Госдума
вновь отказалась решать одну из самых запущенных российских
проблем - компенсации гражданам вкладов в Сбербанке, "сгоревших"
в январе 1992 года. Проект обращения депутатов к премьеру
Михаилу Фрадкову предлагал перевести эти вклады, признанные
долгом государства перед гражданами, в облигации Государственного
внутреннего займа, погашаемые в течение 20 - 25 лет, а частично
- покрыть акциями Сбербанка. Однако представитель Белого
дома заявил, что эти предложения "не имеют под собой
ни финансовой, ни правовой основы", и проект был отклонен.
Пустые бумажки
Представьте, что вам задолжали большую сумму. Но на требование
вернуть долг вам говорят: нет денег! При этом вы точно
знаете, что деньги (пусть и не вся сумма) у должника есть,
более того - с другими кредиторами он расплачивается раньше
срока. Наверное, вы пойдете в суд и будете требовать взыскания
долга или продажи имущества должника?
Представим другую ситуацию: гражданин задолжал государству
- не вернул кредит или не заплатил налоги. Что сделает
государство? Вернет долг силой да еще и оштрафует. Нет
денег, чтобы расплатиться? Конфискуют и продадут на торгах
имущество, не хватит и этого - приговорят к исправительным
работам...
Оставим в стороне широко известные факты, связанные с
"басманным", "мещанским" и другим
подобным правосудием, и предположим, что долг имеет место.
Но если согласиться с тем, что наказание несостоятельных
или недобросовестных должников справедливо, то почему
государство не подвергается аналогичному наказанию за
аналогичное поведение?
Полтора десятилетия назад отпуск цен в одночасье превратил
в пыль многолетние сбережения граждан (эксперты говорят
о 40 - 50 миллионах пострадавших вкладчиках, живущих сегодня
в России). При этом правительство заявило, что никаких
компенсаций не будет, и вообще на эти деньги ничего нельзя
было купить, поскольку это были "пустые бумажки",
не обеспеченные товарами. Что было, заметим, откровенной
ложью: главной причиной пустых прилавков осени 1991-го
стали массовые ожидания заранее обещанного отпуска цен.
Между тем за два месяца до этого, в конце октября 1991
года, именно в преддверии отпуска цен, был принят замечательный
закон, о котором сегодня мало кто помнит, хотя он является
действующим. Это закон "Об индексации денежных доходов
и сбережений граждан в РСФСР". В нем содержатся любопытные
положения. Например, обязанность государства индексировать
оплату труда работников предприятий, учреждений и организаций
(кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих
цены на производимые ими товары и оказываемые услуги),
государственные пенсии, стипендии, социальные пособия,
вклады в Сбербанке, государственные займы и ценные бумаги.
Индексация должна была проводиться, если инфляция превышает
6 процентов.
В 1992 году инфляция составила 2500% - надо ли напоминать,
что никаких индексаций сбережений, а тем паче "доходов"
так и не произошло? И вообще упомянутый закон остался
абсолютно неработающим.
По тысяче на нос
В последующие четыре года вопрос о компенсациях вкладов
стал предметом нескольких решений высших органов российской
власти. Президент Ельцин дважды принимал указы, направленные
на восстановление "сгоревших" сбережений, соответствующие
постановления издавал Съезд народных депутатов и Конституционный
суд, был принят даже федеральный закон на эту тему. Но
все благие порывы депутатов, судей и президента остались
исключительно на бумаге. При этом ни о каких "целевых
долговых обязательствах", облеченных в форму выдаваемых
потерпевшим вкладчикам ценных бумаг, никто и не вспоминает.
Никто не принимает никаких "федеральных программ
восстановления сбережений". Ни в одном бюджете страны
за эти годы "сгоревшие" сбережения не учитываются
как внутренний долг.
Правда, в расходной части бюджета выделяются скромные
суммы на выплаты пострадавшим вкладчикам: они получают
по 1000 рублей, да и то, если являются престарелыми, инвалидами,
участниками войны, бывшими несовершеннолетними узниками
концлагерей и гетто и так далее. Бюджет 2005 года предусматривает
выделение на эти цели примерно 30 млрд. рублей, проект
бюджета 2006 года - 40 млрд. В среднем те же 1000 рублей
на каждого пострадавшего вкладчика.
Между тем, если предположить, что в 1991 году каждый
из вкладчиков имел на счету хотя бы по тысяче рублей,
- это в пять раз превышало среднюю зарплату по стране.
Сегодня соответствующий "зарплатный" показатель
- около 8 тысяч рублей. Выходит, если экстраполировать
цифры, каждому из вкладчиков причитается по 40 тысяч рублей
компенсаций. А ведь это очень и очень минимальные оценки...
