я хочу сказать сразу: если вы подали заявление до, пусть худший вариант, 1 января 2007 года, вы все равно будете собственником вашей квартиры.

- К 1 марта 2006 года каждый из нас, если он является собственником жилья, должен заключить договор с управляющей компанией, которая и будет поддерживать порядок в том доме, в котором он живет. Вот здесь возникает очень много вопросов. Некоторые люди уже получили извещения о том, что они уже в декабре должны заключить подобные договоры. Кроме того, у них нет никакого выбора. То есть им присылает их любимый или нелюбимый ЖЭК договор об обслуживании, будь любезен, подпиши. Что людям делать?

Галина Хованская: Да, вопрос есть. Если в первом случае, когда мы обсуждали проблему приватизации, я вам сказала, что я против продления, то в данном случае я за продление вот этого срока. То есть нужно дату 1 марта 2006 года перенести как минимум на год. Вот здесь я активно поддерживаю отсрочку. Потому что на сегодняшний день только 5 процентов россиян, как известно из опросов, вообще знают о том, что они должны что-то решить до 1 марта. Осталось всего три месяца.

Но вы подняли еще одну очень важную проблему: а из кого выбирать? Где эти альтернативные частные управляющие компании? Да, они есть, но их очень мало. И, как правило, они работают только в новостройках, как правило, застройщик сам и продолжает эксплуатировать дом. Ну, там есть у него и своя корысть. Три года истечет - срок давности по претензиям, по недоделкам строительным, - и он уйдет тогда, снимет с себя все полномочия управляющей компании. Но появляются и нормальные управляющие компании, и у них, кстати, масса проблем, потому что они оказываются в неравных условиях на этом рынке услуг по управлению жилищным фондом.

Так вот я хочу сказать, что на самом деле наши ГУПы, ДЕЗы, они ведь не хотят остаться без работы, так что они не заинтересованы в том, чтобы появлялись конкуренты. Поэтому вот такая уже досрочная настоятельная просьба заключить договор. А договор заключается сроком до 5 лет. И расторгнуть вы его не сможете в любой момент, как это говорят некие высокопоставленные чиновники из Минрегионразвития. Потому что для того, чтобы расторгнуть договор в одностороннем порядке, нужно пойти в суд, и у вас должны быть очень веские аргументы, почему вы хотите его расторгнуть. Недостаточно провести собрание для того, чтобы отказаться от услуг, навязанных вам нелюбимой управляющей компанией, тем же ДЕЗом. Ну, ДЕЗ ДЕЗу рознь, предполагается, что в ближайшем будущем они тоже станут частными компаниями. И если будет такая возможность заключить договор с любой управляющей, в том числе государственной, компанией, вот это уже право выбора. На сегодняшний день у нас его нет. Есть управа, есть один или два ДЕЗа в зависимости от размеров района, и будьте добры, примите эти услуги.

- Что делать людям, не подписывать договор? Если не подпишут, что будет?

Галина Хованская: Вы знаете, на самом деле для них мало что изменится, потому что платить-то они должны, иначе всякие неприятности возникают уже в связи с неуплатой за жилое помещение и коммунальные услуги. Для нанимателя так это вообще катастрофа, потому что через 6 месяцев на вас могут подать иск в суд на выселение по нормам общежития, как вы знаете.

- Но при этом, как я понимаю, за нанимателя это решают городские власти, кто будет управлять этим домом. Правильно?

Галина Хованская: Вы правильно понимаете, потому что в данном случае городская власть будет присутствовать со своими голосами на общем собрании собственников. И вот еще один момент, на который я хочу обратить внимание. К сожалению, почему-то всегда связывают проведение общего собрания с образованием товарищества собственников жилья, а эта процедура требует большого времени на оформление имущественного комплекса. Провести собрание вы можете, просто собравшись, собственники и город, т. е. представитель нанимателей жилых помещений. В Москве ситуация такая, что львиную долю сейчас уже составляет частный жилищный фонд.

