[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]
Борис Вишневский
Сгоревшие заживо
Дореформенные сбережения граждан не восстанавливают не потому, что у властей нет денег, а потому, что нет желания
"Московские новости", 18 ноября 2005 года
Госдума вновь отказалась решать одну из самых запущенных российских проблем - компенсации гражданам вкладов в Сбербанке, "сгоревших" в январе 1992 года. Проект обращения депутатов к премьеру Михаилу Фрадкову предлагал перевести эти вклады, признанные долгом государства перед гражданами, в облигации Государственного внутреннего займа, погашаемые в течение 20 - 25 лет, а частично - покрыть акциями Сбербанка. Однако представитель Белого дома заявил, что эти предложения "не имеют под собой ни финансовой, ни правовой основы", и проект был отклонен.

Пустые бумажки

Представьте, что вам задолжали большую сумму. Но на требование вернуть долг вам говорят: нет денег! При этом вы точно знаете, что деньги (пусть и не вся сумма) у должника есть, более того - с другими кредиторами он расплачивается раньше срока. Наверное, вы пойдете в суд и будете требовать взыскания долга или продажи имущества должника?

Представим другую ситуацию: гражданин задолжал государству - не вернул кредит или не заплатил налоги. Что сделает государство? Вернет долг силой да еще и оштрафует. Нет денег, чтобы расплатиться? Конфискуют и продадут на торгах имущество, не хватит и этого - приговорят к исправительным работам...

Оставим в стороне широко известные факты, связанные с "басманным", "мещанским" и другим подобным правосудием, и предположим, что долг имеет место. Но если согласиться с тем, что наказание несостоятельных или недобросовестных должников справедливо, то почему государство не подвергается аналогичному наказанию за аналогичное поведение?

Полтора десятилетия назад отпуск цен в одночасье превратил в пыль многолетние сбережения граждан (эксперты говорят о 40 - 50 миллионах пострадавших вкладчиках, живущих сегодня в России). При этом правительство заявило, что никаких компенсаций не будет, и вообще на эти деньги ничего нельзя было купить, поскольку это были "пустые бумажки", не обеспеченные товарами. Что было, заметим, откровенной ложью: главной причиной пустых прилавков осени 1991-го стали массовые ожидания заранее обещанного отпуска цен.

Между тем за два месяца до этого, в конце октября 1991 года, именно в преддверии отпуска цен, был принят замечательный закон, о котором сегодня мало кто помнит, хотя он является действующим. Это закон "Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР". В нем содержатся любопытные положения. Например, обязанность государства индексировать оплату труда работников предприятий, учреждений и организаций (кроме работников предприятий, самостоятельно определяющих цены на производимые ими товары и оказываемые услуги), государственные пенсии, стипендии, социальные пособия, вклады в Сбербанке, государственные займы и ценные бумаги. Индексация должна была проводиться, если инфляция превышает 6 процентов.

В 1992 году инфляция составила 2500% - надо ли напоминать, что никаких индексаций сбережений, а тем паче "доходов" так и не произошло? И вообще упомянутый закон остался абсолютно неработающим.

По тысяче на нос

В последующие четыре года вопрос о компенсациях вкладов стал предметом нескольких решений высших органов российской власти. Президент Ельцин дважды принимал указы, направленные на восстановление "сгоревших" сбережений, соответствующие постановления издавал Съезд народных депутатов и Конституционный суд, был принят даже федеральный закон на эту тему. Но все благие порывы депутатов, судей и президента остались исключительно на бумаге. При этом ни о каких "целевых долговых обязательствах", облеченных в форму выдаваемых потерпевшим вкладчикам ценных бумаг, никто и не вспоминает. Никто не принимает никаких "федеральных программ восстановления сбережений". Ни в одном бюджете страны за эти годы "сгоревшие" сбережения не учитываются как внутренний долг.

Правда, в расходной части бюджета выделяются скромные суммы на выплаты пострадавшим вкладчикам: они получают по 1000 рублей, да и то, если являются престарелыми, инвалидами, участниками войны, бывшими несовершеннолетними узниками концлагерей и гетто и так далее. Бюджет 2005 года предусматривает выделение на эти цели примерно 30 млрд. рублей, проект бюджета 2006 года - 40 млрд. В среднем те же 1000 рублей на каждого пострадавшего вкладчика.

Между тем, если предположить, что в 1991 году каждый из вкладчиков имел на счету хотя бы по тысяче рублей, - это в пять раз превышало среднюю зарплату по стране. Сегодня соответствующий "зарплатный" показатель - около 8 тысяч рублей. Выходит, если экстраполировать цифры, каждому из вкладчиков причитается по 40 тысяч рублей компенсаций. А ведь это очень и очень минимальные оценки...