В прежние годы, отказываясь выплачивать компенсации,
правительство неизменно заявляло, что на это нет денег.
Теперь, когда появились "нефтяные" деньги, их
стали откладывать в Стабилизационный фонд и расходовать
только на возврат внешних долгов. А как быть с внутренним?
Какими словами можно назвать политику, при которой делают
все, чтобы вернуть долги (и даже - досрочно) иностранным
кредиторам, и при этом ищут любые предлоги, чтобы не отдавать
долги собственным гражданам? Как уже сказано, с теми,
кого оно считает своими должниками, государство не церемонится.
Но к себе оно применяет совсем другие мерки!
Да, на компенсации требуется 10 триллионов рублей, два
годовых бюджета. Но ведь существуют и иные способы: скажем,
выпустить ценные бумаги, как предусматривает закон. Разговоры
о том, что рынок "не сможет переварить" такой
объем, несерьезны: что мешает сделать эти бумаги целевыми
и установить, что они не могут обращаться на фондовом
рынке, но на них можно приобрести, например, земельные
участки. В конце концов, если государство оказалось несостоятельным
должником, пусть его имущество продают на торгах, чтобы
расплатиться с кредиторами. Выставили бы на торги, скажем,
"Роснефть" - чем она лучше "Юганскнефтегаза"?
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
И слепой глухому говорит
Павел МЕДВЕДЕВ, депутат Госдумы
Дискуссии в Думе о компенсации вкладов, "сгоревших"
в Сбербанке в 1992 году, напомнили мне разговор слепого
с глухим. Один говорит: "Надо вернуть долги".
"Да, - соглашается другой, - но как?" Первый
не отвечает на вопрос и продолжает бубнить: "Надо
вернуть". Хорошо бы вернуть, это правда. Но я уже
не вижу разумного способа это сделать. И, по-моему, убедил
коллег к данному вопросу не возвращаться.
Те предложения, что инициировали последний раз некоторые
мои коллеги-депутаты, - невероятная глупость, смысл которой
- переложить всю ответственность на правительство. Первое
предложение состояло в том, чтобы акции, которые принадлежат
государству в Сбербанке, отдать людям, потерявшим в нем
деньги. Акции, принадлежащие Сбербанку, имеют номинальную
стоимость 600 млн. рублей. А только на следующий год на
компенсацию потерь граждан в Сбербанке бюджет (он это
делает регулярно) выделяет 40 млрд. рублей. При этом они
выплачиваются лишь тысяче с небольшим человек. Следовательно,
мы имеем совершенно несоизмеримые величины. Правда, эти
акции котируются на рынке заметно выше номинала. Потому
что люди не хотят продавать их задешево. На руках у них
сегодня акции общей стоимостью 400 млн. рублей. И если
мы бесплатно отдадим оставшиеся 600 млн. (то есть около
60% акций Сбербанка), совершенно очевидно, что стоимость
акций упадет. И что тогда произойдет с нынешними вкладчиками
Сбербанка? Они из него побегут, и банк развалится - с
последствиями несравненно более страшными, чем в 1992
году.
Второе предложение - выпустить облигации и раздать их
гражданам, потерявшим вклады. Гениальная идея! Только
почему бы не раздать их всем, перед кем государство в
долгу, - пенсионерам, учителям, врачам, социальным работникам?
Это очевидная глупость - рынок сегодня не может переварить
даже те облигации, которые выпускают наши предприятия,
желающие привлечь деньги на развитие. Почему? Потому что
мы друг другу не доверяем и не готовы давать друг другу
деньги взаймы. Вот если бы наши предприятия, как в Америке,
выпускали облигации, продавали их на рынке, и мы с вами
их покупали, - на эти деньги предприятия развивались бы,
зарабатывали деньги и возвращали их нам, да еще с приварком
- за то, что мы дали в долг. Но в России весь финансовый
рынок (а сюда, помимо рынка облигаций и акций, можно добавить
весь страховой рынок) по объему в 10 раз меньше одной
только банковской сферы. А она вся в разы меньше, чем
один крупнейший Мировой банк. То есть наш рынок неспособен
оценить даже те облигации, которые есть. И при этом предлагается
выбросить на рынок еще море облигаций! В таком случае
произойдет ровно то, что случилось в 1998 году, когда
обесценились ГКО - из-за того, что правительство выпустило
их слишком много. Но даже тогда оно выпустило их несравненно,
в тысячи раз меньше, чем нужно было для покрытия долгов
перед гражданами.