Не решен вопрос, кто будет делать капитальный ремонт. Ох какой острый вопрос. Как много обращений из всех уголков России абсолютно. Что беспокоит собственника приватизированного жилья? Вот сейчас ввели платеж, с нового года, видимо, он появится в платежках у всех собственников жилых помещений. Но ведь для того, чтобы накопить деньги на капитальный ремонт, должно пройти 20-25 лет. А если дом не ремонтировался 25-30 лет уже до того? Чья это обязанность? Я считаю, что это обязанность государства. И, кстати, отмена закона о приватизации 1 января 2007 года рикошетом ударит еще и по тем, кто уже приватизировал квартиры и надеется на то, что государство их не бросит по дороге. То есть им были взяты обязательства, не были выполнены, но когда-то они будут выполнены. Так что видите, какой интересный аспект отмены закона о приватизации.

- Возвращаемся к управляющим компаниям. Объявив о том, что у людей должен быть выбор управляющей компании, по факту это свели к лозунгу. Все останется так, как есть сейчас. За исключением отдельных хорошо развитых районов.

Галина Хованская: Это хорошо в тех домах, где уровень доходов населения более-менее одинаковый.

- В хорошо развитых домах, скажем так. А для всех остальных все как было, так и останется. Можно расслабиться и ничего не делать.

Галина Хованская: Расслабляться не нужно. Я все-таки думаю, что собственник, он начинает осознавать, что он собственник, этого не было в начале приватизации. То есть мы с удовольствием воспринимали все наши права, но очень неохотно думали об обязанности страховать свое жилье, заботиться о капитальном ремонте дома, платить больше, чем социальный наниматель. А это тоже будет. Потому что платеж за капитальный ремонт - это только для собственника.

- Вопрос от Натальи: "С 1 января в России вводятся именные счета на оплату жилищно-коммунальных услуг. Нет никакой информации, как это будет организовано в Москве. Расскажите, пожалуйста, об этом". Вообще что это такое?

Галина Хованская: Это по всей России должно быть сделано. Дело в том, что, если вы получаете адресную помощь, являясь семьей с низкими доходами, если вы являетесь семьей, где есть льготники, получаете льготу, вот эта льгота будет зачисляться в виде денежной компенсации на ваш персональный, персонифицированный, как его называют, счет. То же самое будет и с адресной помощью. То есть в принципе это будет пока сделано вот для этой части населения. Но это уже немало. Так что государственные акции помощи малоимущей семье, льготникам, они действительно будут реализовываться через персонифицированные счета. И управляющие организации должны будут с вами считаться, потому что вы будете платить полностью с учетом тех сумм, которые вам перечислят на ваш персональный счет. В принципе я эту схему поддерживаю. Другое дело, как будут подбираться банки, насколько это будет удобно для конкретной семьи.

- То есть имеется в виду, что вам будут присылать платежку на 100 процентов, но при этом вам скажут: в таком-то банке на таком-то счету лежат деньги, которые вы получите в качестве компенсации.

Галина Хованская: Да.

- Галина Петровна, а вариант со 122-м законом не повторится?

Галина Хованская: Очень не хотелось бы, чтобы это повторилось. И очень не хотелось бы, чтобы компенсацию за льготы съела инфляция. Это приведет не к мгновенному выходу на улицы, но, через несколько лет, когда инфляция съест эту сумму, к неприятным социальным последствиям.

- Вопрос: "В семье есть члены, которые не проживают в квартире. Связи с ними нет, но прописаны. Можем ли мы приватизировать квартиру без их согласия?"

Галина Хованская: Нет, к сожалению.

- "Что будет с приватизацией квартир в пятиэтажках, которые идут под снос после 1 марта 2005 года?"

Галина Хованская: Если ваш дом признан аварийным, вы не сможете приватизировать это жилье, если нет, то приватизируйте. При отказе берите отказ письменный и обращайтесь в суд.

"Маяк", 30 ноября 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Галина Хованская

Реформа ЖКХ

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]