Сергея Кириенко поставили во главе Росатома, чтобы контролировать
очень объемные финансовые потоки, которые идут через это
ведомство. Назначение Кириенко - чисто политическое, как
и остальные нынешние перестановки: к сути тех направлений,
которые получили новых кураторов, эти перестановки не
имеют никакого отношения. А поскольку назначение Кириенко
временное, связанное с какими-то дальнейшими планами Кремля,
то и реально заниматься решением проблем в отрасли ему
вряд ли придется.
Вызывает сожаление уход Александра Румянцева - предыдущего
главы Росатома, который был в этой должности очень уместен
и резко контрастировал со своим предшественником Адамовым:
в первую очередь отличался высокой порядочностью и к тому
же был профессионалом. Румянцев начал реальную борьбу
с коррупцией и упорядочением деятельности всевозможных
коммерческих структур, которые роятся вокруг Росатома.
Но, видимо, кого-то в Кремле Румянцев не устраивал. Вполне
возможно, именно потому, что разворошил "осиное гнездо".
Он действительно болел за дело. Начал активную работу
с тяжелейшей проблемой Челябинского комбината - НПО "Маяк",
в частности, занимался проблемой водоемов с жидкими радиоактивными
отходами, которые находятся в аварийном состоянии. Он
позитивно отнесся к нашей инициативе о переселении села
Муслюмова, пострадавшего от аварии на "Маяке"
в 1957 году. Не думаю, что Кириенко будет всем этим заниматься
- по крайней мере, в ближайшее время, пока он будет входить
в курс дела. Тем более что перед ведомством Сергея Кириенко
стоит немало проблем. Одна из острейших - безопасность
ядерных объектов. В 2002 году мы опытным путем установили,
что Красноярский химический комбинат не охраняется, просто
проникнув туда без особых проблем. После этого на комбинате
построили рубеж обороны и поставили вооруженную охрану.
Но это был один объект, а по России их тысячи. На месте
Кириенко я бы начал с атомных станций: некоторые из них,
расположенные рядом с очень крупными городами, находятся
в ужасном состоянии и являются просто подарком для террористов.
В первую очередь надо находить деньги на это, а уж потом
на какие-то грандиозные проекты. На мой взгляд, новому
главе Росатома разумно было бы приостановить программу
строительства новых атомных станций и за счет этого усилить
охрану объектов и решить проблему ядерных отходов, которая
так и остается нерешенной.
К счастью, ядерные отходы в Россию пока не ввозят. И
история со строительством российской атомной станции в
иранском Бушере имеет к этому непосредственное отношение:
США не готовы ввозить нам отработанное ядерное топливо,
пока мы имеем дело с Ираном. Поэтому в некотором смысле
Росатом надо даже благодарить за то, что он затеял историю
с Ираном: это не позволяет превращать Россию в ядерную
свалку.
Острейшей остается проблема реабилитации территорий,
окружающих ядерные объекты, такие, например, как НПО "Маяк".
Атомная энергетика в России очень рентабельна. Такого
больше нет нигде в мире. Потому что у нас в стране, в
отличие от всех остальных ядерных держав, средства от
атомной энергетики не идут на ликвидацию последствий от
ее деятельности. Ведомству Сергея Кириенко пора наконец
задуматься над тем, чтобы и у нас эта отрасль стала менее
рентабельной и материально отвечала бы за свою работу.
Но, к сожалению, в Росатом за последние годы нагнали
много коммерсантов. Боюсь, что коммерциализация в ущерб
профессионализму будет продолжаться. Что очень опасно:
с ядерными объектами нельзя шутить. И Кириенко должен
отдавать себе в этом строгий отчет.