В прежние годы, отказываясь выплачивать компенсации, правительство неизменно заявляло, что на это нет денег. Теперь, когда появились "нефтяные" деньги, их стали откладывать в Стабилизационный фонд и расходовать только на возврат внешних долгов. А как быть с внутренним? Какими словами можно назвать политику, при которой делают все, чтобы вернуть долги (и даже - досрочно) иностранным кредиторам, и при этом ищут любые предлоги, чтобы не отдавать долги собственным гражданам? Как уже сказано, с теми, кого оно считает своими должниками, государство не церемонится. Но к себе оно применяет совсем другие мерки!

Да, на компенсации требуется 10 триллионов рублей, два годовых бюджета. Но ведь существуют и иные способы: скажем, выпустить ценные бумаги, как предусматривает закон. Разговоры о том, что рынок "не сможет переварить" такой объем, несерьезны: что мешает сделать эти бумаги целевыми и установить, что они не могут обращаться на фондовом рынке, но на них можно приобрести, например, земельные участки. В конце концов, если государство оказалось несостоятельным должником, пусть его имущество продают на торгах, чтобы расплатиться с кредиторами. Выставили бы на торги, скажем, "Роснефть" - чем она лучше "Юганскнефтегаза"?

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

И слепой глухому говорит

Павел МЕДВЕДЕВ, депутат Госдумы

Дискуссии в Думе о компенсации вкладов, "сгоревших" в Сбербанке в 1992 году, напомнили мне разговор слепого с глухим. Один говорит: "Надо вернуть долги". "Да, - соглашается другой, - но как?" Первый не отвечает на вопрос и продолжает бубнить: "Надо вернуть". Хорошо бы вернуть, это правда. Но я уже не вижу разумного способа это сделать. И, по-моему, убедил коллег к данному вопросу не возвращаться.

Те предложения, что инициировали последний раз некоторые мои коллеги-депутаты, - невероятная глупость, смысл которой - переложить всю ответственность на правительство. Первое предложение состояло в том, чтобы акции, которые принадлежат государству в Сбербанке, отдать людям, потерявшим в нем деньги. Акции, принадлежащие Сбербанку, имеют номинальную стоимость 600 млн. рублей. А только на следующий год на компенсацию потерь граждан в Сбербанке бюджет (он это делает регулярно) выделяет 40 млрд. рублей. При этом они выплачиваются лишь тысяче с небольшим человек. Следовательно, мы имеем совершенно несоизмеримые величины. Правда, эти акции котируются на рынке заметно выше номинала. Потому что люди не хотят продавать их задешево. На руках у них сегодня акции общей стоимостью 400 млн. рублей. И если мы бесплатно отдадим оставшиеся 600 млн. (то есть около 60% акций Сбербанка), совершенно очевидно, что стоимость акций упадет. И что тогда произойдет с нынешними вкладчиками Сбербанка? Они из него побегут, и банк развалится - с последствиями несравненно более страшными, чем в 1992 году.

Второе предложение - выпустить облигации и раздать их гражданам, потерявшим вклады. Гениальная идея! Только почему бы не раздать их всем, перед кем государство в долгу, - пенсионерам, учителям, врачам, социальным работникам? Это очевидная глупость - рынок сегодня не может переварить даже те облигации, которые выпускают наши предприятия, желающие привлечь деньги на развитие. Почему? Потому что мы друг другу не доверяем и не готовы давать друг другу деньги взаймы. Вот если бы наши предприятия, как в Америке, выпускали облигации, продавали их на рынке, и мы с вами их покупали, - на эти деньги предприятия развивались бы, зарабатывали деньги и возвращали их нам, да еще с приварком - за то, что мы дали в долг. Но в России весь финансовый рынок (а сюда, помимо рынка облигаций и акций, можно добавить весь страховой рынок) по объему в 10 раз меньше одной только банковской сферы. А она вся в разы меньше, чем один крупнейший Мировой банк. То есть наш рынок неспособен оценить даже те облигации, которые есть. И при этом предлагается выбросить на рынок еще море облигаций! В таком случае произойдет ровно то, что случилось в 1998 году, когда обесценились ГКО - из-за того, что правительство выпустило их слишком много. Но даже тогда оно выпустило их несравненно, в тысячи раз меньше, чем нужно было для покрытия долгов перед гражданами.

"Московские новости", 18 ноября 2005 года

обсудить статью на тематическом форуме

Cм. также:

Оригинал статьи

Борис Вишневский

info@yabloko.ru

[Начальная страница] [Карта сервера/Поиск] [Новости] [Форумы] [Книга гостей] [Публикации] [Пресс-служба] [Персоналии] [Актуальные темы]